г. Пермь |
|
15 декабря 2011 г. |
Дело N А50-21697/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ясиковой Е. Ю.
судей Осиповой С.П., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.
при участии:
от заявителя СПК "Мотовилихинский" (ОГРН 1025902398994, ИНН 5948001325): не явились,
от заинтересованного лица Департамента земельных отношений администрации города Перми (ОГРН 1065902057594, ИНН 5902293379): не явились,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, поданную в порядке ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
на определение Арбитражного суда Пермского края от 02 ноября 2011 года
по делу N А50-21697/2011,
вынесенное судьей Елизаровой И.В.
по заявлению СПК "Мотовилихинский"
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
установил:
СПК "Мотовилихинский" обратился в Арбитражный суд Пермского края к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении в собственность СПК "Мотовилихинский" земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4019091:16 площадью 120 кв.м, 59:01:4019205:27 площадью 1201 кв.м, 59:01:4019095:13 площадью 824 кв.м, 59:01:4019123:6, площадью 1209 кв.м, 59:01:4019123:7 площадью 1199 кв.м, 59:01:4019124:9 площадью 1199 кв.м, 59:01:4019124:10 площадью 1198 кв.м, 59:01:4019124:11 площадью 1182 кв.м; возложении обязанностей устранить нарушения прав заявителя путем принятия решения о предоставлении в собственность указанных земельных участков; подготовке проектов договоров купли-продажи земельных участков.
Одновременно с заявлением СПК "Мотовилихинский" подано заявление о принятии обеспечительных мер в виде запрета Управлению Росреестра по Пермскому краю принимать решения (осуществлять действия) о снятии с кадастрового учета по заявлению Департамента земельных отношений администрации г. Перми указанных земельных участков.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 02 ноября 2011 года заявление о принятии обеспечительных мер удовлетворено, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) запрещено принимать решения (осуществлять действия) о снятии с кадастрового учета по заявлению Департамента земельных отношений администрации г. Перми земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4019091:16 площадью 120 кв.м, 59:01:4019205:27 площадью 1201 кв.м, 59:01:4019095:13 площадью 824 кв.м, 59:01:4019123:6, площадью 1209 кв.м, 59:01:4019123:7 площадью 1199 кв.м, 59:01:4019124:9 площадью 1199 кв.м, 59:01:4019124:10 площадью 1198 кв.м, 59:01:4019124:11 площадью 1182 кв.м.
Не согласившись с определением, Управление Росреестра в порядке ст. 42 АПК РФ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, принять по делу новое определение, возложив обязанность по запрету принимать решения (осуществлять действия) о снятии с кадастрового учета по заявлению Департамента земельных отношений администрации г. Перми вышеуказанных земельных участков на Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Пермскому краю.
Управление Росреестра в обоснование жалобы ссылается на то, что полномочия органа кадастрового учета приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" (кадастровая палата) по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" переданы Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Пермскому краю, в связи с чем Управление Росреестра не является лицом, которое может исполнить определение от 02.11.2011.
Департамент земельных отношений администрации г. Перми по мотивам, изложенным в письменном отзыве просит определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
СПК "Мотовилихинский" отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя.
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю (часть 2 статьи 90 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 92 АПК РФ заявитель должен обосновать причины обращения с заявлением о принятии обеспечительных мер.
Арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ (абзац 4 пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер".
При рассмотрении заявления о применении обеспечительных мер подлежит оценке то, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ (пункт 10 названного Постановления).
В качестве обеспечительных мер может быть применено запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора (пункты 1, 2 части 1 статьи 91 АПК РФ).
Требование о принятии заявленных обеспечительных мер истец обосновал тем, что их непринятие может сделать невозможным исполнение решения суда по данному делу в связи с возможным отчуждением спорного имущества (его части) третьим лицам.
Приведенные СПК "Мотовилихинский" в заявлении о принятии обеспечительных мер обстоятельства, по мнению суда апелляционной инстанции, явились необходимыми и достаточными для принятия судом первой инстанции заявленных истцом обеспечительных мер.
Ссылка управления Росреестра на то, что в настоящее время полномочия органа кадастрового учета переданы Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Пермскому краю и управление Росреестра не наделено полномочиями по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости, что, по мнению ответчика, является препятствием для исполнения определения суда, подлежит отклонению по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотренные указанным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 30 названного Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных данным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения этого Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
В соответствии с п. 2, 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" на указанную службу возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии также переданы функции упраздненных Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее - Положение) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства.
Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения).
Во исполнение приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Вместе с тем, делегирование уполномоченным органом своих функций подведомственным учреждениям в порядке эффективной организации работы не снимает с указанного лица обязанностей, возложенных на него нормативными правовыми актами.
Таким образом, отсутствуют основания полагать, что обеспечительные меры в виде запрещения принимать решения (осуществлять действия) о снятии с кадастрового учета по заявлению Департамента земельных отношений администрации г. Перми спорных земельных участков возложены на неуполномоченное лицо, так как Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Пермскому краю не подменяет управление Росреестра, а лишь выполняет по поручению последнего возложенные на него функции, что не умаляет приоритет управления Росреестра в отношениях с данным учреждением и не устраняет обязанности учреждения исполнять соответствующие акты управления Росреестра.
В силу вышеизложенного доводы апелляционной жалобы управления Росреестра подлежат отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены определения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Пермского края от 02 ноября 2011 года по делу N А50-21697/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е. Ю. Ясикова |
Судьи |
С. П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-21697/2011
Истец: СПК "Мотовилихинский"
Ответчик: Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ПК