г. Красноярск |
|
15 декабря 2011 г. |
Дело N А33-6425/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" декабря 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Магда О.В., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкреба К.В.,
при участии:
от ответчика - Федерального агентства по недропользованию: Яхина Р.Р. - представителя по доверенности от 07.07.2011 N АО-06-32/6992,
от ответчика - Управления по недропользованию по Красноярскому краю: Яхина Р.Р. - представителя по доверенности от 27.09.2011 N 04-2/2015,
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "СЕЗАР-Арктика": Балкунова П.И. - представителя по доверенности от 28.07.2011 N 10,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - производственного кооператива (артели) старателей "Новая"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "20" сентября 2011 года по делу N А33-6425/2011, принятое судьей Шуваевой Е.В.,
установил:
производственный кооператив (артель) старателей "Новая" (ИНН 1434025850, ОГРН 1021401004899) (далее - истец, ПК (артель) старателей "Новая") обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению по недропользованию по Красноярскому краю (Красноярскнедра) (ИНН 2466121318, ОГРН 1042402960709) (далее - Управление по недропользованию, ответчик), обществу с ограниченной ответственностью "СЕЗАР-Арктика" (ИНН 2457068139, ОГРН 1092457001152) (далее - ответчик, ООО "СЕЗАР-Арктика") о признании недействительными:
- торгов в форме открытого аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на р. Скалистая в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края, состоявшиеся 31.01.2011;
- протокола заседания аукционной комиссии по проведению аукциона от 31.01.2011 (с учётом уточнения исковых требований от 03.08.2011);
- приказа Управления по недропользованию по Красноярскому краю от 18.02.2011 N 191.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Гидромет", Федеральная антимонопольная служба.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20.09.2011 в иске отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от 20.09.2011 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Истец считает обжалуемый судебный акт необоснованным и ссылается на следующее:
- указанные Федеральным агентством по недропользованию причины не являются достаточными для отказа в принятии заявки истца, поскольку требования организатора торгов о представлении информации о применяемых технологиях надлежало формулировать в будущем времени, а не запрашивать у претендентов информацию о применяемых технологиях на момент подачи заявки; ответчик запросил документацию, которая не предусмотрена в пункте 17 Административного регламента, самостоятельно расширил перечень подлежащих приложению к заявке документов, чем воспрепятствовал истцу в участии в аукционе, ограничил конкуренцию;
- не обоснован вывод суда первой инстанции о том, что предоставление сведений о буровых установках и способе бурения скважин на второй год лицензии обязателен в силу подпункта "в" пункта 5.1.1 Порядка и условий проведения аукциона;
- в результате отказа судом истцу в удовлетворении ходатайства об истребовании заявочных материалов истец лишен возможности выявить наличие одинаковых требований по представлению с заявкой документов для всех претендентов на участие в аукционе;
- требование о признании протокола недействительным является по своей сути требованием о признании оспоримой сделки недействительной, однако, суд посчитал, что фактически требованием является признание недействительным ненормативного акта;
- в обжалуемом решении содержатся выдержки из судебных актов по другим делам.
ООО "СЕЗАР-Арктика" в отзыве указало, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно. Целью спорного аукциона являлось определение пользователя недр, обладающего необходимыми финансовыми и техническими средствами для геологического изучения разведки и добычи россыпного золота. По итогам экспертизы представленной документации к участию в аукционе допущены ООО "Гидромет" и ООО "СЕЗАР-Арктика", позднее признанное победителем аукциона. В порядке и условиях проведения аукциона приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в участии в аукционе, в который включен пункт о том, что заявитель не представил и не может представить доказательства того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, что истцом не представлено. Непринятие заявки истца на участие в аукционе законно. Заявки претендентов на участие в аукционе оцениваются самостоятельно, а не в сравнении друг с другом. Поскольку истец в аукционе не участвовал, факт незаконного отказа в допуске истца к участию в аукционе не установлен, он не является заинтересованным лицом, обладающим правом обращаться с иском о признании торгов и их результата недействительными. Имеющиеся в обжалуемом решении опечатки результата рассмотрения требования по существу не затрагивают.
Согласно отзыву Управления по недропользованию по Красноярскому краю при рассмотрении заявки истца на участие в аукционе установлено отсутствие необходимых сведений, что является нарушением Порядка и условий проведения аукциона, в приеме заявки отказано. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Федеральное агентство по недропользованию в отзыве ссылается на соблюдение требований закона и условий проведения аукциона, заявка истца установленному порядку и условиям не соответствовала, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
ООО "Гидромет" допущено к участию в аукционе, однако его проиграло, при проведении аукциона его процедура не нарушена.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 08.12.2011.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы истец и третьи лица - ООО "Гидромет", Федеральная антимонопольная служба своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 08.12.2011 представители ответчиков поддержали ранее изложенные правовые позиции по делу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) объявило аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рассыпного золота на р. Скалистая, расположенной на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края.
В соответствии с Порядком и условиями проведения аукциона целью проводимого аукциона является определение пользователя недр, обладающего необходимыми финансовыми и техническими средствами для геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на р. Скалистая в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края в соответствии с условиями, определяемыми настоящим Порядком и условиями проведения аукционов (пункт 1.1).
Основным критерием для выявления победителя при проведении аукциона на право пользования недр является размер разового платежа, предложенный участниками аукциона (пункт 1.2).
Победителю аукциона будет предоставлено право пользования недрами и выдана лицензия на право пользования участком недр с целевым назначением - геологическое изучение, разведка и добыча россыпного золота на лицензионном участке сроком на 15 лет (пункт 1.3).
В соответствии с пунктом 2, участниками аукциона могут быть юридические лица Российской Федерации, являющиеся в соответствии с действующим законодательством субъектами предпринимательской деятельности, и иностранные юридические лица. Участники аукциона должны отвечать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к недропользователям.
В пункте 5 указаны основные условия пользования участками недр. Согласно п. 5.1, победитель аукциона должен осуществлять геологическое изучение, разведку и добычу россыпного золота на лицензионном участке в соответствии с нижеследующими основными условиями пользования участком недр:
5.1.1. По объемам, основным видам работ и срокам их проведения победитель аукциона обязан обеспечить:
а) подготовку, согласование и утверждение в установленном порядке проекта на проведение поисково-оценочных работ на лицензионном участке не позднее 12 мес. с даты государственной регистрации лицензии, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз, заключение экспертизы Роснедра или Управления по недропользованию по Красноярскому краю (Красноярскнедра);
б) начало поисково-оценочных работ на лицензионном участке не позднее 15 месяцев с даты государственной регистрации лицензии;
в) завершение поисково-оценочных работ на лицензионном участке и представление геологического отчета и ТЭО временных разведочных кондиций с подсчетом прогнозных ресурсов и запасов россыпного золота по категориям Р1 и С2 на рассмотрение в Красноярскнедра не позднее 24 месяцев с даты государственной регистрации лицензии, при этом минимальный объем работ должен составить:
во второй год действия лицензии: бурение скважин - не менее 300 м;
г) подготовку, согласование и утверждение в установленном порядке проекта разведочных работ на лицензионном участке не позднее 36 месяцев с даты государственной регистрации лицензии, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз, заключение экспертизы Роснедра или Красноярскнедра;
д) начало разведочных работ на лицензионном участке не позднее 42 месяцев с даты государственной регистрации лицензии;
е) ввод в эксплуатацию горно- добывающего предприятия с производительностью в соответствии с техническим проектом не позднее 48 мес. с даты государственной регистрации лицензии;
ж) выход на проектную мощность горно- добывающего предприятия с производительностью в соответствии с техническим проектом не позднее 54 мес. с даты государственной регистрации лицензии;
з) подготовку, согласование и утверждение в установленном порядке не позднее 6 мес. до планируемого срока завершения обработки лицензионного участка проекта на ликвидацию горно- добывающего предприятия, объектов обустройства и инфраструктуры, а также проекта мероприятий по приведению их в состояние, исключающее вредное влияние на недра и окружающую природную среду.
В пунктах 5.1.2-5.1.5 указаны условия по рациональному изучению и использованию запасов полезных ископаемых и охране недр, условия по промышленной безопасности и охране труда, по охране окружающей природной среды, по участию в социально-экономическом развитии региона, которые обязан обеспечить победитель аукциона.
Согласно пункту 5.6 указанные основные условия пользования лицензионным участком подлежат включению в лицензию. В пункте 5.7 закреплено, что участие претендентов в аукционе означает признание ими настоящих основных условий пользования лицензионным участком и согласие на их включение в лицензию в качестве основных условий.
В пункте 6.1 Порядка и условий проведения аукциона указано, что с заявителя взимается сбор за участие в аукционе на право пользования участком недр, который является одним из условий регистрации заявки. Размер сбора за участие в аукционе составляет 70 000 рублей и перечисляется заявителями в доход федерального бюджета Российской Федерации по реквизитам в соответствии с приложением 4 к условиям аукциона.
В пункте 7 указаны порядок подачи и рассмотрения заявок на участие в аукционе.
Согласно пункту 7.3 Условий, для участия в аукционе необходимо представить в Красноярскнедра следующие заявочные материалы: в двух экземплярах заявку на участие в аукционе по форме, установленной приложением 1 к условиям аукциона; в двух экземплярах сведения о заявителе в соответствии с приложением N 2 к условиям аукциона; копию договора о задатке, заключенного по форме согласно приложению 3 к условиям аукциона; документы, подтверждающие оплату задатка; документы, подтверждающие оплату сбора за участие в аукционе. Срок - до 11.01.2011.
В соответствии с пунктом 7.6 в первый рабочий день, следующий после истечения срока подачи заявок на участие в аукционе, рабочая группа подводит итоги регистрации заявок на участие в аукционе. Заседание рабочей группы по подведению итогов регистрации заявок на участие в аукционе со вскрытием запечатанных конвертов оформляется протоколом с указанием заявителей, перечня поданных заявок со всеми приложениями и числа страниц каждого документа. Протокол подписывается в тот же день всеми членами рабочей группы. На заседании рабочей группы при вскрытии конвертов вправе присутствовать представители заявителей. Красноярскнедра в течение двух рабочих дней с даты подписания протокола о подведении итогов регистрации заявок направляет один экземпляр полученных заявочных материалов, протоколы заседания рабочей группы по подведению итогов регистрации заявок в Роснедра.
В пункте 7.7 указано, что рабочая группа, созданная приказом Роснедра, осуществляет рассмотрение зарегистрированных заявок на участие в аукционе с полью проверки финансовой и технической компетентности заявителя, а также соответствия поданных заявок утвержденному и официально опубликованному порядку и условиям проведения аукциона на право пользования участком недр. Решение о приеме заявки на участие в аукционе на право пользования участком недр либо отказе в приеме заявки оформляется протоколом заседания рабочей группы, который утверждается руководителем Роснедра. В протоколе указываются: а) все зарегистрированные заявки; б) все отозванные заявителями заявки; в) заявки, которые приняты для участия в аукционе; г) заявки, которые не были приняты для участия в аукционе с указанием основания отказа в принятии заявки.
С момента утверждения решения о приеме заявки заявители, чьи заявки были приняты, становятся участниками аукциона.
Красноярскнедра в течение трех рабочих дней с даты утверждения протокола заседания рабочей группы о приеме заявок на участие в аукционе на право пользования участками недр передает заявителям под расписку соответствующие сообщения в письменной форме или направляет такое сообщение в письменной форме заказным письмом с уведомлением о вручении.
Решение о принятии (отказе в принятии) заявки на участие в аукционе на право пользования участком недр также доводится до заявителей, подавших заявку на участие в аукционе, в оперативном порядке не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.
В пункте 7.8 условий закреплено, что отказ в приеме заявки на участие в аукционе может последовать в следующих случаях:
1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным порядку и условиям проведения аукциона на право пользования участками недрами;
2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.
Данный перечень оснований для отказа заявителю в участии в аукционе является исчерпывающим.
В пункте 8 указан порядок проведения аукциона.
Приложением N 1 является форма заявки на участие в аукционе.
Приложением N 2 является перечень сведений о заявителе, которые должны прилагаться к заявке. В том числе должны быть указаны:
1) данные о заявителе, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами;
2) данные о структуре управления, собственниках, учредителях, акционерах (для акционерных обществ), руководителях Заявителя и лицах, которые представляют его при участии в аукционе;
3) данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, включая документальные данные о наличии собственных и/или привлеченных средств;
4) данные о технических и технологических и кадровых возможностях заявителя, а также других предприятий, привлекаемых им в качестве подрядчиков, в том числе:
подписанные руководителем или уполномоченным представителем руководителя справка о применяемых технологиях с их описанием и перечень технических средств, необходимых для проведения работ, с доказательством их принадлежности заявителю либо подрядчику (копии свидетельств о государственной регистрации права на недвижимое имущество, договоров, актов приема-передачи и т.п.);
копии лицензий заявителя на производство маркшейдерских работ, применение взрывчатых материалов промышленного назначения;
копии подрядных договоров со сторонними организациями, привлекаемыми в качестве подрядчиков, с приложением доказательств наличия у них лицензий на производство маркшейдерских работ, применение взрывчатых материалов промышленного назначения, сведения о кадровом составе заявителя, квалифицированных специалистов, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр (копия штатного расписания заявителя, копии дипломов квалифицированных специалистов и т.д.), технических средств и технологий, необходимых для безопасного и эффективного проведения работ;
5) данные о предыдущей деятельности заявителя, основные сведения о проектах по освоению месторождений участков недр), выполненных заявителем за последние 5 лет (для заявителей, осуществлявших до подачи заявки деятельность, связанную с пользованием недрами), в том числе сведения о полученных лицензиях на право пользования недрами и выполнении условий лицензионных соглашений.
Между Управлением по недропользованию по Красноярскому краю (далее - Красноярскнедра) и ООО "СЕЗАР-Арктика" (далее - заявитель) подписан договор о задатке от 17.12.2010 N 2, ООО "СЕЗАР-Арктика" по платёжному поручению от 27.12.2010 N 36 на сумму 4 000 000 рублей перечислило Красноярскнедра задаток, по платёжному поручению от 27.12.2010 N 37 на сумму 70 000 рублей перечислило Красноярскнедра сбор за участие в аукционе. 11.01.2011 ООО "СЕЗАР-Арктика" обратилось в Красноярскнедра с заявкой на участие в аукционе на право пользования недрами с целью разведки и добычи россыпного золота на р. Скалистая в Красноярском крае, который состоится 31.01.2011 в г. Красноярске.
Между Управлением по недропользованию по Красноярскому краю и ПК (артель) старателей "Новая" (далее - заявитель) подписан договор о задатке от 21.12.2010 N 3, ПК (артель) старателей "Новая" по платёжному поручению от 24.12.2010 N 758 на сумму 4 000 000 рублей перечислило Красноярскнедра задаток, по платёжному поручению от 16.12.2010 N 748 на сумму 70 000 рублей перечислило Красноярскнедра сбор за участие в аукционе. 25.12.2010 ПК (артель) старателей "Новая" обратилось в Красноярскнедра с заявкой N 301 на участие в аукционе на право пользования недрами с целью разведки и добычи россыпного золота на р. Скалистая в Красноярском крае, который состоится 31.01.2011 в г. Красноярске.
28.01.2011 Красноярскнедра направлено в адрес ПК (артель) старателей "Новая" письмо N 04-1/156 с указанием на отказ в допуске к участию в аукционе (протоколы рабочей группы от 27.01.2011 N 289, N 290, N 291, соответственно).
14.02.2011 ПК (артель) старателей "Новая" направлено в адрес Красноярскнедра заявление о предоставлении документов N 12 (протоколов рабочей группы: от 27.01.2011 N 289, N 290, N 291, соответственно, решения об отказе в принятии заявок на участие ПК (артель) старателей "Новая" в аукционах).
18.02.2011 на официальном сайте Красноярскнедра размещена информация об итогах аукциона в соответствии с приказом от 18.02.2011 N 191 "Об итогах аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи россыпного золота на р. Скалистая в Красноярском крае". Победителем признано ООО "СЕЗАР-Арктика" (протокол заседания аукционной комиссии по проведению аукциона от 31.01.2011).
Ссылаясь на то, что торги в форме аукциона проведены с нарушением требований действующего законодательства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив представленные в материалы дела доказательства на основании статей 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены принятого по делу решения по приведенным истцом доводам.
При рассмотрении требования о признании недействительным решения (Протокола заседания постоянно действующей Рабочей группы от 27.01.2011 N 289) заседания аукционной комиссии по проведению аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота, суд первой инстанции верно определил, что фактически истец просит признать недействительным ненормативный акт - решение о недопуске его к участию в аукционе, оформленное Протоколом от 27.01.2011 N 289, следовательно, данные требования истца подлежат рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом обстоятельств дела (получения истцом копии извещения о недопуске к участию в аукционе от ПК АС "Пламя" 28.01.2011 и обращения в суд с иском 14.04.2011) срок подачи иска не пропущен.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) для участия в аукционе участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе.
В соответствии со статьями 7, 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - Положение о порядке лицензирования), предоставление участков недр в пользование оформляется лицензией.
В статье 10.1 Закона "О недрах" указано, что основанием получения права пользования участками недр может быть решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр.
Порядок проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр регламентирован положениями статьями 13.1, 14 Закона "О недрах", разделом 11 Положения о порядке лицензирования.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается участвующими в деле лицами, что в рамках своей компетенции Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) объявило аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рассыпного золота на р. Скалистая в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края (приказ от 10.12.2010 N 1503, в соответствии с которым разработаны и опубликованы Порядок и условия проведения аукциона).
Со стороны Артели "НОВАЯ" для участия в аукционе подана заявка, принятая Красноярскнедра 29.12.2010, вход N 3402.
Письмом от 13.01.2011 Красноярскнедра уведомили Роснедра о том, что на участие в спорном аукционе подано 4 заявки (Артель "Пламя", Артель "Новая", ООО "Гидромет", ООО "СЕЗАР-Арктика"), направлены документы.
27.01.2011 составлен Протокол N 289 заседания постоянно действующей рабочей группы, образованной приказом Роснедра от 29.06.2006 N 507, о результатах заседания 25.01.2011, на которых принято решение о недопуске истца к участию в аукционе.
Согласно статей 17 Закона от 25.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещено ограничение вопреки условиям данного конкурса или аукциона доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами в соответствии с законом.
В пункте 16 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации от 17.06.2009 N 156, указано, что для участия в конкурсе или аукционе на право пользования участками недр заявителями представляются документы в соответствии с перечнем документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе или аукционе на право пользования участками недр, установленным пунктом 17 настоящего Административного регламента. Данным нормативным актом установлены требования к документам, представляемым заявителями, в том числе указано, что к заявке должны прилагаться данные о технических и технологических и кадровых возможностях заявителя, а также других предприятий, привлекаемых им в качестве подрядчиков, в том числе:
подписанные руководителем или уполномоченным представителем руководителя справка о применяемых технологиях с их описанием и перечень технических средств, необходимых для проведения работ, с доказательством их принадлежности заявителю либо подрядчику (копии свидетельств о государственной регистрации права на недвижимое имущество, договоров, актов приема-передачи и т.п.);
копии лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности";
копии подрядных договоров со сторонними организациями, привлекаемых в качестве подрядчиков с приложением доказательств наличия у них лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", сведения о кадровом составе заявителя, квалифицированных специалистов, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр (копия штатного расписания заявителя, копии дипломов квалифицированных специалистов и т.д.), технических средств и технологий, необходимых для безопасного и эффективного проведения работ;
данные о предыдущей деятельности заявителя, основные сведения о проектах по освоению месторождений (участков недр), выполненных заявителем за последние 5 лет (для заявителей, осуществлявших до подачи заявки деятельность, связанную с пользованием недрами), в том числе:
сведения о полученных лицензиях на право пользования недрами и выполнении условий лицензионных соглашений.
Аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе (часть 1 статьи 36 Закона N 94-ФЗ).
Как указано в части 3 статьи 36 Закона N 94-ФЗ, на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Закона.
Пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе.
Согласно пункту 29 Административного регламента, статье 14 Закона от 25.02.1992 N 2395-1 "О недрах" оценивая поданные заявки, орган вправе отказать в исполнении государственной функции, в том числе, по следующим основаниям: заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным порядку и условиям проведения конкурса или аукциона на право пользования участками недрами; заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.
Аналогичные нормы включены в Порядок и условия проведения спорного аукциона, которыми должны были руководствоваться лица при подаче и оценке заявки.
Оценив представленную истцом заявку, Роснедра мотивированно и обоснованно указало, что заявка истца не соответствует необходимым условиям (не соответствует требованиям пункта 11.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами), поскольку к заявке не приложена копия лицензии заявителя на применение взрывчатых материалов промышленного назначения, наличие которой предусмотрено пунктом 4 приложения 2 к Порядку и условиям проведения аукциона; в представленной справке о применяемых технологиях отсутствует информация о способе бурения скважин глубиной не менее 300 м. во второй год действия лицензии, предусмотренных пунктом 5.1.1 Порядка и условий проведения аукциона, а в представленном перечне технических средств отсутствуют необходимые для бурения скважин буровые установки, или договор подряда на проведение буровых работ со сторонней организацией, для бурения скважин глубиной не менее 300 м. во второй год действия лицензии, предусмотренных пунктом 5.1.1 Порядка и условий проведения аукциона; с заявкой не представлены, по пояснениям истца, заключенные между ним и собственником техники обществом с ограниченной ответственностью "Райфайзинг Лизинг" договоры, следовательно, имеется нарушение пункта 17 Административного регламента, оценить существенные условия этих договоров, а значит технические возможности заявителя не представлялось возможным на этапе рассмотрения заявки; истцом не представлены документы в отношении работников на все должности, имеющиеся в штатном расписании, ответчик указал, что из представленных документов он не смог понять, кто именно будет непосредственно осуществлять работы по разведке и добыче полезных ископаемых, какова квалификация этих специалистов.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ответчики Роснедра и Красноярскнедра действовали в рамках законодательства о проведении аукционов, приняли обоснованное и мотивированное решение о недопуске истца к участию в торгах, оснований признать незаконным Протокол от 27.01.2011 N 289 не имеется.
Доводы истца о том, что для целей участия в аукционе ему следовало указать только технологии, применяемые им на данный момент, что он и сделал, квалифицированные работники могли быть приняты после рассмотрения заявки, судом первой инстанции правомерно отклонены со ссылкой на Условия и порядок проведения аукциона, согласно пункту 5.1.1 которого возможность бурения скважин глубиной не менее 300 м. - это вид работ, который победитель аукциона обязан обеспечить; согласно пункту 5.6 указанные основные условия пользования лицензионным участком подлежат включению в лицензию; в пункте 5.7 закреплено, что участие претендентов в аукционе означает признание ими настоящих основных условий пользования лицензионным участком и согласие на их включение в лицензию в качестве основных условий. Следовательно, рабочая группа должна была оценивать наличие возможности по выполнению этих условий на стадии оценки заявок.
Заявочный материал по ходатайству истца обоснованно не истребован судом первой инстанции, поскольку в настоящем деле самостоятельно рассматривается заявка истца на участие в аукционе, заявки не подлежат оценке путем сравнения их друг с другом, заявка истца, в силу вышеуказанных доводов, требованиям не соответствовала, в связи с этим наличие или отсутствие каких-либо недостатков в заявках других лиц правового значения не имеет.
Рассматривая требования истца о признании недействительными торгов в форме открытого аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на р. Скалистая в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края, состоявшиеся 31.01.2011, суд первой инстанции сослался на положения статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснения, содержащиеся в пункте 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 25.02.1998 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", из которых следует, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок (общий порядок искового производства), торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, признание недействительными торгов влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, реализация права на подачу иска о признании недействительным торгов должна повлечь восстановление нарушенных прав истца.
При этом, лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки. Заявитель обязан доказать наличие защищаемого права с использованием способов, предусмотренных законом (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации). Нарушение порядка проведения торгов может являться основанием для признания торгов (конкурса) недействительными в случае, если обоснована возможность восстановления нарушенного права, поскольку защите подлежит частный материально-правовой интерес, а предъявленный иск выступает средством такой защиты.
Порядок заключения договора на торгах, организация и порядок проведения торгов регламентированы статьями 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом "О недрах", Административным регламентом.
Однако, ссылка истца на недействительность торгов ввиду его недопуска к участию в аукционе, не является основанием для признания торгов недействительными, поскольку судом установлено, что истец к участию в аукционе не допущен законно, следовательно, он не обладает правом на оспаривание результатов аукциона, поскольку признание торгов недействительными не будет способствовать восстановлению его прав.
Таким образом, требование о признании недействительными торгов в форме открытого аукциона, состоявшихся 31.01.2011, удовлетворению не подлежит.
Так же в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (оспариванием ненормативного акта органа власти) подлежит рассмотрению требование истца о признании недействительным Приказа Управления по недропользованию по Красноярскому краю Федерального агентства по недропользованию от 18.02.2011 N 191 "Об итогах аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на р. Скалистая Красноярского края".
Исходя из общего смысла Закона "О недрах", из оценки положений статей 4, 23, 35-37 указанного закона во взаимосвязи с пунктом 13.1 Методических рекомендаций по подготовке и порядку проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр (утверждены распоряжением МПР России от 14.11.2002 N 457-р), процедура утверждения решения аукционной комиссии имеет самостоятельную цель, в том числе и удостоверение законности проведенного аукциона, поэтому приказ об утверждении итогов аукциона может быть оспорен как ненормативный акт государственного органа.
Указанное требование подано в арбитражный суд с соблюдением предусмотренного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока, поскольку оспариваемый Приказ принят 18.02.2011, с исковым заявлением истец обратился 14.04.2011.
По правилам частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исследовав документы и заслушав доводы ответчиков - Роснедра и Красноярскнедра, суд приходит к выводу, что ими доказано соответствие требованиям закона Приказа Управления по недропользованию по Красноярскому краю Федерального агентства по недропользованию от 18.02.2011 N 191 "Об итогах аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на р. Скалистая Красноярского края".
Компетенция Роснедра и его территориальных органов, при совершении действий и принятии решений в области лицензирования недропользования, определена Приказом Роснедр от 15.11.2004 N 393 "Об утверждении Временного распределения функций между Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами в области лицензирования пользования недрами".
Приказ принят в пределах компетенции издавшего его органа, содержание Приказа соответствует закону, нарушений при проведении торгов, которые свидетельствовали бы о незаконности данного приказа, исходя из обстоятельств настоящего дела, судом первой инстанции не установлено.
Апелляционный суд соглашается с данным выводом суда первой инстанции, как соответствующим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и нормам права, следовательно, оснований для удовлетворения требования о признании недействительным Приказа Управления по недропользованию по Красноярскому краю Федерального агентства по недропользованию от 18.02.2011 N 191 не имеется.
Наличие в решении суда первой инстанции опечаток не отразилось на результате рассмотрения требований истца по существу. Процессуальным законодательством не запрещено изложение мотивировочной части решения аналогичной другим делам данной категории.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, противоречат представленным в материалы дела доказательствам и подлежащим применению нормам права, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными и не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения.
Судом первой инстанции дело рассмотрено полно и всесторонне, решение арбитражного суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежащим отмене в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "20" сентября 2011 года по делу N А33-6425/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.В. Магда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-6425/2011
Истец: Производственный кооператив (артель) старателей Новая
Ответчик: ООО СЕЗАР-Арктика, Управление по недропользованию по Красноярскому краю Федерального агентства по недропользованию (Красноярскнедра), Федеральное агентство по недропользованию
Третье лицо: ООО "Гидромет", Федеральная антимонопольная служба