г. Киров |
|
22 декабря 2011 г. |
Дело N А29-4240/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Тетервака А.В.
судей Губиной Л.В., Поляковой С.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Родиной Ю.Н.,
при участии в судебном заседании представителя ответчика Циммер И.Н., директор,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транслайн"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.09.2011 по делу N А29-4240/2011, принятое судом в составе судьи Маклаковой С.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Транслайн" (ИНН: 1106025832, ОГРН: 1091106000974)
к обществу с ограниченной ответственностью "Агентство Стафф" (ИНН: 1106025127, ОГРН 1091106000260), Администрации муниципального образования городского округа Усинск (ИНН: 1106020111, ОГРН: 1061106001395), о признании недействительным договора N 120/11 от 28.02.2011 и применении последствий недействительности сделки,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Транслайн" (далее - ООО "Транслайн", истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Агентство Стафф" (далее - ООО "Агентство Стафф", ответчик-1), Администрации муниципального образования городского округа Усинск (далее - Администрация, ответчик-2) о признании недействительным договора N 120/11 от 28.02.2011 и применении последствий недействительности сделки.
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Ответчики исковые требования не признали.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 01.09.2011 по делу N А29-4240/2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с названным решением Арбитражного суда Республики Коми, ООО "Транслайн" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит упомянутое решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель указывает на отсутствие оснований для заключения спорного договора между ответчиками при наличии муниципальных контрактов, заключенных с истцом, на осуществление перевозок по этим же маршрутам. Заключив спорный договор, Администрация утвердила ответчику-1 расписание таким образом, что количество пассажиров и соответственно выручка у истца снизились. Иск заявлен не о признании торгов недействительными. Вывод суда о том, что к спорному договору не применимы положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), является неправомерным, поскольку заключение договора преследует цель удовлетворения муниципальных нужд. Главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования в форме субсидий на компенсацию выпадающих доходов организаций, осуществляющих муниципальный заказ по перевозке пассажиров, является муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства".
ООО "Агентство Стафф" в своем отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней не согласно, просит оставить решение без изменения.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268, пунктом 1 статьи 123, пунктами 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей истца и Администрации муниципального образования.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность названного решения только в обжалуемой части.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, а также обстоятельства дела и представленные по нему доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, 28 февраля 2011 года между Администрацией (заказчик) и ООО "Агентство "Стафф" (перевозчик) был заключен договор N 120/11 на исполнение муниципального заказа на осуществление временных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным регулярным автобусным маршрутам (далее - Договор, л.д. 39-44). Срок действия Договора определен с 01.03.2011 и до даты заключения муниципального контракта по итогам проведенного открытого конкурса (пункт 3.1.1). Перечень муниципальных автобусных маршрутов (N N 1, 3, 101, 102, 104, 105 и 107) указан в пункте 1.1 Договора.
Согласно пункту 1.2 Договора он заключается в связи с возникшей потребностью муниципального образования городского округа "Усинск" открытия новых муниципальных регулярных автобусных маршрутов и введения дополнительных автобусных рейсов по действующим маршрутам согласно обращениям жителей муниципального образования и с учетом их интересов.
Согласно пункту 2.1.2 Договора заказчик обязан обеспечить выделение исполнителю субсидии на возмещение затрат, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, возмещаемых из бюджета муниципального образования, при исполнении настоящего договора в соответствии с отдельным порядком финансирования из бюджета муниципального образования указанных расходов.
8 февраля 2011 года на основании протокола рассмотрения заявок от 18.01.2011 между муниципальным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (заказчик) и ООО "Транслайн" (исполнитель) были заключены муниципальные контракты N N 47/МЗ, 48/МЗ, 49/МЗ, 50/МЗ, 51/МЗ, 52/МЗ и 53/МЗ (далее - Муниципальные контракты), по условиям которых заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по исполнению муниципального заказа по перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам N N 1, 3, 101, 102, 104, 105 и 107.
Полагая, что ответчики заключили Договор с нарушением требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" без проведения торгов, в результате чего уменьшилась выручка ООО "Транслайн", а бюджет муниципального образования понес расходы, истец обратился в суд с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствие с пунктом 1 статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом, что не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки. Споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке, по заявлению любого заинтересованного лица (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).
На основании изложенного, обращаясь с иском о признании сделки ничтожной по указанным основаниям, истец, согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должен доказать, что сделка не соответствует законодательству и данная сделка нарушает его права и интересы.
Согласно статье 64 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N94-ФЗ) указанный Закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Статьей 3 названного Закона определено, что под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (статья 5 Закона).
В соответствии со статьей 9 Закона N 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Как следует из статьи 10 Закона N 94-ФЗ, размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом N 94-ФЗ (статья 55).
На основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд апелляционной инстанции полагает, что привлечение на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок с заключением договоров об организации таких перевозок по своей природе не является размещением заказа путем проведения конкурса на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Постановлением администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 20.11.2009 N 1697 утверждено Положение "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории муниципального образования городского округа "Усинск", согласно которому организация перевозок пассажиров и багажа по муниципальным регулярным автобусным маршрутам осуществляется путем проведения конкурсов (пункт 5 Положения). При этом Администрация утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, заключает с перевозчиками договоры на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по муниципальным регулярным маршрутам (пункт 4 Положения).
В подпункте 5 пункта 11 Положения (в редакции Постановления администрации МО ГО "Усинск" от 21.02.2011 N 238) установлено, что договор на осуществление временных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным регулярным автобусным маршрутам заключается без проведения конкурса, в том числе, в случае открытия дополнительного муниципального автобусного маршрута и (или) при увеличении количества рейсов на действующих муниципальных автобусных маршрутах.
Как следует из материалов дела, до проведения нового конкурса Администрация заключила спорный договор с ООО "Агентство Стафф" на осуществление временных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным регулярным маршрутам, что не противоречит Постановлению администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 20.11.2009 N 1697 (в редакции Постановления администрации МО ГО "Усинск" от 21.02.2011 N 238), которое в установленном порядке не оспорено, не признано недействительным.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что оспариваемый договор не подпадает под действие Закона N 94-ФЗ, вопросы организации пассажирских перевозок нормами данного Федерального закона не регулируются.
Истец не представил надлежащие доказательства, подтверждающие, что в результате заключения ответчиками спорного Договора, ООО "Транслайн" понесло убытки.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, как требует того часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными в полном объеме и апелляционный суд считает, что оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Выводы арбитражного суда первой инстанции о применении норм материального права соответствуют установленным этим судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, последним не допущено.
Поскольку данное постановление принято не в пользу заявителя апелляционной жалобы, согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 01 сентября 2011 по делу N А29-4240/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транслайн" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий |
А.В. Тетервак |
Судьи |
Л.В. Губина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-4240/2011
Истец: ООО Транслайн
Ответчик: Администрация муниципального образования городского округа Усинск, ООО Агентство Стафф
Третье лицо: Инспекция ФНС РФ по г. Усинску
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7005/11