город Омск |
|
15 декабря 2011 г. |
Дело N А70-7957/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кулагиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8675/2011) открытого акционерного общества "Тюменская мебельная фабрика" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.09.2011 по делу N А70-7957/2011 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Тюменская мебельная фабрика" (ОГРН 1027200797580, ИНН 7204006229) к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе об оспаривании постановления от 12.07.2011 N 62-11-319/пн о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Тюменская мебельная фабрика" - Жучкова Н.В. по доверенности б/н от 21.06.2011 сроком действия 31.12.2011, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации;
от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
Открытое акционерное общество "Тюменская мебельная фабрика" (далее -заявитель, ОАО "Тюменская мебельная фабрика", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - заинтересованное лицо, РО ФСФР России в УрФО, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 12.07.2011 N 62-11-319/пн, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Решением от 29.09.2011 по делу N А70-7957/2011 Арбитражный суд Тюменской области отказа в удовлетворении требований Общества.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из подтвержденного материалами дела наличия в действиях Общества состава вменяемого ему в вину административного правонарушения и отсутствия оснований для квалификации совершенного ОАО "Тюменская мебельная фабрика" правонарушения в качестве малозначительного.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО "Тюменская мебельная фабрика" обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на отсутствие в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку считает, что своевременно раскрыло всю необходимую информацию, путем опубликования сообщения "Сведения о решениях общих собраний", а несвоевременное раскрытие второго существенного факта - сведений об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг является малозначительным правонарушением.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
РО ФСФР России в УрФО, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, ходатайства об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя заявителя, явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ОАО "Тюменская мебельная фабрика" зарегистрировано в качестве юридического лица с присвоением ОГРН 1027200797580, его место нахождения г. Тюмень, ул. Молодежная, 74; законный представитель - генеральный директор Текутьева О.Н.
Общество в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации от 10.10.2006 N 06-117/пз-н обязано раскрывать информацию о своей деятельности в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг, на странице в сети Интернет, используемой им для раскрытия информации.
В соответствии с п. 6.3.1 Положения раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования сообщения о существенном факте в следующие сроки с момента наступления существенного факта: в ленте новостей - не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет - не позднее 2 дней.
Внеочередным общим собранием акционеров Общества 12.11.2010 принято решение о размещении ценных бумаг путем конвертации акций при дроблении (л.д. 25-27).
Советом директоров 17.11.2010 принято решение об утверждении решения о выпуске ценных бумаг (л.д. 28-29).
Однако сообщения о принятии решения о размещении ценных бумаг и об утверждении решения о выпуске ценных бумаг раскрыты Обществом в ленте новостей только 24.12.2010, т.е. с нарушением срока, указанного в пункте 6.3.1 Положения.
По состоянию на 11.01.2011 года на странице в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия иyформации, http://www.t-m-f.narod.ru раскрыты сообщения о принятии решения о размещении ценных бумаг и об утверждении решения о выпуске ценных бумаг.
По выявленным фактам нарушения эмитентом порядка и сроков раскрытия информации должностным лицом РО ФСФР России в УрФО в отношении ОАО "Тюменская мебельная фабрика" в присутствии директора Текутьевой О.Н. 27.06.2011 составлен протокол об административном правонарушении N 62-11-390/пр-ап, в котором действия Общества квалифицированы по части 2 статьи15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 71-73).
По результатам рассмотрения протокола и иных материалов заместителем руководителя РО ФСФР России в УрФО вынесено постановление от 12.07.2011 N 62-11-319/пн о привлечении ОАО "Тюменская мебельная фабрика" к административной ответственности на основании части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 700 000 руб. (л.д. 66-68).
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в отсутствии законного представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте совершения данного процессуального действия (л.д. 69-70).
ОАО "Тюменская мебельная фабрика", полагая, что постановление 12.07.2011 N 62-11-319/пн не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании его недействительным и отмене.
Решением суда первой инстанции от 29.09.2011 в удовлетворении заявления Общества отказано, означенное решение обжалуется ОАО "Тюменская мебельная фабрика" в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
Объективной стороной указанного правонарушения является нераскрытие или нарушение перечисленными в приведенной правовой норме лицами порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
Как следует из материалов дела, заявитель как юридическое лицо создан в процессе приватизации. Правовую основу процесса приватизации составляли, в частности, Положение "О коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества", утвержденное Указом Президента РФ от 01.07.1992 N 721, Положение "О порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, утвержденных в процессе приватизации", утвержденное постановлением Правительства N 547 от 04.08.1992.
Во исполнение указанных нормативно-правовых актов 05.05.1993 уполномоченным органом - Комитетом финансов Администрации Тюменской области зарегистрирован выпуск ценных бумаг ОАО "Тюменская мебельная фабрика". Регистрация выпуска ценных бумаг сопровождалась регистрацией плана приватизации, который является решением о выпуске акций и проспектом эмиссии этих акций. План приватизации предусматривал размещение 49% ценных бумаг путем свободной продажи (на аукционах).
В соответствии со статьей 92 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", статьей 30 Федерального закона Российской Федерации от 22.04.1996. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" открытое общество обязано раскрывать сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" в случае регистрации проспекта ценных бумаг и (или) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, эмитент обязан осуществлять раскрытие, а в случае регистрации проспекта ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, - предоставление информации на рынке ценных бумаг в форме: ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет); сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента) сообщений о существенных фактах.
Согласно пункту 13 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" существенными фактами признаются сведения, которые в случае их раскрытия или предоставления могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки эмиссионных ценных бумаг эмитента.
В форме сообщений о существенных фактах подлежат раскрытию или предоставлению сведения о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента и его повестке дня, а также о следующих принятых советом директоров (наблюдательным советом) эмитента решениях (подпункт 2 пункта 14 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
Состав, порядок и сроки раскрытия информации установлен Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н.
В соответствии с п. 6.2.6 указанного Положения в форме сообщений о существенных фактах раскрываются, в том числе, сведения о принятии решения о размещении ценных бумаг, сведения об утверждении решения о выпуске ценных бумаг.
Сообщения о таких существенных фактах должны быть составлены по форме согласно Приложению 16 к Положению.
Моментом наступления существенного факта, содержащего сведения о принятии решения о размещении ценных бумаг, считается дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента, на котором принято решение о размещении ценных бумаг.
Моментом наступления существенного факта, содержащего сведения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, считается дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента, на котором принято решение об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг.
В соответствии с п. 6.3.1 Положения раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования сообщения о существенном факте в следующие сроки с момента наступления существенного факта: в ленте новостей - не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет - не позднее 2 дней.
Как усматривается из материалов дела, внеочередным общим собранием акционеров Общества 12.11.2010 года принято решение о размещении ценных бумаг путем конвертации акций при дроблении (л.д. 25-27). Советом директоров 17.11.2010 принято решение об утверждении решения о выпуске ценных бумаг (л.д. 28-29).
Однако сообщения о принятии решения о размещении ценных бумаг и об утверждении решения о выпуске ценных бумаг раскрыты Общество в ленте новостей только 24.12.2010, т.е. с нарушением срока, указанного в пункте 6.3.1 Положения.
По состоянию на 11.01.2011 на странице в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия иyформации, http://www.t-m-f.narod.ru раскрыты сообщения о принятии решения о размещении ценных бумаг и об утверждении решения о выпуске ценных бумаг.
Факт совершения ОАО "Тюменская мебельная фабрика" административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нормой, подтвержден протоколом об административном правонарушении N 62-11-11-390/пр-ап от 27.06.2011, скриншотами страниц сайта Общества в сети Интернет.
Таким образом, наличие в действиях Общества события вмененного ему в вину административного правонарушения в полной мере подтверждено материалами дела и по существу оспорено не было.
Довод заявителя о том, что сообщение о существенном факте принятия решения о конвертации акций было размещено в срок 12.11.2011 в тексте сообщения "Сведения о решениях общих собраний", не свидетельствует об отсутствии события нарушения, поскольку такой порядок опубликования сообщения о принятии решения о размещении акций не отвечает требованиям Положения о раскрытии информации, которым предусмотрены разные формы опубликования сообщений (Приложение 16 и Приложение 22 к Положению).
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исходя из части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо может быть признано невиновным в совершении административного правонарушения только в том случае, если будет установлено, что данным лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
По убеждению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемой ситуации вина ОАО "Тюменская мебельная фабрика" выражается в том, что у заявителя имелась возможность для соблюдений указанных выше норм и правил, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства обратного в материалах административного дела отсутствуют и не были представлены ОАО "Тюменская мебельная фабрика" ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
Вместе с тем предусмотренная законом государственная регистрация в качестве юридического лица не только наделяет юридическое лицо правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения деятельности. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а само юридическое лицо решает вопросы целесообразности ведения данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличию необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли оно нести обременения, вытекающие из правового статуса юридического лица. ОАО "Тюменская мебельная фабрика" обязано было осуществлять свою деятельность с соблюдением законодательства в данной сфере.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции правильно установлено наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, равно как и наличие вины Общества в совершенном административном правонарушении.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, совершенное заявителем не может быть расценено как малозначительное, исходя из следующего.
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данными в пунктах 18, 18.1. постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и считается оконченным с момента невыполнения правил, предусмотренных законодательством о рынке ценных бумаг и об акционерных обществах. Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или невозникновения убытков у лиц, которым необходима информация, подлежащая раскрытию.
Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий резюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
Кроме того, часть 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлена на охрану общественных отношений, возникающих в сфере обращения ценных бумаг. Несвоевременное представление отчетности создает существенную угрозу охраняемым общественным интересам, поскольку отсутствие такой информации лишает заинтересованных лиц (в том числе потенциальных инвесторов, контрагентов и клиентов) возможности принимать взвешенные и эффективные решения в процессе ведения хозяйственной деятельности. Значительность данных общественных отношений для общества подтверждается высоким размером установленного данной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штрафа.
Обстоятельства, указанные подателем жалобы, а именно: отсутствие в материалах дела доказательств наступления негативных последствий в связи с допущенным Обществом правонарушением, вопреки доводам апелляционной жалобы не исключают вину Общества в совершенном правонарушении и не свидетельствуют о малозначительности вменяемого правонарушения, поскольку организационно-правовая форма открытого акционерного общества, в которой создано и действует ОАО "Тюменская мебельная фабрика" в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", заведомо предполагает, что его акции могут быть отчуждены неограниченному кругу лиц. Таким образом, в любой момент времени любое лицо может стать акционером общества и его права должны быть гарантированы, в том числе, и путем обеспечения доступа к информации, раскрытие которой является обязательным.
Более того, Общество ранее уже было привлечено к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, однако решением Арбитражного суда Тюменской области от 189.08.2010 по делу N А70-5804/2011 постановление административного органа было отменено по мотивам малозначительности.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом административного органа в присутствии законного представителя Общества. Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом РО ФСФР России в УрФО в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте его вынесения и не заявившего ходатайства об отложении рассмотрения материалов административного дела, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Обществом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.08.2011 по делу N А70-5574/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-7957/2011
Истец: ОАО "Тюменская мебельная фабрика"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе