г. Пермь |
|
21 декабря 2011 г. |
N А50-11831/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Богдановой Р.А.,
судей Гладких Д.Ю., Крымджановой М.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шайхутдиновой Г.А.,
при участии:
от истца (Сельское потребительское общество "Калининское"): Максимов А.М. (доверенность от 10.12.2011, удостоверение),
от ответчика (Кунгурское районное потребительское общество): Романова Т.С. (доверенность от 10.08.2011, паспорт), Зеленина Т.Д. (доверенность от 04.10.2011, паспорт),
от третьего лица (Межрайонная ИФНС России N 5 по Пермскому краю): не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, Сельского потребительского общества "Калининское"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 18 октября 2011 года
по делу N А50-11831/2011,
принятое судьей Тюриковой Г.А.,
по иску Сельского потребительского общества "Калининское" (ОГРН 1025901894985, ИНН 5917510139)
к Кунгурскому районному потребительскому обществу (ОГРН 1025901892720, ИНН 5940400134)
третье лицо: Межрайонная ИФНС России N 5 по Пермскому краю
о признании несоответствующим закону устава общества,
установил:
Сельское потребительское общество "Калининское" (далее - СПО "Калининское", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Кунгурскому районному потребительскому обществу (далее - Кунгурское РПО, ответчик) с иском о признании не соответствующим закону устава Кунгурского районного потребительского общества, зарегистрированного 22.03.2005 Межрайонной ИФНС N 5 по Пермскому краю (т.1 л.д.4-7).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 20.07.2011 на основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межрайонная ИФНС N 5 по Пермскому краю (т.1 л.д.1-2).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.10.2011 в удовлетворении иска отказано (т.2 л.д.22-27).
Истец, СПО "Калининское", не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Полагает, что суд не учел многочисленные и существенные нарушения законов в уставе ответчика, которые не являются формальными, поскольку делают устав нелегитимным.
Ответчик, Кунгурское РПО, представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо, Межрайонная ИФНС N 5 по Пермскому краю, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал. Просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве. Считают решение суда законным и обоснованным. Просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке ст. ст. 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, своего представителя для участия в судебное заседание не направило, в отзыве на апелляционную жалобу просило рассмотреть дело без участия представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, Кунгурское районное потребительское общество зарегистрировано Администрацией Кунгурского района 20.01.1992 за основным государственным регистрационным номером 1025901892720 (т.1 л.д.94).
Постановлением собрания уполномоченных членов-пайщиков Кунгурского районного потребительского общества от 20.12.2002 в состав общества включены сельские потребительские общества, в том числе сельское потребительское общество "Калининское" (т.1 л.д.96).
В связи с принятием в Кунгурское РПО новых членов в главу 15 устава общества, утвержденного общим собранием уполномоченных Кунгурского РПО от 13.12.1999, были внесены изменения.
Данные изменения были зарегистрированы 12.05.2003 Межрайонной ИМНС N 5 по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу.
Собраниями уполномоченных членов-пайщиков от 15.03.2005, 25.05.2006 в устав Кунгурского РПО вносились изменения и дополнения, которые были зарегистрированы в установленном законом порядке (т.1 л.д.11-32,81-83).
Истец, ссылаясь на то, что устав ответчика не содержит условия о размере вступительных и паевых взносов, состав и порядок внесения паевых взносов, ответственность за нарушение обязательств по внесению паевых взносов, а также на то, что в уставе содержится указание на два высших органа управления общества (общее собрание потребительского общества и общее собрание уполномоченных общества), на то, что наличие такого органа управления, как совет, не предусмотрено законом, обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями о признании несоответствующим закону Устава ответчика. При этом, истец, указал, что поскольку Устав не является легитимным учредительным документом, сельское потребительское общество "Калининское" не должно отвечать в субсидиарном порядке по обязательствам ответчика.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушений закона при принятии решения об утверждении редакции Устава общества, отсутствия в Уставе противоречий действующему законодательству, а также отсутствия доказательств нарушения прав и законных интересов истца оспариваемым Уставом либо его отдельными положениями.
Вышеуказанные выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца являются правильными, соответствующими нормам права и обстоятельствам дела.
Доводы истца о том, что суд не учел многочисленные и существенные нарушения законов в уставе ответчика, которые не являются формальными, поскольку делают устав нелегитимным, не принимаются судом апелляционной инстанции.
Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора, а в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.
В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава (п. 2 ст. 52 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (далее - Закон от 19.06.1992 N 3085-1) потребительское общество создается за счет вступительных и паевых взносов, осуществляет торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные виды деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона от 19.06.1992 N 3085-1 потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов: добровольности вступления в потребительское общество и выхода из него; обязательности уплаты вступительного и паевого взносов; демократичности управления потребительским обществом (один пайщик - один голос, обязательная подотчетность общему собранию потребительского общества других органов управления, органов контроля, свободное участие пайщика в выборных органах потребительского общества); взаимопомощи и обеспечения пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды; ограничения размеров кооперативных выплат; доступности информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков; наиболее широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля; заботы о повышении культурного уровня пайщиков.
Согласно ст. 15 Закона от 19.06.1992 N 3085-1 управление потребительским обществом осуществляют общее собрание потребительского общества, совет и правление потребительского общества.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи Закона высшим органом потребительского общества является общее собрание потребительского общества.
В период между общими собраниями потребительского общества управление в потребительском обществе осуществляет совет, который является представительным органом (п. 3 ст. 15 Закона).
Исполнительным органом потребительского общества является правление потребительского общества (п. 4 ст. 15 Закона).
Контроль за соблюдением устава потребительского общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными им организациями и подразделениями осуществляет ревизионная комиссия потребительского общества (п. 5 ст. 15 Закона).
В соответствии со ст. 16 Закона от 19.06.1992 N 3085-1 общее собрание пайщиков потребительского общества полномочно решать все вопросы, касающиеся деятельности потребительского общества, в том числе подтверждать или отменять решения совета, правления потребительского общества.
К исключительной компетенции общего собрания пайщиков потребительского общества относятся: принятие устава потребительского общества, внесение в него изменений и дополнений; определение основных направлений деятельности общества; избрание председателя и членов совета, членов ревизионной комиссии потребительского общества и прекращение их полномочий, заслушивание отчетов об их деятельности, определение средств на их содержание; определение размеров вступительного и паевого взносов; исключение пайщиков из потребительского общества; решение вопросов о создании союзов, вступлении в союзы и выходе из них; избрание представителей потребительских обществ союза; выработка наказов представителям потребительских обществ союза для принятия по ним решений общими собраниями представителей потребительских обществ союза; утверждение программ развития потребительского общества, его годовых отчетов и бухгалтерских балансов; порядок распределения между пайщиками доходов от предпринимательской деятельности потребительского общества; порядок покрытия убытков, понесенных потребительским обществом; определение видов, размеров и условий формирования фондов потребительского общества; отчуждение недвижимого имущества потребительского общества, стоимость которого превышает стоимость, определенную уставом потребительского общества; создание хозяйственных обществ; принятие решений о реорганизации и ликвидации потребительского общества.
Уставом потребительского общества могут быть отнесены к исключительной компетенции общего собрания пайщиков потребительского общества и другие вопросы.
Вопросы, отнесенные настоящим Законом и уставом потребительского общества к исключительной компетенции общего собрания пайщиков потребительского общества, не могут быть переданы им на решение совета и правления потребительского общества.
В соответствии со ст. 17 указанного Закона высшим органом потребительского общества является общее собрание уполномоченных потребительского общества. Общее собрание уполномоченных пайщиков вправе решать все вопросы, относящиеся к полномочиям общего собрания пайщиков, предусмотренные ст. 16 Закона.
Из представленного в материалы дела Устава Кунгурского РПО следует, что указанное общество является добровольным объединением граждан и (или) юридических лиц, созданным по территориальному признаку на основе членства путем объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для торговой, производственной, заготовительной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов (пункт 1.1 Устава).
Кунгурское РПО в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации и другими законами (пункт 1.2 Устава).
Кунгурское районное потребительское общество - юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, имеющей самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках, печать (пункт 1.3 Устава).
Граждане и (или) юридические лица, внесшие вступительный и паевой взносы и принятые в общество, являются пайщиками (пункт 1.4 Устава).
В пункте 2.1 Устава общества определены цели общества: удовлетворение материальных, социальных и иных потребностей пайщиков, в том числе в товарах и услугах; социальная поддержка и защита гражданских прав членов потребительского общества; материальная поддержка.
В соответствии с пунктом 3.1 Устава членство пайщиков в обществе является добровольным.
Пайщиками общества могут быть граждане, достигшие возраста 16 лет, и (или) юридические лица (пункт 3.2 Устава).
Граждане или юридические лица, желающие стать пайщиками, после ознакомления с уставом общества подают в совет общества заявление в письменной форме о приеме в общество (пункт 3.3 Устава).
Вступающий в общество уплачивает вступительный и паевой взносы в размерах, утверждаемых решением общего собрания общества (пункт 3.5 Устава).
Согласно пункту 3.14 Устава пайщики имеют право: участвовать в деятельности и управлении обществом; избирать и быть избранными в органы управления и контроля, вносить предложения об улучшении деятельности общества, устранении недостатков в работе его органов; получать кооперативные выплаты по итогам работы за год пропорционально участию пайщиков в хозяйственной деятельности общества или их паевому взносу в соответствии с решением общего собрания уполномоченных общества.
Пункт 3.15 Устава возлагает на пайщиков обязанность соблюдать устав общества, выполнять решения общего собрания общества, других органов управления и органов контроля; своевременно оплачивать вступительный, паевой и дополнительные взносы.
В пункте 6.1 устава определена структура органов управления обществом: управление обществом осуществляют общее собрание уполномоченных общества, совет общества и правление общества. Высшим органом общества является общее собрание уполномоченных потребительского общества. Свои полномочия высшего органа общее собрание общества осуществляет через собрания пайщиков кооперативных участков общества и общее собрание уполномоченных общества (пункт 6.2 Устава).
В период между общими собраниями общества управление в обществе осуществляет совет общества (представительный орган) в пределах компетенции, предусмотренной статьей 19 Закона РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" и настоящим уставом (пункт 6.3 Устава).
Исполнительным органом является правление общества (пункт 6.4 Устава).
В соответствии с пунктом 7.1 Устава общее собрание уполномоченных общества формируется из уполномоченных, избранных на общих собраниях пайщиков кооперативных участков и представителей юридических лиц, являющихся пайщиками потребительского общества, и осуществляет деятельность в соответствии со ст. 17, 18 Закона.
Пунктом 7.13 Устава установлено, что к исключительной компетенции общего собрания уполномоченных общества относится вопрос о принятии устава потребительского общества, внесение в него изменений и дополнений.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Между тем, противоречий редакции Устава Кунгурского районного потребительского общества закону либо его несоответствия закону, не усматривается.
Из материалов дела следует, что ответчик организует свою деятельность на основании Устава в соответствии с законом.
Учредителем ответчика СПО "Калининское" не является.
Учредительное собрание СПО "Калининское" от 20.12.2002 приняло решение вступить в качестве члена в Кунгурское РПО.
Таким образом, истец является членом-пайщиком Кунгурского РПО на основании поданного им заявления с 20.12.2002.
Устав ответчика с изменениями и дополнениями утвержден решением общего собрания уполномоченных членов-пайщиков от 15.03.2005 и зарегистрирован в установленном законом порядке. Иного из материалов дела не следует (ст. 65 АПК РФ).
При этом, решением общего собрания от 25.05.2006 в Устав ответчика внесены изменения и дополнения, которые зарегистрированы 05.06.2006.
Как уже было отмечено выше, в соответствии с пунктом 6.2 Устава Кунгурского РПО высшим органом управления общества является общее собрание уполномоченных потребительского общества. Свои полномочия высшего органа общее собрание общества осуществляется через собрания пайщиков кооперативных участков общества и общее собрание уполномоченных общества.
Структура органов управления и контроля общества содержится в главе 6 Устава, которая соответствует Закона от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что Кунгурское РПО имеет 2 151 пайщика и состоит из 26 участков.
Как уже отмечено выше, совет как орган управления в период между собраниями потребительского общества предусмотрен ст. 15 Закона.
Его компетенция определена ст. 19 вышеуказанного закона.
При этом, редакция Устава Кунгурского РПО с изменениями и дополнениями принята на общих собраниях.
Постановлением общего собрания уполномоченных Кунгурского РПО пункт 5.1 Устава общества был дополнен положением о том, что сумма уставного фонда составляет 3 181 тыс.руб. и формируется за счет отчислений в порядке распределения прибыли прошлых лет, вступительных и паевых взносов учредителей и пайщиков, основных средств, уставного фонда других организаций, принятого в порядке реорганизации, прочих увеличений. Указанные дополнения устава были зарегистрированы 05.06.2006.
Таким образом, Устав обсуждался всеми членами-пайщиками, в том числе истцом, который замечаний на положения Устава ответчику не направлял.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии нарушений при принятии решений об утверждении редакции устава общества.
При этом, решения об утверждении редакции устава Кунгурского РПО истцом в установленном законом порядке не оспорены.
Более того, как правильно указано судом первой инстанции, вступая в члены-пайщики общества, истец вправе реализовать свои права, предоставленные ему уставом общества и законом, однако истец не обращался в общество с инициативой внесения изменений в устав, не инициировал проведение общего собрания по данному вопросу. Иного не доказано (ст. 65 АПК РФ).
Между тем, при целесообразности внесения предложенных истцом изменений в устав наличие согласия других членов общества на проведение такого собрания, безусловно.
В любом случае только общее собрание общества должно принять устав в той редакции, в соответствии с которой общество будет осуществлять свою деятельность.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно отметил, что требование представителя истца, заявленное в судебном заседании, дать оценку порядку государственной регистрации устава выходит за рамки предмета иска. Регистрирующий орган осуществлял государственную регистрацию устава, изменений и дополнений в устав в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". При представлении полного пакета документов в соответствии со ст. 17 указанного закона у регистрирующего органа не имелось оснований к отказу в государственной регистрации.
В соответствии со ст. 25 Закона РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" потребительское общество отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (пункт 1).
Потребительское общество не отвечает по обязательствам пайщиков (пункт 2 статьи 25).
Субсидиарная ответственность пайщиков по обязательствам потребительского общества определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации и уставом потребительского общества (пункт 3 статьи 25).
Аналогичная норма содержится в п. 5.14 Устава Кунгурского РПО.
Таким образом, указанный пункт Устава ответчика также не противоречит Закону.
Согласно п. 2 ст. 16 Закона РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" к исключительной компетенции общего собрания пайщиков потребительского общества относятся вопросы определения размеров вступительного и паевого взносов.
Поскольку размер взносов может меняться, судом первой инстанции обоснованно отклонен довод истца о том, что размеры взносов должны определяться уставом.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 ГК РФ).
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
В противном случае право на заявленный иск в рамках данного конкретного дела у истца отсутствует.
Следовательно, истец, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать, какие его права и каким образом нарушены ответчиком, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права.
В свою очередь, способы защиты гражданских прав предопределяются правовыми нормами, регулирующими конкретное правоотношение.
Между тем, истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым Уставом либо отдельными положениями устава. Иного из материалов дела не следует (ст. 65 АПК РФ). Доказательств того, каким образом признание устава недействительным приведет к восстановлению прав истца в соответствии со ст. 12 ГК РФ, также не представлено.
При таких обстоятельствах в иске было отказано правильно.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
По приведенным в апелляционной жалобе доводам, не имеется оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по государственной пошлине, понесенные в связи с подачей апелляционной жалобы относятся на ее заявителя, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 18 октября 2011 года по делу N А50-11831/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Р. А. Богданова |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11831/2011
Истец: Сельское потребительское общество "Калининское", Сельское потребительское общество "Калинское"
Ответчик: Кунгурское районное потребительское общество
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N 5 по Пермскому краю