Заключаем внешнеторговый контракт
Сегодня валютное законодательство предъявляет достаточно жесткие требования к российским фирмам, работающим с иностранными партнерами. Санкции, применяемые к нарушителям, составляют значительные суммы. О чем необходимо помнить организации, заключившей внешнеторговый контракт, чтобы соблюсти требования законодательства о валютном регулировании и контроле?
На практике российские организации, которые осуществляют внешнеторговые операции, сталкиваются с множеством проблем. Трудности возникают из-за более длительного, чем обычно, времени совершения сделки, различий в законодательстве Российской Федерации и иностранного государства (места деятельности партнера), особого порядка возмещения налога на добавленную стоимость у российского экспортера, необходимости таможенного оформления товара, колебаний курсов валют. Кроме того, участник внешнеэкономической деятельности обязан соблюдать требования валютного законодательства, установленные Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
С 1 января 2007 года вступила в силу новая редакция данного закона. В результате отменены многие нормы валютного законодательства, которые действовали до этого года. Теперь российские организации, проводя валютные операции, не обязаны использовать специальные счета, резервировать денежные средства на счетах в банках, предварительно регистрировать счета и вклады за пределами Российской Федерации, продавать поступившую валютную выручку.
Вместе с тем некоторые требования валютного законодательства необходимо выполнять и после 1 января 2007 года. Например, не отменена обязанность резидента по возврату в Россию денежных средств, причитающихся ему на основании внешнеэкономического контракта. У многих российских организаций, заключивших внешнеторговые договоры, нередко возникают проблемы с выполнением именно этого условия. Ведь его исполнение зависит не только от организации, но и от иностранного партнера.
Рассмотрим подробнее, какие требования валютного законодательства должна учитывать организация на разных этапах исполнения внешнеторгового контракта. Но прежде определимся с понятиями, которыми оперирует законодательство о валютном регулировании и контроле.
Основные термины валютного законодательства
Определения основных понятий, используемых в валютном законодательстве, приведены в статье 1 Закона N 173-ФЗ.
В целях применения законодательства о валютном регулировании и контроле резидентами признаются созданные в соответствии с российским законодательством юридические лица и их зарубежные подразделения, граждане РФ, а также граждане, проживающие на ее территории на основании вида на жительство. Кроме того, резидентами являются официальные представительства России, находящиеся за пределами ее территории, постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях, сама Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования. Российские граждане, которые постоянно проживают в иностранном государстве, резидентами не признаются.
Уполномоченными банками являются созданные в соответствии с российским законодательством кредитные организации, а также филиалы иностранных кредитных организаций, действующие на территории РФ. Указанные лица должны иметь право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте на основании лицензий Банка России.
Обратите внимание.
Счета за рубежом
Бывает, что для осуществления расчетов по внешнеторговому контракту организации-резиденту надо открыть счет или вклад в банке, расположенном за пределами России. Об открытии (закрытии) таких счетов и вкладов резидент обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета. Сделать это необходимо не позднее месяца со дня заключения или расторжения договора с иностранным банком по форме, утвержденной ФНС России. Так сказано в пункте 2 статьи 12 и пункте 3 статьи 26 Закона N 173-ФЗ. Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории России, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 50 000 до 100 000 руб. Данная ответственность установлена в пункте 2 статьи 15.25 КоАП РФ (см. Федеральный закон от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
Зачислять денежные средства на зарубежные счета можно только в случаях, предусмотренных в статье 12 Закона N 173-ФЗ.
В течение 30 дней после окончания каждого квартала резидент сдает в налоговую инспекцию два экземпляра отчета о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории России за прошедший квартал. По каждому счету (вкладу), открытому в банке вне территории РФ, представляется отдельный отчет. К отчету прилагаются банковские документы, подтверждающие указанные в нем сведения. Правила представления таких отчетов утверждены постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819.
Список операций, относящихся к валютным, приведен в подпункте 9 пункта 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ. В названном подпункте поименованы операции по использованию иностранной валюты как средства платежа между двумя резидентами, иностранной и российской валюты в качестве средства платежа при расчетах между резидентом и нерезидентом. Таким образом, по внешнеэкономическому контракту валютными будут считаться операции по выплате денежных средств нерезидентом резиденту или резидентом нерезиденту. Поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в рамках таких контрактов валютными операциями не признаются.
В валютном законодательстве отсутствует определение понятия "внешнеторговая деятельность". Согласно пункту 2 статьи 1 Закона N 173-ФЗ институты, понятия и термины различных отраслей российского законодательства применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным законом.
В Федеральном законе от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ) установлено следующее. Внешнеторговая деятельность - это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами (импорт и экспорт товаров), услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
К внешней торговле относятся импорт и экспорт товаров, передача исключительных и неисключительных прав на объекты интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу, и наоборот.
Отметим, что в Законе N 164-ФЗ под российским лицом подразумевается:
- юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории России. Российское физическое лицо должно являться гражданином РФ или иметь право постоянного проживания в ней либо быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя согласно российскому законодательству.
Все остальные лица считаются иностранными.
Внешняя торговля услугами - это оказание услуг (выполнение работ), включающее производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в статье 33 Закона N 164-ФЗ. К таким способам, в частности, относится оказание услуг (выполнение работ) на территории Российской Федерации иностранному заказчику или на территории иностранного государства российскому заказчику услуг. Следовательно, договор на оказание услуг, заключенный между российским и иностранным лицами, считается внешнеторговым, даже когда услуги оказываются на территории России.
О чем нужно помнить при заключении контракта
Итак, организация-резидент планирует заключить внешнеторговый договор. Уже на этом этапе резиденту надо принять меры, чтобы обеспечить репатриацию (то есть возврат в Российскую Федерацию) денежных средств по планируемой сделке. Как сказано в пункте 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ, при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные в контрактах, обеспечить репатриацию денежных средств в следующих случаях.
Во-первых, они должны получить на банковские счета в уполномоченных банках иностранную или российскую валюту за переданные нерезидентам товары, информацию и результаты интеллектуальной деятельности, выполненные для резидентов работы и оказанные им услуги.
Во-вторых, резиденты обязаны обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на российскую таможенную территорию товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.
Организация-резидент, которая нарушила требование о репатриации, может быть оштрафована. Штраф взимается в сумме от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках и не возвращенных в Российскую Федерацию. Об этом говорится в пунктах 4 и 5 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях. Даже если к моменту обнаружения правонарушения уполномоченными органами организация репатриировала денежные средства по валютному контракту, на нее может быть наложен штраф. Ведь сам факт просрочки платежа по валютному контракту является нарушением валютного законодательства. Допустим, возврату подлежала сумма в иностранной валюте, тогда ее пересчет в российские рубли для определения величины штрафа производится по курсу Банка России, действовавшему на день совершения административного правонарушения.
Таким образом, чтобы избежать штрафов в будущем, резиденту нужно серьезно подойти к выбору партнера. Меры, принятые резидентом для исполнения возложенных на него обязанностей, могут быть учтены и при составлении протокола об административном правонарушении, и при назначении наказания.
Федеральная таможенная служба, являющаяся агентом валютного контроля, правомочным проводить проверки соблюдения валютного законодательства, выпустила Методические рекомендации по квалификации нарушений в данной сфере (письмо ФТС России от 12.02.2007 N 01-06/4703). В документе перечислены обстоятельства, которые учитываются при установлении вины правонарушителя. В частности, во внимание принимается тот факт, что на стадии предконтрактной подготовки резидент пытался получить через Торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные органы либо иными способами информацию о надежности и репутации иностранного партнера. Кроме того, проверяющие могут учесть, что на стадии заключения контракта резидент произвел следующие действия:
- внес в договор условие о способе обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера. Речь идет о банковской гарантии, неустойке, поручительстве, залоге, задатке и т.д.;
- применил формы расчета по договору, при которых исключается риск неисполнения контрагентом обязательств по договору (например, аккредитив, предварительную оплату);
- разработал процедуру разрешения возможных разногласий, четко указав сроки досудебных способов защиты нарушенных прав, а также то, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор;
- застраховал коммерческие риски.
Оформляем паспорт сделки
Российская организация после заключения сделки с нерезидентом представляет в уполномоченный банк паспорт сделки. Порядок его оформления установлен в Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И (далее - Инструкция N 117-И).
Если общая сумма контракта не превышает суммы, эквивалентной 5000 долл. США с учетом вносимых в контракт изменений и дополнений, паспорт сделки не составляется (п. 3.2 Инструкции N 117-И). Данная сумма пересчитывается в рубли по курсу, установленному Банком России на дату заключения контракта.
В пункте 2 информационного письма Банка России от 31.12.2004 N 30 указано, как поступить, если изначально общая стоимость внешнеторгового контракта не оговорена. Когда резидент, исходя из известных ему на дату оформления паспорта сведений, предполагает, что сумма по контракту превысит в эквиваленте 5000 долл. США, паспорт сделки оформляется в обязательном порядке. А если превышение не предвидится, паспорт сделки составлять не нужно. Допустим, в дальнейшем контракт будет исполнен на сумму свыше 5000 долл. США. Паспорт сделки в данном случае должен быть представлен в уполномоченный банк не позднее дня наступления такого превышения.
В пункте 3.5 Инструкции N 117-И перечислены документы, которые резидент передает в банк для составления паспорта внешнеторговой сделки. Это два экземпляра паспорта сделки по установленной Банком России форме, внешнеторговый контракт, а также другие документы, запрошенные банком.
Резидент обязан оформить паспорт сделки не позднее осуществления первой валютной операции по контракту либо иного исполнения обязательств по нему. Об этом говорится в пункте 3.14 Инструкции N 117-И. Например, работы по внешнеэкономическому контракту выполнены раньше, чем произведена оплата. В подобной ситуации последним сроком оформления паспорта сделки считается день подписания акта выполненных работ. Такой вывод сделал Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 05.04.2007 N Ф04-1049/2007(33159-А70-43).
Обратите внимание.
Давность привлечения к ответственности
Постановление по делу об административном правонарушении за любое из перечисленных ранее нарушений валютного законодательства не может быть вынесено после истечения одного года со дня его совершения (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). При условии, что это правонарушение не является длящимся. Невыполнение резидентом обязанности по репатриации денежных средств в срок не признается длящимся административным правонарушением. Такие разъяснения приведены в письме Генпрокуратуры РФ от 22.06.2006 N 47-13-06. Значит, срок привлечения к ответственности за невыполнение обязанности по репатриации денежных средств начинает исчисляться со дня, когда истекает срок возврата денежных средств, предусмотренный внешнеэкономическим контрактом.
Пример 1
ООО "Сигма" заключило с иностранным покупателем - компанией TRADE Ltd контракт на поставку товаров. По условиям сделки поставка товара производится на условиях DDP - склад покупателя (то есть продавец выполнит свои обязанности в момент поставки товара на склад покупателя в стране ввоза). Право собственности на товар переходит в момент его получения иностранным покупателем на собственном складе.
Контракт был заключен 2 мая 2007 года. Поставщик отгрузил товар 14 июня, а компания TRADE Ltd получила его 18 июня 2007 года. Оплату покупатель произвел 4 июля 2007 года.
Значит, паспорт сделки по этому внешнеторговому контракту необходимо оформить не позднее 18 июня 2007 года.
Обратите внимание: за неоформление (несвоевременное оформление) паспорта сделки резидент может быть оштрафован на сумму от 40 000 до 50 000 руб. Основанием является пункт 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Какие валютные операции по внешнеторговому контракту разрешены
Как сказано в статье 6 Закона N 173-ФЗ, российская организация, заключившая внешнеэкономический контракт, может расплачиваться с партнером-нерезидентом либо получать от него оплату без ограничений со стороны валютного законодательства.
Отметим, что расчеты при осуществлении валютных операций ведутся юридическими лицами - резидентами только через банковские счета в уполномоченных банках. Это предусмотрено в пункте 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ. Исключение составляют некоторые виды расчетов, перечисленные в статье 14 Закона N 173-ФЗ. Например, допускается получение от физических лиц - нерезидентов наличной валюты Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, при оказании им на российской территории транспортных, гостиничных и других услуг, предоставляемых населению.
Внесение организацией-нерезидентом суммы выручки в кассу юридического лица - резидента валютным законодательством запрещено. Разумеется, если такое право резидента не установлено в статье 14 Закона N 173-ФЗ. Данную позицию подтверждает и арбитражная практика (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.07.2006 N А74-1206/06-Ф02-3259/06-С1).
В рамках осуществления внешнеторговой деятельности российская организация вправе производить расчеты в валюте с другими резидентами РФ. Например, для выполнения работ по внешнеторговому контракту исполнитель-резидент может привлечь российского субподрядчика. Следует учесть, что за некоторыми исключениями валютные операции между резидентами запрещены (ст. 9 Закона N 173-ФЗ). Иными словами, резидент не имеет права в расчетах с другим резидентом использовать иностранную валюту.
Перечень разрешенных валютных операций между резидентами содержится в статье 9 Закона N 173-ФЗ. Назовем некоторые из них. Так, допустимы валютные операции между посредниками и комитентами (принципалами, доверителями), связанные с заключением и исполнением сделок с нерезидентами. Резидентам не воспрещается оплачивать или возмещать в иностранной валюте расходы сотрудника, командированного за рубеж. Этот сотрудник также вправе возвратить остаток неизрасходованной после командировки инвалюты в кассу организации. Без ограничений осуществляются многие валютные операции между резидентами и уполномоченными банками (список таких операций приведен в пункте 3 статьи 9 Закона N 173-ФЗ).
Выплата зарплаты наличными денежными средствами физическим лицам - нерезидентам не включена в список разрешенных валютных операций и является нарушением валютного законодательства. Такой вывод Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа сделал в постановлении от 15.03.2007 N Ф04-1256/2007(32314-А03-19).
За незаконные валютные операции юридическое лицо может быть оштрафовано. Размер штрафа составляет от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции. Так установлено в пункте 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Таблица. Операции, по которым в банк
представляются подтверждающие документы
Содержание операции | Представляемые в банк документы |
Предельный срок представления документов в банк |
Вывоз товара с таможенной тер- ритории России |
Подтверждающие операцию докумен- ты, указанные в статье 23 Закона N 173-ФЗ. Справка о подтверждаю- щих документах (приложение 1 к Положению N 258-П) |
15 календарных дней после оконча- ния месяца, в котором был осу- ществлен вывоз товара с таможен- ной территории России |
Оформление документов, подтвер- ждающих выполнение работ, ока- зание услуг, передачу информа- ции и результатов интеллекту- альной деятельности |
Подтверждающие операцию докумен- ты, указанные в статье 23 Закона N 173-ФЗ. Справка о подтверждаю- щих документах (приложение 1 к Положению N 258-П) |
15 календарных дней после оконча- ния месяца, в котором был оформ- лены подтверждающие документы |
Ввоз товаров на таможенную тер- риторию России |
Подтверждающие операцию докумен- ты, указанные в статье 23 Закона N 173-ФЗ. Справка о подтверждаю- щих документах (приложение 1 к Положению N 258-П) |
45 календарных дней после оконча- ния месяца, в котором был осу- ществлен ввоз товаров на таможен- ную территорию России |
Зачисление на счет резидента валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента по внешнеторговому контракту |
Справка о поступлении валюты Российской Федерации (приложение 2 к Положению N 258-П) |
15 календарных дней, следующих за месяцем, в котором российская ва- люта поступила на счет резидента |
Осуществление расчетов по внеш- неторговому контракту через счета, открытые в банке-нерези- денте |
Справка о расчетах через счета за рубежом (приложение 3 к По- ложению N 258-П). Копии банковс- ких выписок |
45 календарных дней, следующих за месяцем, в котором были осуществ- лены расчеты через счета за рубе- жом |
Списание иностранной валюты со счета в уполномоченном банке в рамках исполнения внешнеторго- вого контракта |
Справка о валютных операциях (приложение 1 к Инструкции N 117-И). Документы, являющиеся основанием для проведения валют- ной операции |
При списании валюты со счета |
Поступление иностранной валюты на счет в уполномоченном банке в рамках исполнения внешнетор- гового контракта |
Справка о валютных операциях (приложение 1 к Инструкции N 117-И). Документы, являющиеся основанием для проведения валют- ной операции |
Не позднее 7 рабочих дней со дня поступления иностранной валюты на счет в уполномоченном банке |
Отчитываемся по произведенным операциям
Составлением паспорта сделки, заключенной нерезидентом с резидентом, дело не ограничивается. По каждой операции, связанной с исполнением внешнеторгового договора, резидент должен отчитываться перед тем банком, в котором был оформлен паспорт сделки.
Порядок представления сведений об операциях по внешнеэкономическим контрактам регулируется двумя нормативными актами, утвержденными Банком России. Это Положение о порядке представления резидентами подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций по внешнеторговым контрактам, от 01.06.2004 N 258-П (далее - Положение N 258-П) и Инструкция N 117-И. Перечень операций, по которым резиденту необходимо представить документы в банк, приведен в таблице.
Подтверждающие документы, представляемые в банк при поступлении и списании иностранной валюты со счета, поименованы в части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ. Это договоры, доверенности, документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности), и т.д.
Иногда в договоре банковского счета предусматривают, что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку о валютных ценностях при поступлении иностранной валюты на счет резидента. В таком случае резидент не представляет эту справку в уполномоченный банк. Основание - пункт 1.5 Инструкции N 117-И.
За непредставление указанных в таблице документов в срок организация-резидент может быть оштрафована на сумму от 40 000 до 50 000 руб. Санкции установлены в пункте 6 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях.
Неоформление паспорта сделки, несоблюдение сроков подачи подтверждающих документов, задержка представления справок о поступлении валюты являются отдельными правонарушениями. При невыполнении установленных правил организация должна будет уплатить штраф за каждое правонарушение в отдельности, даже если нарушения имели место в рамках одной сделки. Данный вывод содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2007 N Ф04-2022/2007(33161-А70-43).
Пример 2
ОАО "Гамма" по контракту от 23 мая 2007 года с иностранным заказчиком - фирмой Link обязуется оказать маркетинговые услуги. Акт сдачи-приемки оказанных услуг стороны подписали 31 мая 2007 года. Оплата за услуги произведена в рублях и поступила на счет ОАО "Гамма" 15 июня 2007 года.
Паспорт сделки по внешнеторговому контракту должен быть оформлен не позднее 31 мая 2007 года (не позднее даты исполнения обязательств по контракту). До 15 июня включительно ОАО "Гамма" обязано представить в уполномоченный банк документы, подтверждающие оказание услуг, и справку о подтверждающих документах. Не позднее 15 июля (не позднее 15 календарных дней, следующих за месяцем, в котором российская валюта поступила на счет резидента) ОАО "Гамма" сдает в банк справку о поступлении валюты Российской Федерации.
Контрагент не исполняет обязательств
Предположим, что резидент отгрузил товары (выполнил работы, оказал услуги), а иностранный партнер не перечисляет выручку. Или российская организация произвела предварительную оплату по договору, а нерезидент не исполняет своих обязательств. Что можно сделать, чтобы вернуть (получить) денежные средства?
Если сроки исполнения обязательств контрагентом еще не нарушены, то желательно продлить эти сроки, подписав дополнительное соглашение к договору. В дальнейшем такая мера может способствовать признанию резидента невиновным в нарушении валютного законодательства. Обратите внимание, что дополнительное соглашение к договору следует заключить до истечения первоначально установленных сроков.
Как быть, если изменились условия внешнеторгового контракта?
Тогда обязательно должен быть изменен и паспорт сделки (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.06.2006 N А10-12558/05-Ф02-3021/06-С1). Сделать это надо после внесения корректив в контракт. Однако не позднее дня проведения следующей валютной операции по контракту либо не позднее очередного срока представления в банк документов и информации в соответствии с требованиями Банка России. Так сказано в пункте 3.15.1 Инструкции N 117-И.
Напомним, что в пункте 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ перечислены ситуации, при которых резидент имеет право не зачислять денежные средства на свои банковские счета в уполномоченных банках. В остальных случаях с момента, когда сроки исполнения обязательств по внешнеторговому контракту истекли, а контрагент не исполнил (ненадлежащим образом исполнил) своих обязательств, резидент нарушает обязанность по репатриации денежных средств и может быть оштрафован.
Пример 3
ООО "Альфа" (покупатель) заключило импортный контракт с зарубежным поставщиком - компанией Lock. Покупатель 2 апреля 2007 года перечислил поставщику сумму предварительной оплаты за товар. По условиям договора компания Lock обязуется поставить товар до 31 мая 2007 года. Если поставка товара не будет произведена, продавец должен возвратить предварительную оплату покупателю не позднее 15 июня 2007 года. Компания Lock обязанность по поставке товара не выполнила и предварительную оплату на счет ООО "Альфа" не перечислила.
Следовательно, с 16 июня 2007 года ООО "Альфа" может быть привлечено к ответственности за невыполнение обязанности по возврату в Россию денежных средств, уплаченных нерезиденту за товары, не ввезенные на таможенную территорию РФ. Сумма штрафа составит от 3/4 до одного размера перечисленных резиденту денежных средств.
Можно ли что-либо предпринять, если иностранный контрагент просрочил выполнение своих обязательств?
В подобной ситуации рекомендуем предъявить контрагенту претензию или направить исковое заявление в судебные органы с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы.
Применение таких мер принимается к сведению органом валютного контроля или судом, но не гарантирует освобождения резидента от административной ответственности. Например, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 21.02.2007 N Ф03-А73/06-2/5545 указано, что факт принятия к рассмотрению заявления резидента арбитражным судом учитывается при назначении административного наказания, но не является основанием для освобождения резидента от штрафа. К резиденту, принявшему указанные меры, может быть применена минимальная санкция за нарушение валютного законодательства.
Кстати.
Органы и агенты валютного контроля
В статье 23.60 КоАП РФ установлено, что рассматривать дела об административных правонарушениях в области валютного законодательства, а также выносить по ним решения уполномочены органы валютного контроля. Таким органом для не являющихся кредитными организациями резидентов и нерезидентов выступает Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). А вот уличить организацию в нарушении требований Закона N 173-ФЗ может не только Росфиннадзор. Проводить проверки соблюдения организациями валютного законодательства и составлять протоколы об административных правонарушениях в области валютного законодательства имеют право и органы, и агенты валютного контроля. На это указано в подпункте 80 пункта 2 статьи 28.3 Кодекса об административных правонарушениях.
Агенты валютного контроля перечислены в статье 23 Закона N 173-ФЗ. В частности, протоколы о валютных правонарушениях могут составлять таможенные и налоговые органы. Уполномоченные банки тоже являются агентами валютного контроля. Их функция заключается в том, что они передают налоговым и таможенным органам информацию в объеме и порядке, установленных Банком России. Так предусмотрено в пункте 6 статьи 22 Закона N 173-ФЗ. Следует отметить, что в настоящее время Банк России не установил правила предоставления уполномоченными банками информации другим агентам валютного контроля.
Органы и агенты валютного контроля, получив информацию о нарушении лицом актов валютного законодательства Российской Федерации, передают ее тому органу валютного контроля, который вправе применять санкцию к данному лицу.
А.В. Быковская,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер", N 15, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99