Особенности корректировки, или Все о К2
Корректирующему коэффициенту базовой доходности К2 в Налоговом кодексе посвящена всего пара статей, да и то не полностью. В частности, Кодекс лишь дает определение коэффициента, устанавливает право местных властей определять его значение и прописывает процедуру корректировки самого К2 на показатель, учитывающий фактическое осуществление деятельности. В связи с явными пробелами в законодательстве у "вмененщиков" часто возникают вопросы, на которые мы и постараемся ответить в нашей статье.
Перефразируя абзац 6 статьи 346.27 НК РФ, дадим свое определение корректирующему коэффициенту базовой доходности К2. Это некое числовое значение, установленное в пределах от 0,005 до 1 включительно, которое учитывает совокупность факторов, влияющих на предпринимательскую деятельность. Как уже было отмечено, величину К2 определяют муниципальные органы власти. Это право у них возникло с 1 января 2006 года (см. Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ).
При этом корректирующий коэффициент К2 может быть представлен как в виде единых значений для различных видов деятельности (например, для ветеринарных услуг в г. Люберцы К2 равен 1, для розничной торговли продуктами - 0,9 и т.д.), так и виде нескольких так называемых "подкоэффициентов". На них мы остановимся чуть подробнее...
Что такое "подкоэффициенты"?
Итак, что собой представляют "подкоэффициенты"? А это не что иное, как те самые числовые значения особенностей ведения предпринимательской деятельности. То есть, устанавливая размеры "подкоэффициентов", местные власти тем самым разбивают совокупность обстоятельств, влияющих на предпринимательскую деятельность, на конкретные факторы.
Основные факторы, влияющие на результат предпринимательской деятельности, перечислены в абзаце 6 статьи 346.27 Налогового кодекса. Это сезонность, ассортимент товаров (работ, услуг), режим работы, величина доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и др. Но местные власти могут установить числовые значения и других особенностей. Например, решением Тобольской городской думы от 15.11.2005 N 15 муниципальные органы власти ввели специальный коэффициент, учитывающий грузоподъемность автотранспортного средства.
Таким образом, если в местном законе установлены не единые значения К2, а размеры различных "подкоэффициентов", то налогоплательщику приходится самостоятельно рассчитывать для себя К2 путем перемножения значений факторов, влияющих на результат предпринимательской деятельности. То есть по следующей формуле:
К2 = Пасс х Псез х Пмест х ... х N,
где Пасс - показатель, учитывающий ассортимент продукции;
Псез - показатель, учитывающий сезонность работ;
Пмест - показатель, учитывающий местоположение ведения деятельности;
N - иные показатели, предусмотренные местным законодательством.
При этом "вмененщик" перемножает значения только тех показателей, которые влияют именно на его деятельность. То есть нужно учитывать свой режим работы, свое местоположение деятельности и т.д.
"Подкоэффициент" ассортимента реализуемой продукции
Очень часто местные органы власти вводят "подкоэффициент", учитывающий ассортимент реализуемой продукции. И именно с ним у "вмененщиков" чаще всего возникают проблемы. Например, как быть, если магазин торгует не одним видом товаров, а несколькими?
Поскольку в Налоговом кодексе данный вопрос не урегулирован, следует руководствоваться положениями местных нормативных правовых актов. Так, во многих муниципальных образованиях власти дают такую установку: при смешанной торговле брать наибольшее значение показателя, учитывающего ассортимент продукции.
Однако "вмененщики", чьи местные власти не учли такой момент в своем нормативном правовом акте, могут руководствоваться официальными разъяснениями Минфина России, приведенными в письме от 14.02.2006 N 03-11-04/3/81.
В этом документе сотрудники финансового ведомства указали, что при осуществлении смешанной розничной торговли следует применять коэффициенты по каждой группе товаров. При этом показатель, учитывающий ассортимент реализуемых товаров, рассчитывается исходя из удельного веса розничного товарооборота каждой группы товаров в общем объеме розничного товарооборота.
Поясним сказанное на примере.
Пример 1
ООО "Продукты даром" осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами через магазин площадью 65 кв. м в г. Воркуте. Согласно решению Совета муниципального образования "Город Воркута" от 31.10.2005 N 243 указанный вид деятельности подпадает под уплату ЕНВД. При этом предусмотрено, что при расчете коэффициента К2 учитывается показатель ассортимента выпускаемой продукции - Пас. Местные власти установили следующие значения этого показателя:
- для хлеба и хлебобулочных изделий - 0,4;
- для картофеля, овощей и фруктово-ягодных культур - 0,7;
- для молока и молочной продукции, масла животного, сыра - 0,45.
Рассчитаем размер показателя, который надо применять при определении К2, при том что суммарный товарооборот за IV квартал 2006 года составил 1 600 000 руб., в том числе:
- по хлебобулочным изделиям - 400 000 руб.;
- по овощной и фруктовой продукции - 500 000 руб.;
- по молочной продукции - 700 000 руб.
Решение
Пас = [0,4 х (400 000 руб. : 1 600 000 руб.)] + [0,7 х (500 000 руб. : 1 600 000 руб.)] + [0,45 х (700 000 руб. : 1 600 000 руб.)] = 0,516.
Таким образом, при расчете К2 мы будем использовать "подкоэффициент" Пас, равный 0,516.
Обратите внимание: в своем письме от 14.02.2006 N 03-11-04/3/81 Минфин России предлагает не складывать составляющие "подкоэффициента" (как мы сделали в нашем примере), а перемножать их. Однако с математической точки зрения это мнение неверно: необходимо складывать эти показатели, что мы и сделали в нашем примере.
Доказательство нашей точки зрения простое: предложенная формула должна работать при любых исходных данных. Допустим, что значение товарооборота по какой-либо группе товаров стремится к нулю. Тогда, используя формулу Минфина России, мы получим Пас, также стремящийся к нулю. И в какой-то момент дело дойдет до абсурда, когда значение "подкоэффициента" станет меньше минимального из данных (в примере 1 это 0,4 для хлеба и хлебобулочных изделий), в то время как нам надо найти усредненное значение.
Или, например, в каком-то из налоговых периодов мы не торговали молочными изделиями. Следовательно, товарооборот по данной группе товаров будет равен нулю. И если мы начнем считать Пас по методике Минфина (используя умножение), то значение всего показателя получится равным нулю, что противоречит и здравому смыслу, и законодательству.
Конечно, применять формулу Минфина для налогоплательщика очень выгодно: при маленьком значении Пас сумма ЕНВД также будет минимальной. Однако будьте готовы к тому, что впоследствии налог придется пересчитать. Ведь в любой момент финансовое ведомство может выпустить опровержение своей методики.
Учитываем фактическое время осуществления деятельности
Теперь переходим к наиболее сложному моменту, вызывающему много вопросов у "вмененщиков". Речь пойдет о корректировке коэффициента К2 на фактическое время осуществления деятельности.
Наверняка все из нас сталкивались с поломками машин и оборудования, ремонтом офисов, болезнью работников и т.д. При этом деятельность на некоторое время прекращается. Резонный вопрос: за что же тогда платить налог?
Вот поэтому и предусмотрена такая приятная вещь, как корректировка значения К2 на показатель фактического времени осуществления предпринимательской деятельности.
Обратите внимание! В данном случае корректируется именно значение К2, установленное местными властями, а не базовая доходность!
В Налоговом кодексе прописана только процедура корректировки и, к сожалению, ничего не сказано об основаниях для ее проведения, документальном подтверждении и вообще самом порядке корректировки. Сказано только, что целью данной корректировки является учет фактического времени осуществления предпринимательской деятельности. Но остается непонятным самое главное: на всех ли "вмененщиков" распространяется данная норма о корректировке или только на тех, чьи местные власти учли соответствующую норму в своем нормативном правовом акте о ЕНВД? Давайте разбираться.
Во-первых, Налоговый кодекс РФ предоставляет право муниципальным властям вводить в действие систему налогообложения в виде ЕНВД, а не устанавливать свой порядок ее действия. То есть правовое регулирование системы налогообложения в виде ЕНВД остается за Налоговым кодексом. И местные власти не могут принять нормативный правовой акт, который противоречит нормам главы 26.3 НК РФ.
Во-вторых, в пункте 3 статьи 346.26 сказано, что нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований определяются:
1) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного Кодексом;
2) значения коэффициента К2, указанного в статье 346.27 НК РФ, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.
Почему мы сделали упор на слово "значение"? Да потому что невозможно установить конкретный размер показателя, учитывающего фактическое время ведения деятельности "вмененщиков". И поскольку Кодекс предоставляет местным властям возможность определять только значения самого К2 или опять же значения его составляющих, получается, что норма, описывающая процедуру корректировки самого коэффициента, должна распространятся на всех "вмененщиков" без исключения!
Можно ли корректировать самостоятельно?
Итак, в Налоговом кодексе РФ сказано, что "в целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности значение корректирующего коэффициента К2, учитывающего влияние указанных факторов на результат предпринимательской деятельности, определяется как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода".
Однако налогоплательщики часто сталкиваются с тем, что инспекторы не "дают добро" на проведение корректировок К2. При этом ссылаются на разные причины: от того, что "в нашем городе подкоэффициенты К2, учитывающие влияние фактического времени ведения деятельности, не установлены" вплоть до того, что "при установлении значения К2 местные власти уже учли фактический период осуществления деятельности". И многие "вмененщики" предпочитают не связываться и не пользуются вполне законной возможностью уменьшить единый налог!
Проанализировав местное законодательство, мы условно выделили три основных варианта установления корректирующих коэффициентов. Разберем, какие сложности возникают у налогоплательщиков при каждом из этих вариантов, и покажем пути их решения.
Вариант 1. В местном законе установлены единые значения К2 для разных видов деятельности и ничего не сказано о возможности корректировки на показатель фактически отработанного времени.
В этом случае плательщики ЕНВД чаще всего сталкиваются с отказом в самостоятельном проведении корректировки К2, слыша от инспекторов в ответ: "у нас не установлены специальные "подкоэффициенты" К2, учитывающие влияние фактического времени ведения деятельности" или "в едином значении К2 местные власти уже учли фактический период осуществления деятельности".
В данной ситуации помогут восстановить справедливость следующие официальные разъяснения налоговых органов и финансового ведомства.
Обратимся к письму ФНС России от 28.04.2006 N ГВ-6-02/451@. В нем четко сказано, что налогоплательщики могут самостоятельно скорректировать единое значение К2 на величину коэффициента фактически отработанного времени.
Кстати, в данном письме налоговики приводят пример корректировки К2 - да-да, именно с единым значением коэффициента!
Теперь посмотрим письмо Министерства финансов РФ от 28.04.2006 N 03-11-04/3/223. В нем говорится: "...независимо от того, учитывался или не учитывался фактор фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности при утверждении поправочного коэффициента К2, его значения могут корректироваться налогоплательщиками в указанном выше порядке".
То есть, если в инспекции вам откажут в корректировке, сославшись на то, что в едином значении К2 уже все и так учтено (в том числе и фактически отработанное время), смело ссылайтесь на вышеуказанное письмо! Ведь, повторимся, даже с чисто логической точки зрения - это абсурд. Ну не могут же местные власти учесть то, что у вас торговый зал целый месяц был закрыт на ремонт.
Вариант 2. В местном нормативном правовом акте вместо единого значения К2 установлены отдельные показатели факторов, влияющих на результат предпринимательской деятельности (сезонность, ассортимент продукции и т.д.). При этом опять нет упоминания о коэффициенте учета фактически отработанного времени.
И это не должно смущать налогоплательщиков. Они также вправе применять корректировку на фактическое время ведения деятельности. Только сперва им необходимо рассчитать единое значение К2, руководствуясь порядком, изложенным в пункте 6 статьи 346.29 НК РФ. То есть просто перемножить "подкоэффициенты", влияющие на вашу "вмененную" деятельность. А потом скорректировать полученное произведение на показатель фактического времени осуществления деятельности (далее - Пфод).
С математической точки зрения никакой разницы не будет, если вы сразу перемножите все "подкоэффициенты" вместе с Пфод. Однако не забывайте, что вам нужно будет представить расчет вашей корректировки в налоговую инспекцию. Поэтому лучше все делать последовательно, чтобы у налоговиков не возникли лишние вопросы и претензии, что "специальный "подкоэффициент" в местном законе не установлен"?
Вариант 3. Местные власти позаботились о "вмененщиках" и учли в своем нормативном правовом акте специальный коэффициент, учитывающий Пфод.
Понятно, что в этом случае никаких проблем у налогоплательщиков возникнуть не должно.
Кстати, эта третья группа везунчиков подводит к еще одному аргументу в пользу налогоплательщиков из первых двух групп. Мы видим, что в Налоговом кодексе нормы, касающиеся корректировки, четко не прописаны. И даже мнения исполнителей разделились: одни муниципалитеты ввели Пфод, другие - нет. Поэтому "вмененщик" вправе применить статью 3 НК РФ. А именно ее пункт 7, говорящий нам, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства толкуются в пользу налогоплательщиков.
Пример 2
ООО "Сервиз" оказывает в г. Лебедяни Липецкой области услуги общественного питания в кафе площадью 60 кв. м.
Решением Лебедянского районного Совета депутатов от 25.10.2005 N 143 "О положении о едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Лебедянского района" единое значение К2 для этого вида деятельности установлено в размере 0,23.
Кафе работает ежедневно (без выходных), однако в конце октября - начале ноября 2006 года руководство решило сделать капитальный ремонт, в связи с чем кафе в течение трех недель было закрыто. После капитального ремонта площадь зала обслуживания посетителей расширилась с 60 кв. м до 75 кв. м.
Итак, мы имеем следующие данные: в октябре кафе фактически отработало 22 дня, в ноябре соответственно 18 дней, а в декабре - 31.
Решение
Чтобы определить значение коэффициента, учитывающего фактический период времени ведения предпринимательской деятельности в данном муниципальном образовании в течение налогового периода, воспользуемся формулой, предложенной ФНС России в письме от 28.04.2006 N ГВ-6-02/451@:
Кфп = [(Nвд1 : Nкд1) + (Nвд2 : Nкд2) + (Nвд3 : Nкд3)] : 3,
где Кфп - значение коэффициента, учитывающего фактический период времени ведения деятельности в данном муниципальном образовании в течение налогового периода;
Nвд1, Nвд2, Nвд3 - количество календарных дней ведения предпринимательской деятельности в данном муниципальном образовании в каждом календарном месяце налогового периода;
Nкд1, Nкд2, Nкд3 - количество календарных дней в каждом календарном месяце налогового периода;
3 - количество календарных месяцев в налоговом периоде.
Подставив в формулу наши значения, получим следующий результат:
Кфп = (22 : 31 + 18 : 30 + 31 : 31) : 3 = 0,77.
Далее определим значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитываемое при исчислении налоговой базы по ЕНВД по данному месту осуществления деятельности. Для этого просто умножим установленное местным нормативным правовым актом значение К2 на полученное значение показателя, учитывающего фактическое осуществление деятельности:
К2 = 0,23 х 0,77 = 0,177.
С помощью полученного коэффициента К2 определяем налоговую базу по ЕНВД по формуле:
Налоговая база = Значение базовой доходности х Размер физического показателя х Величина коэффициента-дефлятора К1 х Значение корректирующего коэффициента К2.
Результаты таковы:
- за октябрь налоговая база по ЕНВД равна 12 022 руб. (1000 руб. х 60 кв. м х 1,132 х 0,177);
- за ноябрь - 15 027 руб. (1000 руб. х 75 кв. м х 1,132 х 0,177);
- за декабрь - 15 027 руб. (1000 руб. х 75 кв. м х 1,132 х 0,177).
Сумма вмененного дохода за IV квартал 2006 года составит:
12 022 руб. + 15 027 руб. + 15 027 руб. = 42 076 руб.
Ну и, наконец, рассчитаем сумму ЕНВД, подлежащую уплате в бюджет:
42 076 руб. х 15% = 6311 руб.
Основания для проведения корректировки
В письме от 23.11.2006 N 02-7-12/291 ФНС России перечислила объективные причины, по которым можно производить указанную корректировку: временная нетрудоспособность, аварийная ситуация, определенный график работы, временное приостановление (окончательное прекращение) деятельности по решению (предписанию) суда или федеральных, региональных, местных органов исполнительной власти, снятие с учета в налоговых органах и т.п.
При этом отсутствие в течение того или иного календарного месяца (отдельных календарных дней календарного месяца) налогового периода заказов на выполнение работ (оказание услуг) не может служить основанием для отнесения данного периода времени к периоду времени, в течение которого предпринимательская деятельность не осуществлялась. То есть если магазин (офис, кафе, гостиница) открыты, товары (работы, услуги) предлагаются, но по каким-либо причинам или вовсе без причин покупателей (клиентов) нет, то нельзя говорить о том, что деятельность не ведется. Она ведется - просто дохода нет. А неполучение дохода связано с понятием риска ведения предпринимательской деятельности.
Однако, судя по письмам, у Минфина России несколько иное мнение об объективных причинах. Например, он разрешает производить корректировку К2 при отсутствии заказов, а также на показатель, учитывающий выходные и праздничные дни. Но об этом чуть позже...
Все расчеты нужно доказать
Как известно, все заявленные цифры и факты необходимо подтвердить документально. Хотя в Налоговом кодексе ничего не говорится о документальном подтверждении фактического периода времени неосуществления предпринимательской деятельности, и Минфин России и ФНС России советуют представлять необходимые документы вместе с декларацией по ЕНВД (см. письмо Минфина России от 09.10.2006 N 03-11-05/227).
Давайте вместе разберемся, какие документы что подтверждают.
Доказательства для всех
Если "вмененщик" применил корректировку поправочного коэффициента К2 на Пфод, ему следует приложить к декларации расчет данной корректировки в произвольной форме. Об этом говорится во многих письмах финансового ведомства.
Учтите, что сотрудники финансового ведомства именно рекомендуют, а не обязывают представлять письменный расчет. Так что если его не будет - ничего страшного. Но при этом у налоговых инспекторов могут возникнуть лишние вопросы: откуда что берется? Поэтому мы солидарны с Минфином: расчет лучше представить.
Кроме того, рекомендуем всем налогоплательщикам, предполагающим не осуществлять предпринимательскую деятельность (закрыть, законсервировать, осуществлять ремонт и т.д.), письменно уведомить свою налоговую инспекцию о прекращении деятельности.
Кстати, в некоторых муниципальных образованиях местные власти обязывают "вмененщиков" представлять такое уведомление в свой налоговый орган.
Праздники и выходные: будьте осторожны!
Один из самых распространенных вопросов: можно ли при проведении корректировки К2 учесть выходные и праздничные дни?
Положительный ответ Минфина России появился совсем недавно в письме от 12.09.2006 N 03-11-05/212. Сотрудники ведомства разрешили "вмененщикам" скорректировать поправочный коэффициент К2 с учетом фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности, в том числе учитывая предоставленные работникам выходные и праздничные дни.
Доказать отсутствие деятельности в нерабочие дни поможет табель учета рабочего времени, а также внутренний трудовой распорядок. Из них будет видно, в какие именно дни организация или предприниматель работали, а в какие нет.
Обратите внимание: поскольку в Налоговом кодексе ничего не сказано о корректировке на выходные и праздники, то Минфин России рекомендует обращаться за разъяснениями в региональные налоговые ведомства. При этом в некоторых муниципалитетах "вмененщикам" запрещено корректировать значение К2 на выходные и праздничные дни. Например, в решении Абанского районного совета депутатов Красноярского края от 24.10.2006 N 11-107р прямо предусмотрена норма, предписывающая выходные и праздничные дни считать рабочими.
Если вы затеяли ремонт...
Для подтверждения факта отсутствия предпринимательской деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход, в связи с ремонтом помещения налогоплательщику необходимо представить в налоговые органы подтверждающие документы. Такими документами в данном случае могут быть договоры подряда и сметы на ремонт помещения, а также приказ или распоряжение руководителя организации. Кстати, даже справка главного энергетика жилищно-коммунального хозяйства, которая подтверждает отсутствие электричества, может стать доказательством того, что предпринимательская деятельность фактически не велась.
Еще раз отметим: если ремонт запланированный, лучше письменно уведомить налоговую инспекцию о прекращении деятельности в связи с ремонтом.
Отсутствие заказов на автоперевозку
Оказание автотранспортных услуг очень переменчивый вид деятельности. Сегодня заказ есть, а завтра нет. Можно ли скорректировать К2 на время простоя автотранспортных средств из-за отсутствия заказов? Как мы говорили выше, ФНС России считает такую причину необъективной. Однако у Министерства финансов своя точка зрения, высказанная в письме от 25.07.2006 N 03-11-05/184. В нем сотрудники Минфина России перечислили документы, которые могут служить доказательством отсутствия деятельности по оказанию услуг автоперевозок, когда нет заказов. Такими документами могут являться копии договоров перевозки или договоров об организации перевозок, копии заявок (заказов) на перевозку грузов, копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов.
Если для осуществления перевозок "вмененщик" арендует транспортное средство, то доказывающими документами могут быть также копии актов приема-передачи арендованных предпринимателем транспортных средств. С ремонтом же автомобиля все гораздо проще: достаточно приложить копии квитанции и наряд-заказа.
Как быть, если...
...ремонт ведется в нескольких номерах
В данном случае скорректировать значение К2 не получится - гостиница-то не закрыта. Однако Минфин России предложил выход из ситуации. В письме от 05.10.2006 N 03-11-04/3/435 сотрудники финансового ведомства указали, что если произошло изменение физического показателя (для гостиницы - это "площадь спального помещения"), то можно учесть это изменение при исчислении суммы единого налога (п. 9 ст. 346.29 НК РФ). Таким образом, сумму ЕНВД можно скорректировать, уменьшив физический показатель на площадь спальных помещений, находящихся в ремонте или не используемых по иным причинам. Какие могут быть "иные причины", сотрудники Минфина умалчивают.
Простой номерного фонда
Что понимается под "фактическим периодом осуществления предпринимательской деятельности" для гостиниц? Ведь загрузка номерного фонда каждый день различна. Например, бывают дни, когда занято всего два-три номера. И как в этом случае следует исчислять ЕНВД - с общей площади всех номеров или только с площади занятых?
Ответ на это вопрос дается в письме Минфина России от 26.09.2006 N 03-11-04/3/422. Сотрудники финансового ведомства указали на то, что производить корректировку базовой доходности с помощью коэффициента К2 можно только в том случае, если гостиница была закрыта полностью (в частности, по причине того же ремонта помещения).
Если номера гостиницы не использовались по причине отсутствия клиентов, то при расчете ЕНВД налогоплательщик не вправе производить корректировку и должен исчислять сумму единого налога исходя из общей площади всех гостиничных номеров независимо от количества занятых.
Размещение рекламы
По поводу корректировки К2 в сфере размещения наружной рекламы налоговики строго придерживаются занятой позиции. Так, в письме УФНС России по г. Москве от 26.10.2006 N 18-11/3/93944 говорится, что отсутствие в течение нескольких дней рекламной информации на любом из стационарных технических средств наружной рекламы не может служить основанием для корректировки.
Однако Минфин России и здесь сделал поблажку для "вмененщиков". Так, в своем письме от 26.01.2007 N 03-11-04/3/21 чиновники разрешили корректировать К2, даже если используется только одна из сторон двусторонней рекламной конструкции. А в письме от 16.06.2006 N 03-11-04/3/290 рассмотрен вопрос, когда транспортное средство, на котором размещена реклама, выходит на маршрут движения городского общественного транспорта не каждый день, а согласно утвержденному графику. Чиновники указали, что в этом случае при исчислении ЕНВД значение К2 может быть скорректировано исходя из количества дней выхода этого транспортного средства на линию.
В этих случаях подтверждающими документами могут служить распоряжение руководителя, договор на оказание услуг по размещению рекламы, платежные документы и график движения общественного транспорта.
Отсутствие работника
Учесть отсутствие работника при расчете единого налога можно, но только в том случае, если это влечет полную остановку осуществляемой деятельности. Но и здесь оговорка: если при исчислении ЕНВД используется физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя", то скорректировать К2 нельзя.
Дело в том, что для целей ЕНВД под количеством работников понимается среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих. При ее определении следует руководствоваться Порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденным постановлением Росстата от 03.11.2004 N 50. Согласно пункту 85 раздела I "Численность и начисленная заработная плата работников" формы N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" указанного Порядка в списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам. Поэтому в списочную численность целыми единицами включаются, в частности, работники:
- не явившиеся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности);
- находившиеся в ежегодных и дополнительных отпусках, предоставляемых в соответствии с законодательством, коллективным договором и трудовым договором.
Следовательно, отсутствие работника по указанным причинам не дает право "вмененщику" провести корректировку коэффициента К2.
Если сданное в аренду рабочее место не используется...
Представим ситуацию: мы сдали в аренду торговую точку на рынке, а у нашего арендатора, например, финансовый кризис и никакой деятельности на этом рабочем месте он не осуществляет. Казалось бы, какое отношение это имеет к нам, ведь это больше проблема арендатора, чем наша.
Оказывается, что нет. Так, в своем письме от 25.01.2006 N 03-11-03/02 Минфин России указал, что если торговые места на рынке в отдельные дни не будут использоваться и оплата за период их неиспользования арендаторами не будет производиться, в соответствии со статьей 346.29 НК РФ налоговая база по ЕНВД может быть скорректирована коэффициентом К2, учитывающим фактический период времени осуществления деятельности.
Но как же доказать, за какие дни плата производилась, а за какие нет? Это возможно только в том случае, если арендная плата установлена не в виде фиксированной суммы за месяц, а поденно. Наш совет: прописать такое положение в договоре аренды или составить дополнительное соглашение. Тогда вам будет проще продемонстрировать, что за какие-то дни арендная плата не поступала.
Как отразить корректировку в декларации
В налоговой декларации по ЕНВД значение корректирующего коэффициента К2 указывается в строке 090 раздела 2.
В письме Минфина России от 25.01.2006 N 03-11-03/02 сказано, что если в течение налогового периода "вмененщики" временно приостанавливают предпринимательскую деятельность, то они фиксируют этот факт в налоговых декларациях по ЕНВД. Для этого следует проставить прочерки по строкам соответствующих кодов (050-070 и 120-140) раздела 2 декларации, а также по всем строкам раздела 3 декларации (если деятельность не осуществлялась в течение всего налогового периода и являлась единственной облагаемой единым налогом для налогоплательщиков). Отметим, что указанное письмо разъясняло порядок заполнения прежней формы декларации, утвержденной приказом Минфина России от 01.11.2004 N 96н. Теперь строкам с кодами 120-140 раздела 2 старой формы декларации соответствуют строки с кодами 110-130 раздела 2 новой формы, утвержденной приказом Минфина России от 17.01.2006 N 8н.
Если налогоплательщик осуществлял деятельность в течение неполного календарного месяца налогового периода, он не вправе проставить прочерки в разделе 2 декларации в строках с соответствующими данному календарному месяцу кодами.
М.В. Титова,
эксперт журнала "Вмененка"
"Вмененка", N 2, февраль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вмененка"
"Вменёнка" - это единственный журнал, освещающий все вопросы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в том числе региональную специфику и отраслевую практику.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-23887 от 28.03.2006, выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.