г. Хабаровск |
|
26 декабря 2011 г. |
А73-9221/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К.П.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Авиакомпания "Восток": Сычева Татьяна Анатольевна, представитель по доверенности от 27.12.2010 б\н;
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу: Рябинин Олег Николаевич, представитель по доверенности от 11.01.2011 N 2/2011; Миронов Игорь Геннадьевич, представитель по доверенности от 20.01.2011 N 6/2011;
от третьего лица Федерального государственного унитарного предприятия
"Управление вневедомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Авиакомпания "Восток"
на решение от 08.11.2011
поделуN А73-9221/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Авиакомпания "Восток"
(ОГРН 1022701287509, ИНН 2724011561)
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному
округу (ОГРН 1092721005717, ИНН 2721170387)
об оспаривании постановлений от 27.07.2011
третьи лица Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление вневедомственной охраны Министерства транспорта Российской
Федерации" (ИНН 7707311363)
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Авиакомпания "Восток" (далее - ОАО "АК "Восток", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о признании незаконным и отмене постановлений Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу (далее - Управление, административный орган, УГАН НОТЕ ДФО) от 27.07.2011, которыми общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 3 статьи 11.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявлениям присвоены номера дел - N А73-9221/2011 и N А73-9222/2011. Определением от 04.10.2011 указанные дела были объединены в одно производство с присвоением общего номера дела - А73-9221/2011.
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" (далее - ФГУП "УВО Минтранса РФ").
Решением суда от 21.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта совершения обществом административного правонарушения и наличии у административного органа оснований для привлечения его к административной ответственности по частям 1 и 3 статьи 11.3.1 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда, ОАО "АК "Восток" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права.
Представитель общества, в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Управление в представленном отзыве, представители в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ОАО "Авиакомпания "Восток" имеет лицензию от 29.11.2007 серии АБ N 0907096 на право осуществления деятельности по авиационной безопасности, выданную Федеральной службой по надзору в сфере транспорта со сроком действия до 29.11.2012.
Управлением выявлено нарушение обществом требований авиационной безопасности, а именно 08.06.2011 в контролируемую зону аэропорта без досмотра на КПП аэропорта сотрудником службы авиационной безопасности (далее САБ) ОАО "Авиакомпания Восток" допущены работники авиапредприятия Швецов М.Н.. Галямов Н.Т. и Потаев Б.А. ввиду отсутствия на КПП аэропорта в период с 09 часов 15 мин. до 15 часов 15 мин. сотрудника (ов) САБ.
Указанное нарушение отражено в акте от 08.06.2011.
Кроме того, 20.06.2011 в контролируемую зонуаэропорта Хабаровск МВЛ ОАО "Авиакомпания Восток" на место стоянки воздушного судна N 12 к воздушному судну Ан-2 RA-17819, принадлежащего ОАО "Авиапредприятие "Зональное" от сторонней организации допущены без проведения досмотра сотрудником(ми) службы авиационной безопасности ОАО "Авиакомпания Восток" представившиеся работниками авиакомпании "Авис-Амур" Губаренко Ю.В., Желтышев СВ., Шивогорнов Д.В., а также без пропусков на право прохода (выхода) и без пропусков на право въезда (выезда) и ввоза (вывоза) транспортное средство "Ниссан Атлас" per. номер Е869РК с материальными ценностями, находившимися в кузове автомобиля. Воздушное судно Ан-2 RA-17819 было вскрыто, на воздушном судне проводились работы, и осуществлялась заправка судна авиатопливом.
Факт правонарушения отражен в протоколе осмотра места происшествия от 20.06.2011, рапорте о происшествии от 20.06.2011.
18.07.2011 УГАН НОТЕ ДФО составлены в отношении ОАО "Авиакомпания "Восток" в присутствии представителя общества по доверенности, при надлежащем уведомлении, протоколы серия АБ N 3/2011 и N 5/2011 по признакам административных правонарушений предусмотренных соответственно частями 3 и 1 статьи 11.3.1 КоАП РФ.
27.07.2011 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, административный орган при надлежащем уведомлении общества и его законного представителя, вынес постановления о привлечении ОАО "Авиакомпания "Восток" к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 3 статьи 11.3.1 КоАП РФ в виде штрафов в размере 5000 руб. и 50.000 руб. соответственно.
Не согласившись с указанными постановлениями, общество обжаловало их в арбитражный суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 11.3.1 КоАП РФ, невыполнение либо нарушение норм, правил или процедур авиационной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 11.3.1 КоАП РФ, непринятие мер по недопущению проникновения на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов, не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами, - является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 83 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
В соответствии со статьей 84 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность обеспечивается, в том числе посредством: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации "О полиции" (подпункты 1, 4 пункта 2).
Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 4 статьи 84).
Пунктом 4 Федеральных авиационных правил требования авиационной безопасности к аэропортам, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 142 (далее - Федеральные авиационные правила, ФАП, Правила), установлено, что авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Согласно пункта 9 указанных Правил, САБ аэропорта обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.
САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности своими силами или за счет привлечения для этих целей САБ аэропортов на договорной основе.
Согласно пункта 13 Правил, авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также транспортные средства и средства механизации перед допуском в контролируемую зону аэропорта проходят досмотр на КПП с использованием технических средств досмотра.
В соответствии с пунктом 14 Правил, авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также автотранспорт допускаются в контролируемую зону аэропорта по пропускам установленного в данном аэропорту образца и в соответствии с требованиями инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму.
Указанные лица при нахождении в контролируемой зоне аэропорта должны иметь на верхней одежде с левой стороны личные пропуска с фотографиями и указанием секторов допуска.
Как установлено пунктом 15 Правил, лица сторонних организаций и посетители в контролируемую зону аэропорта допускаются в установленном инструкцией, утвержденной уполномоченным администрацией аэропорта должностным лицом, порядке по разовым или временным пропускам с указанием конкретного сектора(ов) допуска.
В силу пункта 26 Правил, подразделения охраны САБ аэропортов и (или) подразделения, осуществляющие охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры, размещаются в караульном помещении (караульных помещениях). Хранение оружия и боеприпасов обеспечивается в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в специально оборудованной комнате.
Согласно пункта 32 Правил, досмотр авиационного персонала, работников авиапредприятий и иных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта, производится на КПП.
Допускается досмотр членов экипажей воздушных судов на КПП, если это предусмотрено инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму данного аэропорта.
В соответствии с Положением о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 897) авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.
Авиационные предприятия, аэропорты и эксплуатанты обеспечивают выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности (пункт 10 Положения).
Согласно Приложение к Положению о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства "Нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности" досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов осуществляется для предотвращения несанкционированной доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут использоваться для совершения акта незаконного вмешательства. При отказе пассажира от досмотра перевозчик вправе расторгнуть договор воздушной перевозки.
В соответствии с Положением о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации, введенном в действие приказом Федеральной авиационной службы России от 20.01.1998 N 22 в целях обеспечения авиационной безопасности в аэропортах, авиапредприятиях:
- Администрация аэропорта (авиапредприятия) принимает необходимые меры по организации и поддержанию пропускного и внутриобъектового режима в соответствии с требованиями настоящего Положения. Практическое осуществление пропускного и внутриобъектового режима в аэропортах (авиапредприятиях) возлагается на службу авиационной безопасности (п. 1.6);
- лица сторонних организаций и посетители, которым необходим доступ в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия) для выполнения служебного задания, допускаются по разовым или временным пропускам на основании предварительных заявок при предъявлении документа, удостоверяющего личность (п 7.1).
В соответствии с частью 1 статьи 11.3.1 КоАП РФ, невыполнение либо нарушение норм, правил или процедур авиационной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 11.3.1 КоАП РФ, непринятие мер по недопущению проникновения на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов, не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами, - является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 08.06.2011 в контролируемую зону аэропорта без досмотра на КПП аэропорта сотрудником САБ ОАО "Авиакомпания Восток" допущены работники авиапредприятия Швецов М.Н.. Галямов Н.Т. и Потаев Б.А. ввиду отсутствия на КПП аэропорта в период с 09 часов 15 мин. до 15 часов 15 мин. сотрудника (ов) САБ.
20.06.2011 в контролируемую зону аэропорта Хабаровск МВЛ ОАО "Авиакомпания Восток" на место стоянки воздушного судна N 12 к воздушному судну Ан-2 RA-17819, принадлежащего ОАО "Авиапредприятие "Зональное" от сторонней организации допущены без проведения досмотра сотрудником (ми) службы авиационной безопасности ОАО "Авиакомпания Восток" представившиеся работниками авиакомпании "Авис-Амур" Губаренко Ю.В., Желтышев СВ., Шивогорнов Д.В., а также без пропусков на право прохода (выхода) и без пропусков на право въезда (выезда) и ввоза (вывоза) транспортное средство "Ниссан Атлас" per. номер Е869РК с материальными ценностями, находившимися в кузове автомобиля. Воздушное судно Ан-2 RA-17819 было вскрыто, на воздушном судне проводились работы и осуществлялась заправка судна авиатопливом.
Как следует из материалов дела ОАО "Авиакомпания "Восток" имеет лицензию серии АБ N 0907096 от 29.11.2007 на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности по месту осуществления лицензируемого вида деятельности в г. Хабаровске, аэропорт местных воздушных линий, со сроком действия до 29.11.2012. Общество имеет сертификат соответствия от 16 июля 2010 года N ФАВТ ДВ. А. 07.00036 на обеспечение деятельности по авиационной безопасности в аэропорту по указанным в приложении к сертификату видам работ (услуг).
Обществом разработана Инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме аэропорта МВЛ г. Хабаровска, утвержденная 28.09.2010 генеральным директором ОАО "Авиакомпания "Восток", которая предусматривает, в том числе ограничения проезда и нахождения транспортных средств на перроне, рулежных дорожках, взлетно-посадочных полосах аэропорта (п. 3.2), а так же что все виды работ на аэродроме, выполняемые работниками сторонних организаций, производятся после их согласования с руководством аэропорта и под непосредственным контролем представителей соответствующих подразделений аэропорта. Перед началом работ представители сторонних организаций (руководители работ) и исполнители аэропорта, контролирующие их работу, проходят инструктаж под роспись в специальном журнале с предупреждением об ответственности за нарушение правил дорожного движения по аэродрому и требований безопасности при выполнении работ (п. 3.4).
Пункт 2.4 Инструкции устанавливает, что пропуск работников авиапредприятия и аэропорта в контролируемые зонный осуществляется по удостоверениям личности, выданным УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора и пропускам АК "Восток" установленного образца.
В соответствии с пунктом 6.1 Инструкции, авиационный персонал авиакомпании допускается в контролируемые зоны по пропускам установленного в авиакомпании образца.
В силу пункта 6.2 Инструкции, в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажей воздушных судов работники авиакомпании и другие лица перед допуском их в контролируемую зону аэропорта, в обязательном порядке проходят досмотр на КПП с проверкой находящейся при них ручной клади.
Согласно пункту 1.5 Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режиме аэропорта МВЛ г. Хабаровска ответственность за организацию и поддержание пропускного внутриобъектового режима несет начальник службы авиационной безопасности. Ответственность за обеспечение внутриобъектового режима и контроль соблюдения подчиненными работниками пропускного режима несут руководители структурных подразделений ОАО "Авиакомпания "Восток".
Факты правонарушений подтверждаются материалами дела.
Вина ОАО "Авиакомпания Восток" заключается в непринятии всех возможных мер по соблюдению правил и норм в сфере авиационной безопасности.
Довод заявителя о том, что в соответствие с заключенным договором N 4/2007 от 16.03.2007 на оказание охранных услуг между заявителем и ФГУП "УВО Минтранса России", ФГУП приняло на себя обязательство по охране контрольно-пропускного пункта, в связи с чем обязанность по использованию досмотровых средств, а так же пропуск лиц в контролируемую зону осуществляется сотрудниками ФГУП "УВО Минтранса России", поэтому ОАО "Авиакомпания Восток" не является субъектом административного правонарушения, уже был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен, ввиду следующего.
Из вышеназванных норм права следует, что авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.
Авиационная безопасность обеспечивается и службами авиационной безопасности аэропортов и подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Сотрудники САБ ОАО "Авиакомпания Восток" обязаны были произвести весь комплекс мер по недопущению на территорию аэропорта лиц, а также транспортных средств, без проведения досмотра на КПП аэропорта и без оформления разовых пропусков на право прохода (выхода), на право въезда (выезда) и ввоза (вывоза) материальных ценностей, однако данная обязанность не была выполнена.
Наличие договорных отношений с третьими лицами не освобождает лицо от выполнения своих публично-правовых обязанностей.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административных производств судом не установлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены постановления Управления от 27.07.2011, которыми общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 3 статьи 11.3.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях рассмотрены полно, объективно и всесторонне.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.11.2011 по делу N А73-9221/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Авиакомпания "Восток" из федерального бюджета ошибочно уплаченную платежным поручением N 1455 от 21.11.2011 государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9221/2011
Истец: ОАО "Авиакомпания "Восток"
Ответчик: Управление государственного авиационного за обеспечением транспортной безопасности по ДФО, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДФО
Третье лицо: ФГУП "УВО Минтранса России", Федеральное государственное унитарное предприятие"УВО Минтранса России"