г. Саратов |
|
21 декабря 2011 г. |
Дело N А12-16501/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Дубровиной О.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
при участии в судебном заседании представителя Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области - Анциперова В.В., по доверенности N 41 от 22.09.2011,
без участия в судебном заседании представителя дачного некоммерческого товарищества "Труд" (почтовое уведомление N 91786 приобщено к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 октября 2011 года
по делу N А12-16501/2011 (судья Пономарев А.В.),
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Труд", г. Волжский Волгоградской области,
к Управлению по региональным тарифам администрации Волгоградской области
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Дачное некоммерческое товарищество "Труд" (далее - ДНТ "Труд", товарищество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области (далее - УРТ администрации Волгоградской области, Управление, административный орган) от 23.08.2011 г.. о привлечении товарищества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 14 октября 2011 года постановление УРТ администрации Волгоградской области от 23.08.2011 г.. о привлечении ДНТ "Труд" к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. признано незаконным и отменено.
Управление с принятым решением не согласилось, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В апелляционной жалобе податель ссылается на то, что формирование стоимости электрической энергии не относится к компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческих объединений, так как полномочия находятся в ведении органом исполнительной власти. Кроме того, административный орган указывает на то, что Информационное письмо ФСТ N ДС-4928/14 от 12.08.2011 г.. не подлежит применению.
ДНТ "Труд" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представитель Управления поддержал позицию по апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11 мая 2011 года в УРТ администрации Волгоградской области поступило обращение гражданина, содержащее сведения о факте нарушения порядка ценообразования в части применения тарифа на электрическую энергию в ДНТ "Труд" с приложением документов.
По результатам рассмотрения указанного обращения УРТ администрации Волгоградской области установлено, что согласно протокола N 3 общего собрания уполномоченных 20 сентября 2008 года ДНТ "Труд" утвержден целевой взнос за потери электрической энергии в размере 1 руб. /кВт.час потребленной электрической энергии. Последующими собраниями членов ДНТ "Труд" целевые взносы за потери электрической энергии в размере 1 руб. /кВт.час потребленной электрической энергии были переутверждены, что подтверждается протоколов общих собраний членов ДНТ "Труд". В настоящее время плата за электрическую энергию членами ДНТ "Труд" составляет 1,77 руб./кВт.ч потребленной электрической энергии плюс потери в размере 1 руб. на потребленный кВт.ч. электроэнергии.
Проверкой выявлено, что ДНТ "Труд" в 2010, 2011 годах нарушало порядок ценообразования, в том числе формирования стоимости электрической энергии, объемы которой сложились в результате разницы количества электрической энергии полученной ДНТ "Труд" от энергоснабжения организации по общему прибору учета и количества электрической энергии оплаченной потребителями электроэнергии по индивидуальным приборам учета, в том числе уличного освещения, что является нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" и Правил недискриминационного доступ услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861.
По данному факту Управлением в отношении ДНТ "Труд" было составлен протокол об административном правонарушении от 25.07.2011 г.. по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением УРТ администрации Волгоградской области от 23 августа 2011 года ДНТ "Труд" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
ДНТ "Труд", полагая постановление административного органа от 23.08.2011 г.. незаконным, обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные товариществом требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях ДНТ "Труд" состава вменяемого ему в вину административного правонарушения.
Выслушав представителей сторон, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения, по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Статьей 545 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.
Предметом договора энергоснабжения от 02.07.2009, заключенного между МУП "Волжский энергосбыт" (гарантирующий поставщик) и ДНТ "Труд" (покупатель), является продажа электрической энергии. В пункте 1.5 договора энергорснабжения от 02.07.2009 г.. предусмотрено, что точки поставки электроэнергии находятся на границе балансовой принадлежности, определенной в акте N 54 разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений.
ДНТ "Труд" считает, что товарищество является исполнителем коммунальных услуг, но не потребителем услуг; эти услуги оказываются гражданам, членам садоводческого товарищества.
В соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое объединение).
ДНТ "Труд" осуществляет функции эксплуатационной организации в части электроснабжения применительно к возведенным на дачных участках жилым строениям садоводов, выполняет роль посредника в отношениях между МУП "Волжский энергосбыт" и населением (садоводами), которое является фактическим потребителем электрической энергии.
В силу пункта 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530, ДНТ "Труд" приобретает электрическую энергию как исполнитель коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2, садоводческие некоммерческие объединения граждан приравниваются к группе потребителей "население".
Оплата потребленной электроэнергии членами садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан производится по тарифам, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для городского населения.
На основании подпункта 9 пункта 2 статьи 35 Федерального Закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормативы платы за электроэнергию, воду, газ, телефон, определенные для сельских потребителей.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации окончательное решение об установлении тарифов принимает орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об УРТ администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 г. N 674-п "Об утверждении Положения об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области" (далее именуется - Положение) УРТ Администрации Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением регулирования цен, относящегося к полномочиям иных органов исполнительной власти Волгоградской области), а также контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области.
Следовательно, ДНТ "Труд" при осуществлении расчетов с членами товарищества (потребителями электрической энергии) должны применяться тарифы, установленные УРТ администрации Волгоградской области.
Постановлением УРТ администрации Волгоградской области от 09 декабря 2009 года N 36/1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории "население", по Волгоградской области" население, проживающее в сельских населенных пунктах, а так же садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия их членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства оплачивают электрическую энергию по тарифам, установленным для сельского населения, с 01 января 2010 года в размере 1,61 руб./кВт.ч.
Постановлению УРТ администрации Волгоградской области от 15 декабря 2010 года N 32/1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения, использующего электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, и потребителей, приравненных к категории "население", по Волгоградской области" население, проживающее в сельских населенных пунктах, а так же садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства оплачивают электрическую энергию по тарифам, установленным сельского населения, с 01 января 2011 года в размере 1,77 руб./кВт.ч.
В случае, если энергоснабжающая организация производит поставку электроэнергии до каждого гражданина - члена садоводческого товарищества, то независимо от способа учета потребленной энергии (по общему счетчику или на основании показаний индивидуальных приборов учета) граница раздела с каждым потребителем (гражданином) проходит на изоляторе на входе в товарищество. Оплата потребленной электроэнергии производится по тарифу для населения.
Согласно распоряжению Управления муниципального имущества Администрации г. Волжского Волгоградской области от 04 июля 2000 года N 226-р "О передаче возных линий электропередач садоводческому обществу" и акту (накладной) приемки -передачи" основных средств от 07 июля 2000 года N 125, с целью упорядочения использования муниципального имущества, руководствуясь Федеральным законом от 11 марта 2008 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединен граждан" на баланс ДНТ "Труд" передана линия электропередач, ВЛ-0,4 кВ от ТП-123 ф.1.
Судом первой инстанции установлено, что энергоснабжающая организация до общего счетчика поставляет электроэнергию по своим сетям, а от общего счетчика до изолятора на входе в дом каждого гражданина - по сетям дачного некоммерческого товарищества.
Между тем, при передаче электрической энергии конечным потребителям в сетях сетевых организаций возникают потери электрической энергии. Нормативный размер потерь электрической энергии в силу пункта 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, определяется Министерством энергетики Российской Федерации и входит в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
В единые тарифы, согласно пунктам 8, 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, включаются все расходы территориальных сетевых организаций, участвующих в процессе передачи электрической энергии, а также нормативные технологические потери электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям (в соответствии с пунктом 3 Порядка расчета и обоснования нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденного Приказом Министерства Промышленности и энергетики РФ от 04.10.2005 N 267).
Пунктом 52 Правил установлена императивная норма, согласно которой потребители услуг обязаны оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организации, с которой соответствующими лицами заключен договор, за исключением потерь, включенных в цену (тариф) электрической энергии, в целях избежания их двойного учета.
Судом установлено, что энергоснабжающая организация до общего счетчика поставляет электроэнергию по своим сетям, а от общего счетчика до изолятора на входе в дом каждого гражданина - по сетям садоводческого товарищества. Следовательно, энергоснабжающая организация должна возместить садоводческому товариществу расходы по передаче электроэнергии, поставляемой по их сетям, которые включаются в тариф для этой энергоснабжающей организации.
Расходы на техническое обслуживание, текущие и капитальные ремонты, периодические испытания электроустановок и линий, обучение и аттестацию персонала, содержание персонала, обслуживающего электроустановки, оплачиваются за счет средств, взимаемых с членов садоводческих обществ, и в тариф сетевой организации не включаются. Потери электроэнергии в трансформаторе не относятся к нормативным и не входят в тариф за услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, оплата потерь электроэнергии в рассматриваемом случае должна производиться за счет членов такого дачного товарищества.
Собранием уполномоченных ДНТ "Труд" пользователей электроэнергией ТП-123 фидер-1 от 21 марта 2009 года рассматривался вопрос об утверждении новых размеров оплаты за потребляемую электроэнергию членами ДНТ "Труд" и об оплате уличного освещения. По предложению председателя Правления ДНТ "Труд" Чинова А.В. для потребителей электроэнергии, подключенных к ТП-123 фидер-1, установлен целевой взнос на внутренние потери электролиний в размере 1 руб./кВт.ч. согласно фактических данных. Также на собрании принято решение, что оплата уличного освещения в ДНТ "Труд" в 2009 году составит 7 руб./чел. в месяц с каждого абонента, в связи с увеличением основного тарифа на оплату электроэнергии.
В апелляционной жалобе административный орган ссылается на то, что формирование стоимости электрической энергии не относится к компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческих объединений, так как полномочия находятся в ведении органом исполнительной власти.
Суд апелляционной инстанции считает, что, действительно, в силу статьи 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", именно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, установление общим собранием членов ДНТ "Труд" целевого взноса на внутренние потери электролиний в размере 1 руб. из расчета кВт.ч. согласно фактических данных, а также оплата уличного освещения в ДНТ "Труд" в размере 7 руб./чел. в месяц с каждого абонента, не свидетельствуют об установлении тарифа, либо ином нарушении порядка ценообразования ДНТ "Труд".
Доказательства того, что товарищество самостоятельно сформировало тариф на электрическую энергию в материалах дела отсутствуют. Факт установления общим собранием членов товарищества размера фактических потерь электрической энергии не противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку, как было указано выше, оплата потерь электроэнергии в рассматриваемом случае должна производиться за счет членов такого дачного товарищества
Кроме того, правильность применения тарифа ДНТ "Труд" в 2010 г.-1.61 руб. за 1кВт., 2011 Г.-1.77 руб. за 1кВт подтверждена постановлением УРТ администрации Волгоградской области о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 07.07.2011 г. по делу N 03-06/090.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В части 2 статьи 2.1 КоАП РФ указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, пришла к выводу о том, что административным органом не доказано наличие в действиях товарищества состава вменяемого ему в вину административного правонарушения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут послужить основанием к отмене решения суда, поскольку они были известны суду первой инстанции и получили в судебном акте надлежащую оценку, оснований для иной оценки правильно установленных судом первой инстанции обстоятельств дела у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленных требований по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, судебная коллегия апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку оно является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 14 октября 2011 года по делу N А12-16501/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-16501/2011
Истец: Дачное некоммерческое товарищество "Труд"
Ответчик: Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9019/11