г. Красноярск |
|
27 декабря 2011 г. |
Дело N А33-10190/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" декабря 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дунаевой Л.А.,
судей: Белан Н.Н., Борисова Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
от ответчика (Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае): Сафьяновой Е.Г., представителя по доверенности от 11.01.2011 N 2,
рассмотрев апелляционную жалобу Учреждения Российской академии наук Красноярский научный центр Сибирского отделения РАН на решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 сентября 2011 года по делу N А33-10190/2011, принятое судьей Фроловым Н.Н.,
установил:
Учреждение Российской академии наук Красноярский научный центр Сибирского отделения РАН (далее - заявитель, учреждение, КНЦ СО РАН) (ИНН 2463002263, ОГРН 1022402133698) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (далее - ответчик, Управление Росфиннадзора) о признании недействительным представления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае о ненадлежащим исполнении бюджета от 22.03.2011 N 03-11-33 в части пункта 7 подраздела 2 раздела 1.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 сентября 2011 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с данным решением, учреждение обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на то обстоятельство, что у него отсутствовала обязанность по отражению на балансе получателя бюджетных средств земельных участков в виду отсутствия у него права собственности на данные земельные участки; обязанность по отражению земельных участков, переданных заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, законодательством не предусмотрена.
Управление Росфиннадзора в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласилось. Представитель ответчика в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласился, просил в ее удовлетворении отказать.
КНЦ СО РАН, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения от 08.11.2011 о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/), в судебное заседание не явились, своих представителей не направили. Дело рассмотрено в отсутствие указанного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Управлением Росфиннадзора в отношении заявителя проведена проверка правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, а также имущества, находящегося в федеральной собственности. По результатам проверки составлен акт от 18.03.2011, согласно пункту 11.4 которого в 2010 году заявителем не отражены в бухгалтерском учете земельные участки общей площадью 2148325,2 кв. м. кадастровой стоимостью 6 481 970 183 рубля 99 копеек, предоставленные заявителю в постоянное (бессрочное) пользование.
22.03.2011 Управлением Росфиннадзора вынесено в отношении заявителя представление о ненадлежащем исполнении бюджета N 03-11-33, согласно пункту 7 подраздела 2 раздела 1 которого заявителем в нарушение часть 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 1 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" не отражены в бюджетном учете и отчетности (балансе получателя бюджетных средств, форма 0503130) земельные участки общей площадью 2148325,2 кв. м.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
КНЦ СО РАН, не согласившись с вынесенным представлением 22.03.2011 N 03-11-33 в части, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для изменения или отмены судебного акта в части.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции на основании положений статьи 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 198 "Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора", пунктов 1, 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2004 N 278, пунктов 5.1.1, 5.14.1, 5.14.3, 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, соглашается с выводами Арбитражного суда Красноярского края о том, что оспариваемое представление от 22.03.2011 N 03-11-33 о ненадлежащем исполнении бюджета вынесено Управлением Росфиннадзора в пределах его полномочий.
Апелляционная коллегия считает, что ответчик доказал законность представления от 22.03.2011 N 03-11-33 в оспариваемой части, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, КНЦ СО РАН предоставлены и за ним зарегистрировано в установленном порядке право постоянного (бессрочного) пользования на следующие земельные участки:
- земельный участок площадью 6022 кв.м, расположенный по адресу: Россия, Красноярск, ул. Телевизорная, д. 14, кадастровой стоимостью 9 781 985 рублей 92 копейки;
- земельный участок площадью 15 603, 2 кв.м, расположенный по адресу: Россия, Республики Хакасия, Ширинский район, п. Колодезный, ул. Степная, д. 4а, кадастровой стоимостью 13 243 684 рубля 09 копеек;
- земельный участок площадью 2 126 700 кв.м, расположенный по адресу: Россия, Красноярск, Академогородок, кадастровой стоимостью 6 458 944 603 рубля 98 копеек.
Управление Росфиннадзора пришло к выводу о том, что учреждение в нарушение пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" не отразило в бюджетном учете и отчетности - данных баланса получателя бюджетных средств (форма по ОКУД 0503130) указанные земельные участки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" настоящий Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
По пункту 3 статьи 1 названного Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ основными задачами бухгалтерского учета являются, в том числе:
формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н, действовавшей в спорный период, (далее - Инструкция N 148н), которая устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти (государственных органах), органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления (муниципальных органах), бюджетных учреждениях, бюджетный учет осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.11.1996 N129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон "О бухгалтерском учете"), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данной Инструкцией. Государственная учетная политика реализуется Инструкцией N 148н через план счетов бюджетного учета; порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета; перечень типовых корреспонденции счетов бюджетного учета.
В соответствии с пунктом 263 Инструкции N 148н на забалансовых счетах учитываются ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему (арендованные основные средства (полученные в безвозмездное пользование), материальные ценности, принятые на ответственное хранение или в переработку, полученные по централизованному снабжению и т.п.), а также бланки строгой отчетности, путевки в дома отдыха и санатории и др., а также обязательства, ожидающие исполнения.
Все материальные ценности, а также иные активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе.
В бюджетном учете применяется забалансовый счет 01 "Основные средства в пользовании". На этом счете учитываются объекты основных средств, принятые учреждением с правом их пользования без закрепления полученного имущества в оперативное управление: по договору аренды (найма) и (или) в безвозмездное пользование. Аналитический учет по счету ведется в разрезе арендодателей и (или) собственников имущества по каждому объекту основных средств (по инвентарным (учетным) номерам арендодателя и (или) собственника) в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей.
Как указанно выше, КНЦ СО РАН предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования 3 земельных участка.
Суд апелляционной инстанции с учетом приведенного порядка ведения бюджетного учета полагает, что полученные в безвозмездное бессрочное пользование земельные участки должны учитываться на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".
При таких обстоятельствах пункт 7 подраздела 2 раздела 12 представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 22.03.2011 N 03-11-33, содержащий указание на отражение в бюджетном учете и отчетности - данных баланса получателя бюджетных средств (форма по ОКУД 0503130) 3 земельных участков, соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы учреждения.
Доводы учреждения о неправомерной ссылке суда первой инстанции на положения Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" отклоняются судом, так как данные обстоятельства не привели к принятию неправильного судебного акта, поскольку в решении суд ссылается на нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, действующие в проверяемый период.
Следовательно, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным; оснований для его отмены в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат отнесению на заявителя; государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы уплачена заявителем в полном объеме.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 сентября 2011 года по делу N А33-10190/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-10190/2011
Истец: Учреждение РАН Красноярский научный центр Сибирского отделения РАН
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1042/12
27.12.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5382/11
19.10.2011 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4995/11
07.09.2011 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-10190/11