г. Киров |
|
20 декабря 2011 г. |
Дело N А29-5833/2011 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Немчаниновой М.В., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Печенкиной Ю.А.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.10.2011 по делу
N А29-5833/2011, принятое судом в составе судьи Василевской Ж.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Респект"
(ИНН: 1101046275, ОГРН: 1051100550962)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару
(ИНН: 1101481359, ОГРН: 1041130401091)
о признании частично недействительным решения от 16.05.2011 N 39621,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Респект" (далее - Общество, ООО "Респект") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (далее - Инспекция) от 16.05.2011 N 39621.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.10.2011 заявленные требования удовлетворены: оспариваемое решение Инспекции признано недействительным в части установления суммы штрафа в размере 900 рублей.
Инспекция с принятым решением суда не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, поскольку решение Инспекции принято 16.05.2011, то есть после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования", налоговый орган правомерно руководствовался размерами налоговых санкций, действующих на момент принятия решения.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласно, просит решение суда оставить без изменения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществом 28.12.2010 представлена в Инспекцию единая (упрощенная) налоговая декларация за 2008 год.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, в ходе которой установлено, что декларация представлена с нарушением установленного срока (не позднее 20.01.2009).
Результаты проверки отражены в акте от 06.04.2011 N 39015.
По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки заместителем начальника Инспекции принято решение от 16.05.2011 N 39621 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 229-ФЗ), в виде уплаты штрафа в размере 1 000 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 29.06.2011 N 292-А решение Инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции в части взыскания штрафа в размере 900 рублей, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 4 пункта 1 статьи 23, пунктом 2 статьи 80, статьей 106, пунктом 1 статьи 108, пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" и исходил из того, что привлечение к налоговой ответственности должно быть осуществлено на основании закона, действовавшего в момент окончания совершения правонарушения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.
Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.
Таким образом, срок представления единой (упрощенной) налоговой декларации за 2008 год - не позднее 20.01.2009.
Обществом представлена в Инспекцию единая (упрощенная) налоговая декларация за 2008 год 28.12.2010 (листы дела 39-40), то есть с нарушением установленного срока. Факт нарушения Обществом не оспаривается.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 119 Кодекса (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ, девствовавшей до 02.09.2010) непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
С 02.09.2010 вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ).
Согласно статье 119 Кодекса (в редакции Федерального закона N 229-ФЗ) непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Как правильно исходил суд первой инстанции, налоговое правонарушение, ответственность за которое установлена статьей 119 Кодекса, не является длящимся и считается оконченным, когда истек срок, предусмотренный законодательством, для представления налоговой декларации.
Единая (упрощенная) налоговая декларация за 2008 год должна была быть представлена не позднее 20.01.2009.
Следовательно, привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности должно быть осуществлено на основании статьи 119 Кодекса в ее редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения до 02.09.2010.
То обстоятельство, что факт правонарушения выявлен налоговым органом после фактического представления налогоплательщиком декларации (28.12.2010), не означает, что правонарушение совершено Обществом в день его выявления налоговым органом.
Согласно пункту 2 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу пункта 13 статьи 10 Федерального закона N 229-ФЗ в случаях, если часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах, чем было установлено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то за соответствующее правонарушение, совершенное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяется ответственность, установленная частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Из анализа статьи 5 Кодекса и пункта 13 статьи 10 Федерального закона N 229-ФЗ следует, что за налоговое правонарушение, совершенное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяется ответственность, установленная Кодексом в редакции Федерального закона N 229-ФЗ, в случаях, если изменения, внесенные настоящим Федеральным законом в Кодекс, устанавливают более мягкую ответственность за налоговое правонарушение, чем было установлено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Новая редакция статьи 119 Кодекса (от 02.09.2010) по сравнению с прежней редакцией увеличивает минимальную сумму штрафа в случае представления декларации, когда сумма налога составляет ноль рублей, в связи с этим не может быть применена при привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение, совершенное до дня вступления в силу Федерального закона N 229-ФЗ.
Ссылка Инспекции на пункт 12 статьи 10 Федерального закона N 229-ФЗ отклоняется, поскольку указанная норма не изменяет порядок действия актов законодательства о налогах и сборах во времени, установленный пунктом 2 статьи 5 Кодекса, и предлагаемое налоговым органом применение Федерального закона N 229-ФЗ не предусматривает.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования, признав недействительным решение Инспекции от 16.05.2011 N 39621 о привлечении Общества к ответственности за совершение правонарушения в части установления суммы штрафа в размере 900 рублей.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.10.2011 по делу N А29-5833/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-5833/2011
Истец: ООО "Респект"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7463/11