г. Хабаровск |
|
14 декабря 2011 г. |
А04-3279/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Балинской И.И., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от Управления по использованию муниципального имущества и землепользованию Администрации г.Свободного: представитель не явился
от Отделения по городу Свободному Управления федерального казначейства по Амурской области: представитель не явился
от войсковой части N 03415: представитель не явился
от Управления федерального казначейства по г.Москва: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по городу Свободному Управления федерального казначейства по Амурской области
на решение Арбитражного суда Амурской области от 21.10.2011
по делу N А04-3279/2011, принятое судьей Курмачевым Д.В.
по заявлению Управление по использованию муниципального имущества и землепользованию Администрации г.Свободного
к Отделению по городу Свободному Управления федерального казначейства по Амурской области
о признании незаконными действий
третьи лица войсковая часть N 03415, Управление федерального казначейства по г.Москва
УСТАНОВИЛ:
Управление по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации г.Свободного (ОГРН 1022800761610; далее - управление) обратилось Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконными действий отделения по г.Свободному Управления федерального казначейства по Амурской области (далее - отделение УФК) по возврату исполнительного листа АС N 000409881, выданного на основании судебного акта Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-5959/2009, и обязании отдела принять к исполнению данный исполнительный документ.
К участию в деле привлечены Управление федерального казначейства по г.Москва и должник - войсковая часть N 03415.
Решением суда от 21.10.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме по мотиву того, что оспариваемые действия уполномоченного органа не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере его деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, отделение УФК обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и принять новый судебный акт в связи с тем, что, по его мнению, судом нарушены нормы бюджетного законодательства, регулирующие спорные отношения.
Отзывы на заявленную жалобу не представлены лицами, участвующими в деле.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд приходит к следующему.
Как установлено по материалам дела, решением Арбитражного суда Амурской области от 20.10.2009 по делу N А04-5959/2009 с войсковой части N03415 в пользу управления взыскано 708 750,73 руб., на основании чего выдан исполнительный лист N000409881, предъявленный к исполнению взыскателем 05.05.2011 в Отделение по г.Свободному УФК по Амурской области.
Письмом от 13.05.2011 N 03-43/81-317 отделение УФК возвратило исполнительный документ без исполнения с предложением обратиться в арбитражный суд с заявлением о замене стороны по исполнительному производству или о возможности взыскания денежных средств с Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности.
Не согласившись с указанными действиями уполномоченного органа, заявитель оспорил их в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для удовлетворения заявления о признании незаконными действий (бездействия) соответствующих органов необходимо установление в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий заявление не может быть удовлетворено.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с названным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Согласно пункту 2 статьи 242.3 БК РФ орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 названного Кодекса, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими к ним приложениями взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
В силу пункта 3 статьи 242.1 БК РФ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Пунктом 3 статьи 242.1 БК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение. Такое основание, как отсутствие лицевого счета должника в данном перечне не содержится.
В силу статей 16, 318 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Их принудительное исполнение производится, если названным Кодексом не предусмотрено иное, на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.
Следовательно, органы Федерального казначейства обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета.
Государственная регистрация в качестве юридического лица бюджетного учреждения, не имеющего лицевых (расчетных) счетов, а также специальный порядок финансирования воинских частей не должны препятствовать взыскателям в получении присужденного им судом исполнения.
Согласно пункту 7 статьи 241 БК РФ органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с положениями названного Кодекса.
Принцип ответственности государства как собственника имущества по гражданско-правовым обязательствам его бюджетных учреждений в случае их недофинансирования установлен нормами статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По смыслу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
Таким образом, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.
Изложенная правовая позиция отражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.2008 N 6758/08 и от 01.03.2011 N 9647/10.
Судебной коллегией установлено, что отделение УФК таких действий не произвело, а возвратило исполнительный лист взыскателю по основаниям, не предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В связи с этим судом первой инстанции правомерно признаны оспариваемые действия незаконными.
С учетом вышеизложенного, оснований для удовлетворения заявленной апелляционной жалобы у суда второй инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 21.10.2011 по делу N А04-3276/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-3279/2011
Истец: Управление по использованию муниципального имущества и землепользованию Администрации г. Свободного
Ответчик: Отделение по городу Свободному Управления федерального казначейства по Амурской области
Третье лицо: Войсковая часть N 03415, Управление федерального казначейства по г. Москва
Хронология рассмотрения дела:
02.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5462/12
17.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5462/12
19.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-818/12
14.12.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5513/11