г. Томск |
|
22 декабря 2011 г. |
Дело N А03-10282/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий: Колупаева Л. А.
судьи: Журавлёва В.А., Кривошеина С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Архипов Д.А. по доверенности от 08.08.2011,
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Индивидуального предпринимателя Архипова А.К.
(ИНН 220100130202, ОГРНИП 304220119400027), г. Алейск, Алтайский край
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 03.10.2011 года
по делу N А03-10282/2011 (судья Русских Е.И.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Архипова А.К., г. Алейск
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе (ИНН 2201005475, ОГРН 1022200508736), г. Алейск, Алтайского края
о признании постановления недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Архипов Алексей Кузьмич (далее - предприниматель, заявитель, ИП Архипов А.К.) обратился в арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края (далее - Управление ПФР, Учреждение) о признании незаконным постановления N 03200190004593 от 22.04.2011 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организаций (индивидуальных предпринимателей) и требования от 28.03.2011 N 03200140047236 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 03.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ИП Архипов А.К. обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления о признании спорного постановления Учреждения незаконным.
Жалоба мотивирована тем, что оспариваемое постановление учреждения незаконно, поскольку предприниматель является военным пенсионером, которые, в соответствии с изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N 223-О позиции, не обязаны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой накопительной частей трудовой пенсии. Эта позиция осталась актуальной и после принятия Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - закон N 212-ФЗ).
Подробно доводы предпринимателя изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе, пояснил, что решение суда первой инстанции в части признания незаконным требования от 28.03.2011 N 03200140047236 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не оспаривает.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции, на основании части 5 статьи 268 АПК РФ, проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Управление в отзыве на жалобу возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на законность принятого судом решения, а также на то, что в Законе N 212-ФЗ отсутствует норма, освобождающая индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, от уплаты страховых взносов
Письменный отзыв приобщен судебной коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учреждение своего представителя в судебное заседание не направило, о месте, дате и времени его проведения извещено надлежащим образом, в связи с чем, и на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится без его участия.
Представитель предпринимателя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на её удовлетворении.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Алтайского края в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителя предпринимателя, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Постановлением администрации г. Алейска от 27.03.1998 N 100 Архипов А.К. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись номер 304220119400027.
22 апреля 2011 года Управлением Пенсионного фонда вынесено постановление N 03200190004593 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества предпринимателя в следующем размере: в Пенсионный фонд РФ в сумме 10 628, 07 руб., в том числе недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 10 392 руб. и начисленная на нее пеня в размере 236, 70 руб.; в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 583, 47 руб., в том числе недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 571, 56 руб. и начисленная нее пеня в размере 12, 98 руб.; в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1062, 81 руб., в том числе недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1039, 20 руб. и начисленная на нее пеня в размере 23, 61 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в суд с настоящим требованием.
Решением от 03 октября 2011 суд первой инстанции отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции, которым предпринимателю оказано в удовлетворении заявленных требований, при этом апелляционная коллегия исходит из следующего.
01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - закон N 212-ФЗ).
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Такая же норма содержится в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и пунктом 1 статьи 28 Закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
На основании статьи 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, страховые взносы уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Действительно, рассмотрев вопрос об обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.05.2005 N 223-О указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, притом, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24.02.1998 N, от 23.12.1999 N, от 03.06.2004 N, от 23.12.2004 N и в настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", введенным Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", введенной Федеральным законом от 22.07.2008 N156-ФЗ, установлено, что лица, указанные в статье 1 данного Закона (военнослужащие), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем, обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, были устранены.
Следовательно, индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные в Законе N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, обязаны уплачивать соответствующие страховые взносы не только в Пенсионный фонд Российской Федерации, но и в фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Также в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1, действовал в 2010 году и утратил силу 01.01.2011) страхователями при обязательном медицинском страховании являются, в том числе, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Согласно статье 1 Закона N 1499-1 медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Таким образом, несмотря на то, что заявитель по делу является военным пенсионером и вправе получать бесплатное медицинское, лекарственное и санаторно-курортное лечение через соответствующие поликлиники, дома отдыха и санатории, он также может получать медицинскую помощь в общей системе обязательного медицинского страхования.
Следовательно, индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования в порядке и сроки, установленные в Законе N 212-ФЗ.
Наличие у предпринимателя (его родственников) права на выплату социального пособия на погребение за счет ФСКН РФ так же не освобождает его от установленной законом N 212-ФЗ обязанности по уплате страховых взносов.
Из материалов дела следует, что за 2010 год предприниматель должен был уплатить 10 628, 07 руб., в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по страховой части в сумме 10 392 рубля, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в сумме 571, 56 руб. и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ТФОМС в сумме 1039, 20 руб.
В соответствии со статьёй 16 Закона N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Поскольку данная обязанность плательщиком исполнена не была, за период с 01.01.2011 по 22.04.2011 (дата выставления требования) Управлением ПФ на неуплаченные суммы страховых взносов правомерно начислена пеня: на задолженность в размере 10 392 руб. по обязательному пенсионному страхованию по страховой части трудовой пенсии начислена пеня в размере 236, 07 руб., на задолженность 571, 56 руб. по обязательному медицинскому страхованию в ФФОМС - в размере 12, 98 руб., на задолженность 1039, 20 руб. по обязательному медицинскому страхованию в ТФОМС - в размере 23, 61 руб.
В связи с этим у Управления имелись предусмотренные частью 14 статьи 19, частью 1 статьи 20 закона N 212-ФЗ основания для вынесения 22.04.2011 оспариваемого в деле постановления N 03200190004593 о взыскании с предпринимателя недоимки по неисполненному предпринимателю требованию за счет имущества предпринимателя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных им требований, апелляционная жалоба предпринимателя удовлетворению не подлежит, как основанная на неправильном толковании норм материального права.
Апелляционной инстанцией рассмотрена апелляционная жалоба, в пределах доводов, поддержанных в суде апелляционной инстанции, однако, они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции относятся на подателя апелляционной жалобы, уплачены им в полном объеме, что подтверждается платежным чеком от 24.10.2011.
Руководствуясь статьёй 156, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 03 октября 2011 года по делу N А03-10282/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Колупаева Л. А. |
Судьи |
Журавлёва В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-10282/2011
Истец: Архипов Алексей Кузьмич
Ответчик: ГУ УПФ РФ в г. Алейске и Алейском районе АК, ГУ-УПФ России в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9660/11