г. Пермь |
|
20 декабря 2011 г. |
Дело N А71-5887/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г.
судей Осиповой С. П., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н. О.,
при участии:
от истца индивидуального предпринимателя Канделова Фидаеса Аслаховича (ОГРНИП 304183807600098, ИНН 182700703454): Хуснияров А. М., паспорт, доверенность от 01.12.2011;
от ответчиков Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801162866, ИНН 1831041689), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360): не явились;
от третьих лиц: 1. Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, 2. Министерства промышленности и энергетики Удмуртской Республики, 3. Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, 4. Открытого акционерного общества "Удмуртавтотранс": не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
истца индивидуального предпринимателя Канделова Фидаеса Аслаховича, ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06 октября 2011 года
по делу N А71-5887/2011,
принятое судьей Ходыревым А. М.,
по иску индивидуального предпринимателя Канделова Фидаеса Аслаховича
к Удмуртской Республике в лице Министерства финансов Удмуртской Республики, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
третьи лица: 1. Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, 2. Министерства промышленности и энергетики Удмуртской Республики, 3. Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, 4. Открытого акционерного общества "Удмуртавтотранс"
о взыскании 2 798 557 руб. убытков,
установил:
Индивидуальный предприниматель Канделов Фидаес Аслаховича (далее - истец, предприниматель, ИП Канделов Ф. А.) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением о взыскании (с учетом уточнения размера исковых требований, принятых судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 1 702 535 руб., с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики 1 022 983 руб. убытков, образовавшихся в результате неисполнения ответчиками обязательств по возмещению выпадающих доходов, связанных с реализацией истцом социальных проездных билетов за период с 2008 года по 2010 год.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06 октября 2011 года (резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2011 года) исковые требования удовлетворены частично. Взысканы в пользу предпринимателя с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытки в размере 1 702 535 руб.; в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 1 249 руб. 33 коп.; с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики за счет средств казны Удмуртской Республики убытки в размере 452 056 руб.; а в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, ответчик Российская Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истцом не представлено документальных доказательств о наличии убытков за спорный период. Представленные акты сверок взаиморасчетов не являются доказательством возникновения у истца задолженности, поскольку подписаны в одностороннем порядке. Из сводных актов невозможно определить, каким образом произведен расчет образовавшейся задолженности, а также какие категории льготников воспользовались услугами истца. Отмечает, что Российская Федерация убытков истцу не причиняла, отношения по выделению межбюджетных трансфертов возникли между Российской Федерацией и Удмуртской Республикой, перед истцом у Российской Федерации никаких обязательств нет. Также указывает, что суд, взыскивая убытки с Российской Федерации, не установил наличия вины Российской Федерации в причинении указанных убытков.
Также истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить и принять по делу новый судебный акт, которым взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 1 702 535 руб. убытков; с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики 971 943 руб. убытков.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права. Считает, что судом необоснованно снижен размер убытков в части взыскания с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики на 570 927 руб. Не согласен с решением суда в части уменьшения долга за период январь-август 2009 г. по выпадающим доходам по Удмуртской Республике на 51 040 руб., в связи с представлением в суд 29.09.2011 ОАО "Удмуртавтотранс" платежного поручения на сумму 51 040 руб., в котором в назначении платежа значится "Доходы от реализации СПБ за январь 2009 г., сумма 51 040-00, без налога (НДС)". Отмечает, что размер расходов истца основан на показателях количества проданных льготных проездных билетов, общего количества федеральных и региональных льготников по г. Сарапул, Сарапульскому и Киясовскому районам Удмуртской Республики и разницы стоимости между льготным проездным билетом и средневзвешенной ценой месячного проездного билета, что соответствует правовой позиции Президиума ВАС РФ.
В судебном заседании апелляционной инстанции представителем истца заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела уточненного расчета суммы убытков за период с 01 сентября по 31 декабря 2009 года.
Ходатайство представителя истца рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме. Акцентировал внимание на том, что в просительной части апелляционной жалобы истцом ошибочно указана сумма, подлежащая взысканию за счет казны Удмуртской Республики в размере 971 943 руб. за вычетом 54 040 руб. Просит взыскать с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики 1 022 983 руб. убытков. В связи с этим, на доводах апелляционной жалобы, относительно невозможности принять платежное поручение N 96 от 11.09.2009 на сумму 51 040 руб. в факт оплаты задолженности по региональному регистру, настаивает. Отмечает, что судом первой инстанции допущена арифметическая ошибка в связи с отсутствием в платежных документах разделения по назначению платежа на регистры разных уровней.
Письменные отзывы на апелляционные жалобы лицами, участвующими в деле, суду апелляционной инстанции не представлены.
Ответчики и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч.ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, между ИП Канделов Ф.А. (исполнитель) и ОАО "Удмуртавтотранс" (заказчик) заключены следующие договоры N 26/08-СБ от 01.02.2008 (т. 1 л.д. 21-22), N48/09-СБ от 16.02.2009 (т. 1 л.д. 41-42) (далее - договоры), предметом которых является возмещение исполнителю выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О социальной зайдите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О донорстве крови и ее компонентов" (далее - отдельные категории граждан), финансируемые за счет средств федерального бюджета или бюджета Удмуртской Республики.
Возмещение выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов производится в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2005 N 170 "О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике", распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 02.03.2006 N 183-р "О порядке реализации и учете социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов" (п. 1.2. договоров).
Согласно п. 2.2.1. договоров исполнитель обязуется предоставлять в 2008, 2009 годах право проезда отдельным категориям граждан по социальному проездному билету на транспорте общего пользования (кроме такси) в г. Сарапуле, Сарапульском и Киясовском районах.
Согласно п. 2.2.2 договоров исполнитель обязуется осуществлять пассажирские перевозки с соблюдением расписания движения автобусов, выполнением правил технической эксплуатации и правил пассажирских перевозок.
Согласно п. 2.1.3. договоров заказчик обязуется перечислять исполнителю выпадающие доходы, связанные с реализацией социальных проездных билетов, возмещенных Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики (далее - Минсоцзащиты Удмуртской Республики), по актам принятым к оплате, за счет и в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом и бюджетом Удмуртской Республики на эти цели.
Согласно п. 2.1.5 договоров заказчик не несет ответственности за неисполнение финансовых обязательств Удмуртской Республики и Российской Федерации (за недофинансирование предмета настоящего договора).
Согласно п. 3.1. договоров заказчик обязуется распределять между перевозчиками выручки от реализации социальных проездных билетов и компенсации выпадающих доходов, связанных с предоставлением права проезда по социальному проездному билету отдельным категориям граждан, согласно Порядка, утвержденного Министерством промышленности и транспорта Удмуртской Республики (Приложение 2 к договору).
Возмещение компенсации выпадающих доходов осуществляется Минсоцзащиты Удмуртской Республики, путем перечисления денежных средств, причитающихся транспортным организациям, ОАО "Удмуртавтотранс".
ОАО "Удмуртавтотранс" осуществляет распределение денежных средств, поступивших от Минсоцзащиты Удмуртской Республики среди транспортных организаций, в соответствии с предъявленными актами.
Кроме того, между истцом (транспортная организация) и Минсоцзащиты Удмуртской Республики были заключены договоры N 641 от 15.09.2009 (т. 1 л.д. 66-68), N51 от 16.02.2010 (т. 1 л.д. 86-88), предметом которых является возмещение Минсоцзащиты Удмуртской Республики транспортной организации выпадающих доходов, связанных с реализацией ею социальных проездных билетов отдельным категориям граждан.
Согласно п. 3.1.1. договоров транспортная организация организует реализацию социальных проездных билетов отдельным категориям граждан при предъявлении паспорта и документа, дающего право на приобретение социального проездного билета, в соответствии с наименованием документов, дающих право на меры социальной поддержки за счет средств федерального или регионального бюджетов.
Согласно п. 3.1.2. договоров транспортная организация обеспечивает учет продажи социальных проездных билетов раздельно по отдельным категориям граждан, включенным в федеральный или региональный регистры.
Согласно п. 3.2.1. договоров Минсоцзащиты Удмуртской Республики обязуется возмещать транспортной организации выпадающие доходы, связанные с реализацией социальных проездных билетов, за счет и в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом или бюджетом Удмуртской Республики на эти цели.
В 2008, 2009, 2010 годах истец осуществлял перевозку пассажиров автомобильным транспортом, подписывал с Минсоцзащиты Удмуртской Республики сводные акты сверки с указанием общего количества реализованных социальных проездных билетов, которые относятся на истца, а также суммы выпадающих доходов истца за отчетные периоды, принятые Минсоцзащиты Удмуртской Республики к возмещению в соответствии с договорами N 641 от 15.09.2009 и N 51 от 16.02.2010.
Согласно представленному в материалы дела расчету истца, а также заявлению об уточнении исковых требований (т. 3 л.д. 1) задолженность по оплате оказанных транспортных услуг отдельным категориям граждан по социальным проездным билетам, финансируемым за счет средств федерального бюджета составляет - 1 702 535 руб., финансируемым за счет средств бюджета Удмуртской Республики составляет - 1 022 983 руб.
Как полагает истец, общая сумма убытков, причиненных ему не возмещением выпадающих доходов за перевозку граждан, имеющих льготы по проезду на городском и пригородном транспорте составила 2 725 518 руб.
В связи с тем, что обязательства по возмещению выпадающих доходов в полном объеме до настоящего времени не исполнены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что общая сумма убытков, причиненных предпринимателю не возмещением выпадающих доходов за перевозку граждан, имеющих федеральные льготы по проезду на городском и пригородном транспорте за период 2008-2010 г.г. составила - 1 987 438 руб., не возмещением выпадающих доходов за перевозку граждан, имеющих региональные льготы по проезду на городском и пригородном транспорте за период сентябрь-декабрь 2009 г. по 2010 г. составила - 452 056 руб. Кроме того, принимая во внимание уточнение истцом заявленных требований, суд пришел к выводу, что предъявленные истцом к возмещению расходы в виде выпадающих доходов, связанных с реализацией истцом в 2008-2010 г.г. социальных проездных билетов, подлежат взысканию частично с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики в размере - 452 056 руб., с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в размере - 1 702 535руб.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В силу ст. 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании ст. 1071 ГК РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно ст. 3, 6, 32, 44, 63, 110, 139 Федерального закона N 122-ФЗ меры социальной защиты и поддержки отдельных категорий граждан, установленные федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальных гарантиям гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О донорстве крови и ее компонентов", являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 16-19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, неполученной от льготных категорий потребителей, является публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), учитываются положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного, предъявление в арбитражный суд иска о взыскании убытков, возникших в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров, в том числе и к Российской Федерации за счет средств федеральной казны является обоснованным.
Исходя из положений ст. 15 ГК РФ по искам о взыскании убытков доказыванию подлежат наличие убытков, их размер, противоправное поведение ответчика и причинная связь между этими обстоятельствами.
В данном случае суд апелляционной инстанции исходит из того, что Российская Федерация, установив в федеральных законах льготы для отдельных категорий граждан в виде бесплатного проезда, приняла на себя и обязанность полностью возмещать транспортным организациям расходы по предоставлению данных льгот за счет средств федерального бюджета.
Неисполнение публично-правовым образованием (Российской Федерацией) обязанности по возмещению платы, неполученной от льготных категорий потребителей, повлекшее возникновение у транспортной организации (перевозчиков) убытков, связанных с расходами по предоставлению льгот, установленных федеральным законодательством и не обеспеченных финансированием из федерального бюджета, свидетельствует о наличии вины ответчика в причинении истцу убытков.
В целях социальной защиты граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики Правительством Удмуртской Республики принято Постановление от 19.12.2005 N 170 "О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике" (далее - Постановление N 170).
В соответствии с п. 5 Постановления N 170 Минсоцзащиты Удмуртской Республики осуществляет возмещение выпадающих доходов предприятиям пассажирского автомобильного и электрического транспорта, связанных с реализацией социальных проездных билетов: гражданам, социальная поддержка которых является в соответствии с законодательством расходным обязательством Российской Федерации, - за счет средств, полученных из федерального бюджета на указанные цели; гражданам, социальная поддержка которых является в соответствии с законодательством расходным обязательством Удмуртской Республики, - в пределах средств, предусмотренных в бюджете Удмуртской Республики на указанные цели.
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 02.03.2006 N 183-р, утверждено Положение "О порядке реализации и учете социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов" (далее - Положение).
В силу п. 8 Положения Минсоцзащиты Удмуртской Республики на основании договоров, заключенных с транспортными организациями и индивидуальными предпринимателями, производит возмещение сумм выпадающих доходов за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики при наличии сводных актов сверки.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2005 N 186 возмещение выпадающих доходов транспортных организаций осуществляется Минсоцзащиты Удмуртской Республики через ОАО "Удмуртавтотранс" в соответствии с заключенным договором.
Получателем денежных средств на возмещение выпадающих доходов из республиканского и федерального бюджета является ОАО "Удмуртавтотранс".
Возмещение ОАО "Удмуртавтотранс" выпадающих доходов принятой к оплате Минсоцзащиты Удмуртской Республики, за счет и в пределах средств предусмотренных федеральным бюджетом и бюджетом Удмуртской Республики возмещается Минсоцзащиты Удмуртской Республики на основании договоров между Минсоцзащиты Удмуртской Республики и ОАО "Удмуртавтотранс".
В 2008 году Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" утверждено распределение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на 2008 год согласно приложению 37 к данному Федеральному закону (ст. 14).
В соответствии с приложением 37 к Федеральному закону N 198-ФЗ и приложением 1 к Закону Удмуртской Республики от 18.09.2007 N 54-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2008 год" бюджету Удмуртской Республики были распределены межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Российской Федерации в размере 32 942, 4 тыс. руб.
В 2009 году Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" утверждено распределение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на 2009 год согласно приложению 19 к данному Федеральному закону (ст. 13).
В соответствии с приложением 19 к Федеральному закону N 204-ФЗ и приложением к Закону Удмуртской Республики от 23.12.2008 N 55-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2009 год" бюджету Удмуртской Республики были распределены межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Российской Федерации в размере 17 591,3 тыс. руб.
Согласно приложению 8 к Закону Удмуртской Республики от 23.12.2008 N 55-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2009 год" в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета Удмуртской Республики на 2009 Минсоцзащиты Удмуртской Республики были распределены расходы по наименованиям "обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан", оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Российской Федерации в размере 17 591,3 тыс. руб.
В 2010 году из бюджета Удмуртской Республики на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Удмуртской Республики (автомобильный и электротранспорт) были выделены денежные средства в размере 233 057,5 тыс. руб., согласно Закону Удмуртской Республики от 18.12.2009 N 67-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2010 год".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что льготы по бесплатному проезду отдельных категорий граждан в городском и пригородном транспорте являются расходными обязательствами, в том числе федерального бюджета; выделенные федеральным бюджетом денежные средства не покрыли понесенных перевозчиком убытков от предоставления таких льгот, данное незаконное бездействие повлекло возникновение убытков по причине отсутствия механизма, реализующего на практике право истца на полное их возмещение за счет ответчиков, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности требований истца к ответчикам.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии вины и недоказанности размера убытков подлежат отклонению, как безосновательные. Ответчики не обеспечили в 2008-2010 гг. в необходимом объеме финансирование мероприятий, связанных с обеспечением равной транспортной доступности и не проконтролировали целевое использование переданных субвенций, тем самым совершив незаконное бездействие.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права и сводятся по существу к переоценке установленных судом фактических обстоятельств дела, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Вместе с тем, исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материала дела доказательства и фактические обстоятельства дела, изучив доводы апелляционной жалобы истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при вынесении решения судом первой инстанции имело место неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда не соответствуют представленным в материалы дела доказательствам.
Размер понесенных истцом расходов в связи с перевозкой льготных категорий граждан за 2008-2010 г.г. подтверждается материалами дела - сводными актами, актами сверок, актами распределения компенсации от реализации социальных проездных билетов.
Представленный истцом расчет убытков, в основу которого положены реальные показатели выполненной перевозчиком работы, подтвержденные имеющимися в деле доказательствами, суд апелляционной инстанции считает обоснованным.
Размер невозмещенных доходов, рассчитан предпринимателем в соответствии с Положением о порядке реализации и учете социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов.
При этом при расчете размера не возмещенного дохода, истец исходил из показателей общего количества реализованных льготных проездных билетов, общего количества федеральных льготников по г. Сарапул, Сарапульскому и Киясовскому районам Удмуртской Республики и разницы стоимости между льготным проездным билетом и средневзвешенной ценой месячного проездного билета.
Доказательств возмещения ответчиками в полном объеме понесенных расходов в связи с предоставлением истцом льготного проезда материалы дела не содержат, тогда как, перевозчик имеет право на компенсацию расходов, связанных с предоставлением бесплатного проезда отдельным категориям граждан.
Судом апелляционной инстанции принимается довод истца о неправомерном уменьшении задолженности по региональному регистру за период январь-август 2009 г. на 51 040 руб. в связи с предоставлением ОАО "Удмуртавтотранс" платежного поручения N 96 от 11.03.2009 (т. 2 л.д. 177) на указанную сумму. Платежное поручение N 96 не является подтверждением погашения задолженности за данный период, т.к. назначением платежа является не возмещение выпадающих доходов от реализации социальных проездных билетов за соответствующий период, а "Доходы от реализации СПБ за январь 2009 г., сумма 51040-00, без налога (НДС)".
Обязанность ответчиков по возмещению расходов транспортным организациям, осуществляющим перевозку льготных категорий пассажиров, обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, в связи с чем, соответствующее обязательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения, т.е. путем полного возмещения перевозчику понесенных им убытков.
На основании изложенного, учитывая обоснованность доводов апелляционной жалобы истца, их соответствие фактическим обстоятельствам и подтверждение материалами дела, суд апелляционной инстанции считает необходимым изменить судебный акт полностью, удовлетворив требования истца полностью.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения расходы по уплате госпошлины относятся на ответчиков, распределив их пропорционально удовлетворенных требований истца.
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270 ч.ч. 1 и 2, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06 октября 2011 года по делу N А71-5887/2011 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу индивидуального предпринимателя Канделова Фидаеса Аслаховича, г. Сарапул (ОГРНИП 304183807600098) убытки в размере 1 702 535 (один миллион семьсот две тысячи пятьсот тридцать пять) рублей, а также в возмещение расходов по оплате госпошлины сумму 1 249 (одна тысяча двести сорок девять) рублей 33 (тридцать три) копейки.
Взыскать с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики г. Ижевск за счет средств казны Удмуртской Республики в пользу индивидуального предпринимателя Канделова Фидаеса Аслаховича, г.Сарапул (ОГРНИП 304183807600098) убытки в размере 1 022 983 (один миллион двадцать две тысячи девятьсот восемьдесят три) рубля, а также в возмещение расходов по оплате госпошлины сумму 750 (семьсот пятьдесят) рублей 67 (шестьдесят семь) копеек".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5887/2011
Истец: ИП Канделов Фидаес Аслахович
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства Финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Удмуртской Республике, Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики
Третье лицо: Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики, Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, ОАО "Удмуртавтотранс"