г. Томск |
|
21 декабря 2011 г. |
Дело N А03-9596/2011 |
Полный текст постановления изготовлен и объявлен 21 декабря 2011 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего Н. В. Марченко,
судей Т. В. Павлюк, Е. Г. Шатохиной,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В. А. Фаустовым,
при участии:
от истца: без участия (извещен),
от ответчика: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Алтайкрайгазсервис"
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 05 октября 2011 года по делу N А03-9596/2011 (судья Ю. И. Павлова)
по иску комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации Родинского района Алтайского края (ИНН 2267004338, ОГРН 1032201051190)
к открытому акционерному обществу "Алтайкрайгазсервис" (ИНН 2221024324, ОГРН 1022200896101)
об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации Родинского района Алтайского края (далее - комитет) обратился в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Алтайкрайгазсервис" (далее - общество) об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка N 54 от 08.08.2007 г. в предложенной истцом редакции.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 05 октября 2011 года исковые требования удовлетворены. На ответчика возложена обязанность в пятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу заключить с истцом дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка N 54 от 08.08.2007 г. в следующей редакции: "1. Пункт 2.3 Договора изложить в следующей редакции: "Арендная плата по настоящему Договору вносится Арендатором на р/с 40101810100000010001 B ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ по Алтайскому краю г. Барнаул БИК 040173001 КБК 09211105010100000120 Код ОКАТО 01236856000 Получатель: ИНН 2267001785, КПП 226701001, УФК МФ РФ по Алтайскому краю (Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Родинского района)".
2. Пункт 2.6 Договора изложить в следующей редакции: "На момент заключения дополнительного соглашения арендная плата за единицу площади земельного участка устанавливается в размере 44,483 руб. за 1 кв. м в год".
3. Приложение N 1 к договору аренды земельного участка от 08.08.2007 г. N 54 изложить в следующей редакции: "Расчет арендной платы Размер арендной платы для Участка в год составляет 261912 рублей 96 коп. (Двести шестьдесят одна тысяча девятьсот двенадцать) рублей 96 копеек в год. Порядок расчета арендной платы Размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле: A = SxKCxKxК1,
Размер арендной платы за расчетный период определяется по формуле
А = S х КС х К х К1 х Dp/Dy, где
А - сумма арендной платы, руб.; S - общая площадь земельного участка, кв.м; КС - удельный показатель кадастровой стоимости, руб./кв.м;
К - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка;
K1 - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относится арендатор;
Dp - количество месяцев в расчетном периоде; Dy - количество месяцев в году (12)
Пример расчета арендной платы на 2010 год:
S - 5888 кв.м.;
КС - 59,31 руб./кв.м;
К - 0,75;
K1 - 1
SxKCxKx К1=5888 * 59,31 * 0,75 * 1 = 261 912 рублей 96 коп. (Двести шестьдесят одна тысяча девятьсот двенадцать) рублей 96 копеек в год.
Коэффициенты К и К1 определены на основании решения Родинского районного Совета депутатов Алтайского края от 30.04.2008 N 19.
Удельный показатель кадастровой стоимости утвержден постановление Алтайского края от 28.12.2009 г. N 546".
4. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами в связи с настоящим соглашением, подлежат урегулированию путем переговоров.
5. Настоящее соглашение вступает в силу с момента его государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (Управлении Росреестра по Алтайскому краю Родинский отдел).
6. Арендатор обязуется в течение двух недель с момента подписания настоящего соглашения зарегистрировать его в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (Управлении Росреестра по Алтайскому краю Родинский отдел).
7. Настоящее соглашение составлено с трех экземплярах - по одному для каждой из сторон и один для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (Управление Росреестра по Алтайскому краю Родинский отдел) для государственной регистрации".
С ответчика в доход федерального бюджета взыскано 4 000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с решением, общество в апелляционной жалобе просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование податель указывает, что судом неправомерно применена статья 455 Гражданского кодекса Российской Федерации. Общество не относится к лицам, для которых законодательством установлена обязанность заключить договор. Судом неправильно истолкованы пункты 2.8, 8.1 договора. Судом не учтена позиция Президиума ВАС РФ, изложенная в Постановлении от 13.04.2010 г. N 1074/10, а также разъяснения пункта 11 Информационного письма N 66 от 11.01.2002 г. Условия спорного соглашения в части установления коэффициента 0,75 (земельный участок под промышленными объектами) не соответствуют законодательству, так как фактически подлежит применению коэффициент 0,4 (земельный участок для размещения объектов коммунального хозяйства).
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между обществом (арендатором) и комитетом (арендодателем) заключен договор аренды земельного участка N 54 от 08.08.2007 г. (л.д. 5 - 7; далее - договор) в соответствии с условиями которого, арендатору сроком на 10 лет по акту от 08.08.2007 г. (л.д. 7) передан земельный участок с кадастровым номером 22:37:090108:0020 площадью 5888 кв. м, расположенный по адресу: Алтайский край, Родинский район, с. Родино, ул. Гуртовского, 27, для осуществления производственной деятельности.
Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за N 22-22-06/005/2008-213.
В пунктах 2.6, 2.7 и Приложении N 1 к договору стороны согласовали размер годовой арендной платы исходя из ставки арендной платы.
В соответствии с пунктом 2.8 договора размер арендной платы может пересматриваться арендодателем, но не чаще одного раза в год, при изменении нормативных правовых актов Российской Федерации и органов местного самоуправления, определяющих исчисление размеров арендной платы, путем оформления дополнительного соглашения к договору.
В силу пункта 8.1 договора изменения и дополнения к условиям договора оформляются в письменном виде и подписываются уполномоченными представителями сторон и подлежат государственной регистрации.
В связи с изменением законодательства в части методики расчета арендной платы и изменением удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка комитетом в адрес общества направлен проект дополнительного соглашения к договору (л.д. 10).
В связи с тем, что дополнительное соглашение ответчиком не подписано, комитет обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования на основании статей 445, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что арендная плата в данном случае является регулируемой ценой, обязанность по подписанию дополнительного соглашения в случае изменения арендной платы в соответствии с действующим законодательством принята обществом добровольно.
Апелляционный суд соглашается с решением арбитражного суда, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае уклонения от заключения договора стороны, для которой его заключение в соответствии с Кодексом или иными законами обязательно, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены возможности требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный сторонами договор аренды.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Порядок определения размера арендной платы за земли названной категории определен в Положении о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения, утвержденном постановлением Администрации Алтайского края от 24.12.2007 г. N 603. Годовая арендная плата определяется по формуле, учитывающей площадь земельного участка и удельный показатель его кадастровой стоимости, а также коэффициенты (К, К1) в зависимости от целевого использования земельного участка и вида деятельности арендатора.
Аналогичные нормы содержаться в Положении о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Родинского района Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения, утвержденном решением Родинского районного Совета депутатов Алтайского края от 30.04.2008 г. N 19. Этим же решением установлены коэффициенты К и К1.
В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 г. N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края" удельный показатель кадастровой стоимости для данного земельного участка составил 59,31 руб. за 1 кв. м. в год.
Оценив с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства и доводы сторон, установив, что условия соглашения направлены на приведение условий договора в соответствие с требованиями действующего законодательства, с учетом положений договора аренды от 08.08.2007 г. и на основании изложенных норм, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о наличии у ответчика обязанности по заключению направленного в его адрес дополнительного соглашения.
Решение суда соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 г. N 12404/09.
Ссылка подателя жалобы на Постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 г. N 1074/10, а также на пункт 11 Информационного письма N 66 от 11.01.2002 г., апелляционным судом не принимается.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 г. N 1074/10 рассматривался спор относительно изменения арендной платы в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности, а, следовательно, решение спора не касалось регулируемой цены.
Разъяснения пункта 11 Информационного письма N 66 от 11.01.2002 г. касаются вопросов корректировки размера арендной в соответствии с механизмом, согласованным сторонами. В настоящем же деле изменяется принцип (механизм) определения арендной платы.
Довод подателя жалобы о необходимости вместо коэффициента 0,75 (объекты промышленного производства) применить коэффициент 0,4 (объекты коммунального хозяйства), апелляционным судом отклоняется в связи с тем, что ответчиком не доказано нахождение на спорном земельном участке объектов коммунального хозяйства.
Таким образом, апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы подателя, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не усматривает нарушения норм материального и процессуального права Арбитражным судом Алтайского края и не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на подателя жалобы.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 05 октября 2011 года по делу N А03-9596/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-9596/2011
Истец: Комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Родинского района Алтайского края
Ответчик: ОАО "Алтайкрайгазсервис"