г. Чита |
|
23 декабря 2011 г. |
Дело N А78-5359/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском районе города Новосибирска на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 сентября 2011 года по делу N А78-5359/2011 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском районе города Новосибирска (ОГРН 1025401924723, ИНН 5405121355) к Федеральному государственному учреждению "1027 центр государственного санитарно- эпидемиологического надзора Сибирского военного округа" (ОГРН 1037550000872, ИНН 7536032737) о взыскании недоимки и пени в сумме 654, 61 руб., (суд первой инстанции Куликова Н.Н.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от Федерального государственного учреждения "1027 центр государственного санитарно- эпидемиологического надзора Сибирского военного округа": не явился, извещен;
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском районе города Новосибирска (далее - Управление Пенсионного фонда, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о взыскании с Федерального государственного учреждения "1027 центр государственного санитарно- эпидемиологического надзора Сибирского военного округа" (далее - ФГУ "1027 ЦГСЭН СИБВО", Учреждение) недоимки по страховым взносам за 2010 год (по факту образования задолженности за 4 квартал 2010 года) и пени в общей сумме 654,61 руб., в том числе: в пенсионный фонд Российской Федерации в размере 654,54 руб., из них: 0,20 руб. - недоимка по страховым взносам на накопительную часть пенсии, 595,05 руб. пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 59,29 руб. пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть пенсии, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,07 руб. пени на недоимку по страховым взносам, подлежащим уплате в федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 16 сентября 2011 года в удовлетворении заявленных Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском районе города Новосибирска отказано полностью.
В обоснование суд указал, что в связи с выходом "1391 Центр" из со состава Федерального государственного учреждения "1027 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Сибирского военного округа", у заявителя отсутствуют основания для взыскания задолженности "1391 Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Сибирского военного округа" Министерства обороны Российской Федерации (далее "1391 ЦГСЭН СИБВО" Минобороны России) с ответчика, а поэтому в удовлетворении заявленного требования ему следует отказать.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском районе города Новосибирска обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных учреждением требований.
В обоснование указано, что данное решение принято с неправильным применением норм материального права, а выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Согласно выписке из ЕГРЮЛ ФГУ "1391 ЦГСЭН СИБВО" Минобороны России прекратило деятельность 01.03.2011, а его правопреемником является Федеральное государственное учреждение "1027 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Сибирского военного округа" (запись N 11) Сведений об иных правопреемниках юридического лица - ФГУ "1391 ЦГСЭН СИБВО" Минобороны России в ЕГРЮЛ не внесено. Поскольку ФГУ "1391 ЦГСЭН СИБВО" Минобороны России прекратил свою деятельность в качестве юридического лица, а его правопреемником, согласно сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ, является ФГУ "1027 ЦГСЭН СИБВО", то с учетом действующего законодательства, к нему переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица, то есть ФГУ "1391 ЦГСЭН СИБВО" Минобороны России. Вывод суда об отсутствии оснований для взыскания необоснован, так как при отсутствии подтверждения государственной регистрации совершения процедур реорганизации правопреемство не может быть подтверждено приказом начальника о ее осуществлении. В данном случае подлежат применению нормы части 1 статьи 51, части 3 статьи 49, частей 3 и 4 статьи 57, части 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" согласно которым правопреемство должно быть оформлено надлежащим образом и зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРЮЛ.
Представители Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском районе города Новосибирска и ФГУ "1027 ЦГСЭН СИБВО" в судебное заседание не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном интернет сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в картотеке арбитражных дел.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Федеральное государственное учреждение "1391 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Сибирского военного округа" Министерства обороны Российской Федерации было зарегистрировано в качестве юридического лица и включено в Единый государственный реестр юридических лиц 19.02.2003 под регистрационным номером 1035401918353.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования за 2010 года, представленному в УПФР в Октябрьском районе г. Новосибирска общая сумма начисленных страховых взносов за 4 квартал 2010 года составляла 375 965,00 руб., в том числе: на обязательное пенсионное страхование в размере 325 510,00 руб. из них: 295 491,00 руб. - страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии; 30 019,00 руб. - страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии на обязательное медицинское страхование в размере 50 455,00 руб., из них: 17 904,00 руб. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 32 551,00 руб. в территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Оплата начисленных страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование в части взносов на страховую часть трудовой пенсии произведена страхователем полностью, но с нарушением установленных пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" сроков. Оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии произведена страхователем частично, в сумме 30 018,80 руб.
С учетом произведенной оплаты сумма недоимки по страховым взносам на накопительную часть составила 0,20 руб.
За несвоевременную уплату страховых взносов за 4 квартал 2010 года начислены пени с 16.11.2010 по 09.03.2011 в сумме 654,41 руб., в том числе:
595,05 руб. пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии;
59,29 руб. пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии;
0,07 руб. пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд медицинского страхования.
Данный расчет проверен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страхователю было направлено требование N 06400740036904 от 09.03.2011 с предложением добровольно уплатить сумму задолженности по страховым взносам и пени в срок до 29.03.2011.
В установленный срок требование N 06400740036904 от 09.03.2011 не было исполнено и денежные средства в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования не поступили.
Учитывая то, что страхователь в добровольном порядке не уплатил, начисленную за несвоевременное перечисление страховых взносов сумму недоимки и пени в размере 654,61 руб. Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском районе города Новосибирска обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с настоящим заявлением.
Учреждение согласно подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ является страхователем и плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, производящего выплаты физическим лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В силу части 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и(или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
В силу части 8 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени.
По смыслу статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. После истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока органом контроля за уплатой страховых взносов принимается решение о взыскании. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
Частью 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам должно производиться в судебном порядке с организации, которой открыт лицевой счет.
Факт наличия задолженности ФГУ "1391 ЦГСЭН СИБВО" Минобороны России по страховым взносам на накопительную часть пенсии и пеням за несвоевременную уплату страховых взносов за 4 квартал 2010 года в общей сумме 654,61 руб. подтверждается представленными в материалы дела: требованием N 306400740036904 от 09.03.2011 с приложением таблиц расчета пени; Расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам формы РСВ-1 ПФР за 2010 год; Реестром поступления платежей страхователя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании недоимки и пени в сумме 654, 61 руб. с ФГУ "1027 ЦГСЭН СИБВО" Управление Пенсионного фонда указало, что ФГУ "1027 ЦГСЭН СИБВО" является правопреемником "1391 ЦГСЭН СИБВО" Минобороны России, которое прекратило свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения.
Согласно части 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
В силу пункта 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
При этом в силу статьи части 3 статьи 49, частей 3 и 4 статьи 57, части 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации создание, реорганизация и ликвидация юридического лица считается завершенной с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц
Частью 4 статьи 57 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Подпунктом "ж" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации; а подпунктом "и" пункта 1 этой же статьи предусмотрено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о способе прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса).
По правилу пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При этом в соответствии с частью 16 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела 09.08.2010 года ФГУ "1391 ЦГСЭН СИБВО" Минобороны России переформирован в структурное подразделение - Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальный, г. Новосибирск путем присоединения к ФГУ "1027 ЦГСЭН СИБВО" на основании приказа начальника 1027 ЦГСЭН СибВО от 09.08.2010 года N 114.
Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРЮЛ от 01.03.2011 года N 529 ФГУ "1391 ЦГСЭН СИБВО" Минобороны России исключен из Единого государственного реестра юридических лиц 01.03.2011, а его правопреемником является Федеральное государственное учреждение "1027 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Сибирского военного округа" (запись N11 ЕГРЮЛ). Сведений об иных правопреемниках юридического лица - ФГУ "1391 ЦГСЭН СИБВО" Минобороны России в Единый государственный реестр юридических лиц не внесено.
Поскольку ФГУ "1391 ЦГСЭН СИБВО" Минобороны России прекратило свою деятельность в качестве юридического лица, а его правопреемником, согласно сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ, является ФГУ "1027 ЦГСЭН СИБВО", то с учетом вышеуказанных положений действующего законодательства, к нему переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица, то есть ФГУ "1391 ЦГСЭН СИБВО" Минобороны России.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного суда, изложенной в Постановлении от 23.03.2010 N 13753/09, Постановление Президиума ВАС РФ от 01.04.2008 N13584/07.
В силу изложенных выше норм права и установленных по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с ФГУ "1027 ЦГСЭН СИБВО" сумм недоимки и пени в виду того, что в настоящее время Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальный, г. Новосибирск не входит в состав Федерального государственного учреждения "1027 Центр государственного санитарно- эпидемиологического надзора Сибирского военного округа", так как 01 декабря 2010 года уже переформированный центр (государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальный, г. Новосибирск) исключен из ФГУ "1027 Центр" в полном составе с вооружением и техникой и передан в состав ФГУ "1026 ЦГСЭН" Минобороны России г. Екатеринбург, поскольку по мнению суда апелляционной инстанции при отсутствии подтверждения государственной регистрации совершения процедур реорганизации правопреемство не может быть подтверждено приказом начальника о ее осуществлении.
В данном случае подлежат применению нормы части 1 статьи 51, части 3 статьи 49, частей 3 и 4 статьи 57, части 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" согласно которым правопреемство должно быть оформлено надлежащим образом и зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРЮЛ.
Последующее перераспределение имущества, ранее принадлежавшего реорганизованному юридическому лицу, не является основанием для перехода его прав и обязательств к иному лицу, кроме правопреемника.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела копии выписок из приказов N 65 от 16.11.2010, N 13 от 03.02.2011, N 84 от 23.09.2011, N 114 от 09.08.2010 не может признать указанные документы надлежащим доказательством того, что структурное подразделение - Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальный, г. Новосибирск (ранее ФГУ "1391 ЦГСЭН СИБВО" Минобороны России) не входит, в порядке установленном законом, в состав Федерального государственного учреждения "1027 Центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора Сибирского военного округа".
Иных документов о регистрации в установленном порядке реорганизации ФГУ "1027 ЦГСЭН СИБВО" и ее правопреемниках в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 сентября 2011 года по делу N А78-5359/2011 подлежит отмене, а заявленные требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском районе города Новосибирска удовлетворению в полном объеме.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьей 268, частью 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 сентября 2011 года по делу N А78-5359/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с Федерального государственного учреждения "1027 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Сибирского военного округа" недоимку по страховым взносам за 2010 год (по факту образования задолженности за 4 квартал 2010 года) и пени в общей сумме 654,61 руб., в том числе:
В пенсионный фонд Российской Федерации в размере 654,54 руб., из них:
0,20 руб. - недоимка по страховым взносам на накопительную часть пенсии,
595,05 руб. пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии,
59,29 руб. пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть пенсии,
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,07 руб. пени на недоимку по страховым взносам, подлежащим уплате в федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.М. Панькова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5359/2011
Истец: УПФ РФ (ГУ) в Октябрьском районе г. Новосибирска
Ответчик: ФГУ "1027 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Сибирского военного округа"
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4609/11