г. Владивосток |
|
19 декабря 2011 г. |
Дело N А24-3840/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Г. М. Грачёва, А. В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Ткаченко
при участии
лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Морской стандарт"
апелляционное производство N 05АП-8475/2011
на решение от 03.11.2011
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-3840/2011 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению ООО "Морской стандарт" (ИНН 4101117549, ОГРН 1074101004603)
к Пограничному управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Морской стандарт" (далее - заявитель, ООО "Морской стандарт", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - административный орган) N 9783/273/11 от 24.08.2011 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 18.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Решением от 03.11.2011 в удовлетворении заявления отказано. Суд пришёл к выводу, что в действиях общества имелся состав вменённого ему правонарушения.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 03.11.2011, ООО "Морской стандарт" просит его отменить как незаконное. ООО "Морской стандарт" полагает, что судно "Гектор" неправомерно отнесено к судам рыбопромыслового флота, для которых установлена обязанность соблюдать порядок прохождения установленных контрольных пунктов при пересечении границы исключительной экономической зоны РФ. Поскольку судно "Гектор" не осуществляло деятельность, относящуюся к рыболовству, не относится к судам рыбопромыслового флота, то общество считает, что у капитана судна отсутствовала обязанность передать в Пограничное управление ФСБ РФ информацию о прохождении управляемым им судном контрольного пункта. Таким образом, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушении по статьи 18.6 КоАП РФ.
ООО "Морской стандарт", Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области в направленном в материалы дела письменном отзыве на апелляционную жалобу считает доводы общества об отсутствии у его судна статуса рыбопромыслового для целей привлечения к административной ответственности необоснованными.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
Решением от 03.11.2011 в Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области поступила факсограмма N 106, в которой сообщалось о пересечении судном ТН "Гектор " (судовладелец - ООО "Морской стандарт") 01.07.2011 и 02.07.2011 внешней границы исключительной экономической зоны России без прохождения установленных контрольных пунктов.
19.07.2011 специалистом по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Королевым А.И. в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 9783/273/11.
24.08.2011 вышеуказанным должностным лицом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 9783/273/11, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 18.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 18.6 КоАП РФ нарушение судами рыбопромыслового флота порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) при пересечении внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" исключительная экономическая зона Российской Федерации - это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным названным Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
В силу пункта 15 статьи 7 названного Федерального закона установление контрольных пунктов (точек) и порядка прохождения их российскими и иностранными судами, осуществляющими рыболовство и следующими в исключительную экономическую зону и выходящими из нее, в целях проведения контрольно-проверочных мероприятий отнесено к компетенции федеральных органов государственной власти.
Приказом Федеральной службы безопасности России N 56 и приказом Федерального агентства по рыболовству N 91 от 15.02.2010 (зарегистрировано в Минюсте РФ 09.03.2010) утвержден Порядок прохождения российскими и иностранными судами контрольных пунктов (точек) (далее - Порядок N 56/91), в соответствии с пунктом 3 которого контрольные пункты являются обязательными для прохождения судами при каждом входе в исключительную экономическую зону Российской Федерации при пересечении линии ее внешней границы для осуществления рыболовства и (или) морских ресурсных исследований, и (или) снабжения судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами, а также при выходе из нее после завершения рыболовства и (или) морских ресурсных исследований, и (или) снабжения судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами.
Согласно пункту 5 Порядка N 56/91 прохождение судами контрольных пунктов включает проход судов через контрольные пункты и проведение на судах контрольно-проверочных мероприятий.
Пунктом 6 Порядка N 56/91 установлены, что капитаны судов (при одиночном плавании) или старшие групп судов (при групповом плавании) не позднее чем за 24 часа до предполагаемого времени прохождения контрольного пункта обязаны передать (телефонограммой, по факсимильной связи или электронной почте) в пограничное управление ФСБ России по субъекту Российской Федерации (по направлению) в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку информацию по формам, установленным соответственно в приложениях N 2 и N 3 к настоящему Порядку.
Решение на проведение на судне контрольно-проверочных мероприятий или предоставление судну права свободного прохода через контрольный пункт без проведения контрольно-проверочных мероприятий принимается начальником пограничного управления ФСБ России или лицом, исполняющим его обязанности. (пункт 8 Порядка N 56/91).
Материалами административного дела (факсограмма N 106 от 03.07.2011, объяснения капитана судна от 04.07.2011, копии листов из судового журнала, траектория движения судна, данные спутникового позиционирования) подтверждается, что 01.07.2011 принадлежащее ООО "Морской стандарт" судно "Гектор" пересекло внешнюю границу исключительной экономической зоны Российской Федерации без передач и соответствующей информации в Пограничное управление ФСБ России, без прохождения контрольного пункта, без проведения сответсвующих контрольно-проверочных мероприятий, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.6 КоАП РФ.
Как установлено материалами дела и не опровергнуто заявителем на дату совершения спорного административного правонарушения капитан судна Корощенко С.А. состоял в трудовых отношениях с обществом, являлся его должностным лицом, действовал от имени и в интересах общества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что общество обладало всеми необходимыми организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями в отношении использования и производственной эксплуатации судна "Гектор", имело возможность и было обязано принять все зависящие меры по соблюдению капитаном судна требований действующего законодательства.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судно "Гектор" не осуществляло деятельность, относящуюся к рыболовству, не относится к судам рыбопромыслового флота, в связи с чем у капитана судна отсутствовала обязанность передать в Пограничное управление ФСБ РФ информацию о прохождении управляемым им судном контрольного пункта, и в действиях общества отсутствует состав административного правонарушении по статьи 18.6 КоАП РФ, коллегией отклоняется в силу следующего:
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.1999 N 226 "О создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов" к промысловым судам отнесены, в том числе российские и иностранных суда, ведущие снабжение промысловых судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, к промысловым судам относятся добывающие, обрабатывающие и приемотранспортные суда (код ОКОФ 15 3511050).
Общество имеет лицензию серия N МТ 1001 N 019850 на осуществление перевозок морским транспортом грузов, что соответствует и зарегистрированным видам деятельности общества.
Согласно Положению по функционированию отраслевой иерархической информационно-аналитической автоматизированной системы управления использованием водных биоресурсов (Информационная система "Рыболовство"), утвержденным Приказом Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 10.10.1996 N 185, под промысловыми судами понимаются суда различных типов, используемые для вылова, обработки водных биоресурсов, для приемки, транспортировки и других целей, обеспечивающих промысел водных биоресурсов.
Пунктом 4.1.1 Положения установлено, что пользователи обязаны зарегистрировать все принадлежащие им или арендуемые промысловые суда в региональном информационном центре сбора и обработки промысловой отчетности (РИЦ).
Учитывая вышеизложенное, а также то, что согласно письму Камчатского филиала ФГУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" от 12.07.2011 N КчФ/07-2084 судно "Гектор" зарегистрировано в отраслевой системе мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью судов рыбопромыслового флота, оборудовано средствами технического контроля (имеет выданное Федеральным агентством по рыболовству свидетельство о соответствии технических средств контроля N0985 от 21.02.2011), осуществляет ежедневную передачу судовых суточных донесений, осуществляет деятельность по снабжению других промысловых судов топливом, коллегия соглашается с выводом суда о том, что принадлежащее обществу судно "Гектор" для целей контроля за использованием водных биоресурсов во внутренних водоемах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации является промысловым судном и на него распространяется действие Порядка прохождения российскими и иностранными судами контрольных пунктов (точек) и системы контрольных пунктов (точек) (Порядок N 56/91).
При установленных обстоятельствах коллегия считает, что общество правомерно привлечено к административной ответственности по статье 18.6 КоАП РФ.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности не нарушен.
Существенных нарушений административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, являющихся основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа в силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", части 2 статьи 211 АПК РФ, не установлено.
Обстоятельств, позволяющих применить положения о малозначительности правонарушения, не выявлено.
На основании вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 03.11.2011 по делу N А24-3840/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Г. М. Грачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-3840/2011
Истец: ООО "Морской стандарт"
Ответчик: Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области