город Омск |
|
28 декабря 2011 г. |
Дело N А46-10380/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кудриной Е.Н.,
судей Рожкова Д.Г., Рябухиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9885/2011) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 21 октября 2011 года по делу N А46-10380/2011 (судья Целько Т.В.), принятое по иску открытого акционерного общества "Омскгоргаз" (ОГРН 1025500972881; ИНН 5504037369; место нахождения: 644024, Г. Омск, ул. Красных зорь, 19) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ИНН 5503077584; ОГРН 1045504000838; место нахождения: 644043, г. Омск, ул. Тарская, 11) об обязании внести изменения в план приватизации, об обязании утвердить внесенные изменения,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Домостроительная корпорация "Стройбетон" - представителя Украинец М.В. по доверенности N 204/149 от 10.10.2011 сроком действия 3 года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от ОАО "Омскгоргаз" - представителя Морозовой М.В. по доверенности N 48 от 12.05.2011 сроком действия по 31.12.2011 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от ТУ Росимущества в Омской области - представителя Хлынцевой О.С. по доверенности N 8-Д от 11.01.2011 сроком действия по 31.12.2011 (личность удостоверена удостоверением),
установил:
открытое акционерное общество "Омскгоргаз" (далее по тексту - ОАО "Омскгоргаз", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее по тексту - ТУ Росимущества в Омской области, ответчик)
- об обязании внести изменения в план приватизации государственного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства трест "Омскгоргаз" в части адресной идентификации объектов, внесенных в уставной капитал ОАО "Омскгоргаз" -
Наименование и характеристика объекта |
Год постройки |
Материал труб |
Диаметр, мм |
Протяженность трассы, м |
СУГ N 52320 до крана ввода жилого дома по ул. Биофабрика | ||||
Газопровод (подземный) |
1971 |
Сталь |
57 |
367,77 |
Газопровод фасадный |
1971 |
Сталь |
57 |
9,00 |
Ввод (подземный) |
1971 |
Сталь |
57 |
4,00 |
Ввод (надземный) |
1971 |
Сталь |
57 |
6,00 |
Подземная установка сжиженного газа |
1971 |
Сталь |
|
2х2,1 |
Защита от коррозии (катодная) |
1971 |
|
|
1,00 |
- об обязании утвердить внесенные изменения в план приватизации государственного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства трест "Омскгоргаз" в части адресной идентификации указанных объектов, внес?нных в уставной капитал ОАО "Омскгоргаз".
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил суд обязать ответчика внести изменения в план приватизации и утвердить внесенные изменения в план приватизации государственного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства трест "Омскгоргаз" в части адресной идентификации объектов, внесенных в уставной капитал ОАО "Омскгоргаз", согласно списку, состоящему из 32 объектов, представил в обоснование технические и кадастровые паспорта на дополнительно указанные в списке объекты.
Требования об обязании внести изменения в план приватизации в части дополнительно указанных в списке 26 объектов судом первой инстанции отклонены, поскольку соответствующие требования являются новыми, обоснованными новыми, дополнительными доказательствами, требованиями, заявленными с нарушением части 1 статьи 49 АПК РФ и в отсутствие доказательств обращения к ответчику и доказательств отказа ответчика во внесении соответствующих изменений в план приватизации, то есть в отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов истца ответчиком, повлекшего обращение истца с соответствующими требованиями в суд. В остальной части уточнения исковых требований судом приняты.
Суд первой инстанции, помимо изложенного, принял во внимание отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении соответствующим определением о частичном отказе в удовлетворении ходатайства об изменении исковых требований прав истца, имеющего возможность обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением в общем порядке, и необходимость соблюдения процессуальных сроков рассмотрения дела, установленных АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Омской области от 21.10.2011 по делу N А46-10380/2011 исковые требования ОАО "Омскгоргаз" удовлетворены. ТУ Росимущества в Омской области обязано внести изменения в план приватизации государственного предприятия газификации и эксплуатации газового хозяйства треста "Омскгоргаз" в части адресной идентификации объектов, внесенных в уставной капитал ОАО "Омскгоргаз", и утвердить внесенные изменения согласно следующему списку:
Наименование и характеристика объекта |
Год постройки |
Материал труб |
Диаметр, мм |
Протяженность трассы, м |
СУГ N 52320 до крана ввода жилого дома по ул. Биофабрика | ||||
Газопровод (подземный) |
1971 |
Сталь |
57 |
367,77 |
Газопровод фасадный |
1971 |
Сталь |
57 |
9,00 |
Ввод (подземный) |
1971 |
Сталь |
57 |
4,00 |
Ввод (надземный) |
1971 |
Сталь |
57 |
6,00 |
Подземная установка сжиженного газа |
1971 |
Сталь |
|
2х2,1 |
Защита от коррозии (катодная) |
1971 |
|
|
1,00 |
Этим же решением с ТУ Росимущества в Омской области в пользу ОАО "Омскгоргаз" взысканы 4 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, ТУ Росимущества в Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что действовавшее на момент приватизации предприятия законодательство предусматривало необходимость индивидуализации объектов недвижимости (зданий, сооружений), подлежащих включению в уставной капитал общества. Ссылается на то, что в составленном акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.01.1994 отсутствуют какие-либо идентифицирующие признаки, позволяющие определить место нахождения объектов недвижимого имущества, в том числе и газопроводов. Указывает, что из имеющегося акта оценки невозможно достоверно установить, что именно эти газопроводы, о которых идет речь в исковом заявлении, вошли в состав приватизируемого имущества. Ссылается на то, что ТУ Росимущества в Омской области не располагает сведениями относительного того, какие именно газопроводы были включены в оплату уставного капитала истца, поскольку документы по приватизации в 1994 году готовились другим органом. Указывает, что вывод суда первой инстанции о том, что ТУ Росимущества в Омской области действует на основании Положения, утвержденного приказом Росимущества от 01.02.2005 N 37, не соответствует действительности.
ОАО "Омскгоргаз" в письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика указало на несогласие с доводами ТУ Росимущества в Омской области, просило обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ТУ Росимущества в Омской области в заседании суда апелляционной инстанции поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, представитель ОАО "Омскгоргаз" - высказался согласно доводам, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, возражения на нее, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального права и соответствие его выводов установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены вынесенного по делу судебного акта в связи со следующим.
Как установлено постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2008 по делу N А46-8483/3008 по заявлению ОАО "Омскгоргаз" к ТУ Росимущества в Омской области о признании незаконными действий и обязании совершить действия, ОАО "Омскгоргаз" образовано в процессе приватизации государственного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства трест "Омскгоргаз" на основании Закона РСФСР от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" и Указов Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" и от 21.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий".
План приватизации предприятия был утвержден 06.02.1996 Комитетом по управлению имуществом Администрации Омской области.
В акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.01.1994 (приложение N 1 к плану приватизации) указан укрупненный перечень объектов, период ввода их в эксплуатацию и их общая остаточная стоимость, конкретного перечня имущества, его идентифицирующих признаков акт не содержит.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные ступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.07.2011 ОАО "Омскгоргаз" обратилось в ТУ Росимущества в Омской области с заявлением, в котором просило произвести уточнения плана приватизации государственного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства трест "Омскгоргаз" в отношении адресной части включенной в уставной капитал части объектов недвижимого имущества
Наименование и характеристика объекта |
Год постройки |
Материал труб |
Диаметр, мм |
Протяженность трассы, м |
СУГ N 52320 до крана ввода жилого дома по ул. Биофабрика | ||||
Газопровод (подземный) |
1971 |
Сталь |
57 |
367,77 |
Газопровод фасадный |
1971 |
Сталь |
57 |
9,00 |
Ввод (подземный) |
1971 |
Сталь |
57 |
4,00 |
Ввод (надземный) |
1971 |
Сталь |
57 |
6,00 |
Подземная установка сжиженного газа |
1971 |
Сталь |
|
2х2,1 |
Защита от коррозии (катодная) |
1971 |
|
|
1,00 |
Ответчик письмом от 04.08.2011 N ТУ-03/10366 отказал истцу в подтверждении факта включения указанного имущества в уставный капитал общества, мотивировав свой отказ отсутствием сведений о спорных объектах в акте оценки имущества по состоянию на 01.01.1994, позволяющих их идентифицировать. Сослался на письмо ТУ Росимущества в Омской области, адресованное истцу, от 26.12.2008 N ТУ-2839, у котором ответчик указал на отсутствие у ТУ Росимущества в Омской области соответствующих полномочий.
Указанные обстоятельства послужили поводом обращения ОАО "Омсгоргаз" с настоящим иском в суд.
Удовлетворение судом первой инстанции исковых требований явилось основанием для обращения ТУ Росимущества в Омской области с апелляционной жалобой, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что имущество государственного предприятия по газификации и эксплуатации газового оборудования треста ОАО "Омскгоргаз" изначально относилось к федеральной собственности.
В соответствии с постановлением городской регистрационной палаты Администрации города Омска от 07.02.1996 N 373 учредителем ОАО "Омскгоргаз" являлся Комитет по управлению имуществом по Омской области, наделенный правами территориального органа Министерства имущества Российской Федерации.
Основные функции, права и обязанности территориальных комитетов по управлению имуществом, обладающими правами и полномочиями территориального агентства Госкомимущества России, определены Типовым положением о комитете по управлению имуществом края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем правами и полномочиями территориального агентства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.10.1992 N 1231.
В соответствии с пунктом 2 Типового положения о комитете по управлению имуществом в функции территориальных комитетов по управлению имуществом входит, в том числе, утверждение планов приватизации государственных предприятий.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ предусмотрено, что в решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться, в том числе, сведения о наименовании имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества).
При этом Правилами подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2002 N 512, предусмотрено возложение на территориальные органы Министерства имущественных отношений Российской Федерации принятия решений об условиях приватизации федерального имущества и утверждение плана приватизации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти" Министерство имущественных отношений Российской Федерации было упразднено, его функции по управлению Федеральным имуществом были переданы Федеральному агентству по управлению Федеральным имуществом (далее по тексту - Росимущество).
Согласно Положению о ТУ Росимущества в Омской области, утвержденным приказом Росимущества 01.02.2005 N 37, Территориальное правление Росимущества является территориальным органом Росимущества на территории Омской области.
Таким образом, учитывая то обстоятельство, что функции по принятию решений об условиях приватизации (включающих, в том числе, сведения о наименовании приватизируемого имущества и иных позволяющих его индивидуализировать данных), а также по утверждению плана приватизации, возложены на территориальные органы по управлению имуществом, именно ТУ Росимущества в Омской области является органом, который вправе вносить изменения в план приватизации государственного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства треста "Омскгоргаз", касающиеся адресной части включенных в установленной капитал объектов недвижимого имущества.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ТУ Росимущества в Омской области не наделено конкретно полномочием по внесению уточнений в план приватизации, судом апелляционной инстанции признаны необоснованными, поскольку возможность внесения изменений (уточнений) в план приватизации государственных предприятий вытекает из комплексного анализа названных выше норма права.
Ссылка ТУ Росимущества в Омской области на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что ТУ Росимущества в Омской области действует на основании Положения, утвержденного приказом Росимущества от 01.02.2005 N 37, судом апелляционной инстанции признана несостоятельной, поскольку в действующем на момент рассмотрения спора Положении, утвержденном приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, на которое ссылается ответчик, в части наличия полномочий по внесению изменений в планы приватизации отражены аналогичные (идентичные) полномочия ТУ Росимущества в Омской области.
Из плана приватизации государственного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства трест "Омскгоргаз" видно, что на предприятии была создана рабочая комиссия по приватизации, которая в силу пунктов 11, 12 раздела III, пункта 5 раздела I Положения о коммерциализации и в порядке, установленном Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66, должна была надлежащим образом провести инвентаризацию, составить и подписать акт оценки стоимости имущества предприятия.
Согласно пункту 5.1 Временных методических указаний при проведении приватизации рабочей комиссией составляются акты оценки стоимости имущества, в которых отражаются результаты инвентаризации и оценки (приложения N 1-9), подписываемые всеми членами комиссии по приватизации; начальная цена предприятия, величина уставного капитала акционерного общества устанавливаются в акте оценки стоимости имущества предприятия (приложение N 9).
В соответствии с приложением N 1 к Временным методическим указаниям акт оценки стоимости зданий и сооружений должен содержать сведения об инвентарном номере объекта основных средств, его наименовании и месте нахождении, годе ввода в эксплуатацию, первоначальной балансовой стоимости, фактическом износе, остаточной стоимости.
Указанное выше свидетельствует, что действовавшее на момент приватизации государственного предприятия законодательство содержало требование о необходимости индивидуализировать объекты недвижимости (здания и сооружения), подлежащие включению в уставной капитал акционерного общества.
Кроме того, обязанность адресной идентификации объектов в плане приватизации определена и требованиями статей 12 и 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При этом в Плане приватизации и акте оценки стоимости имущества, переданного в составе имущественного комплекса государственного предприятия трест "Омскгоргаз" на баланс ОАО "Омскгоргаз" и вошедшего в уставный капитал приватизированного предприятия, составленных при совершении сделки приватизации, содержится не полная информация в отношении адресной части объектов, которая необходима для государственной регистрации права собственности.
Как верно отмечено судом первой инстанции, материалы дела (технические паспорта, акт инвентаризации) свидетельствуют о том, что адресная часть приватизированных объектов не изменялась, объекты недвижимости используются обществом в хозяйственной деятельности с момента приватизации по настоящее время.
Кроме того, законность сделки приватизации, План приватизации треста "Омскгоргаз" и учредительные документы ОАО "Омскгоргаз" никем не оспорены и не признаны недействительными. Сведения о притязаниях иных лиц на имущество отсутствуют.
Как видно из заявления ОАО "Омскгоргаз" от 18.07.2011, в котором истец просил ответчика произвести уточнения плана приватизации государственного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства трест "Омскгоргаз" в отношении адресной части включенной в уставной капитал части объектов недвижимого имущества, объекты не исключаются и не добавляются в план приватизации. В данном случае только уточняются наименования и адреса тех объектов, которые включены в план приватизации и уже переданы истцу.
Таким образом, отказ государственного органа в совершении соответствующих действий нарушает права и законные интересы истца по оформлению права собственности на переданное в уставный капитал недвижимое имущество и распоряжению приватизированным имуществом при осуществлении предпринимательской деятельности.
Поскольку права и законные интересы истца были необоснованно нарушены ответчиком, суд первой инстанции, удовлетворив исковые требования ОАО "Омскгоргаз", принял верное решение.
Ответчиком не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы ТУ Росимущества в Омской области, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, уже исследованных судом первой инстанции и получивших оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, и отклоняются судом апелляционной инстанции по вышеизложенным мотивам.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
Апелляционная жалоба ТУ Росимущества в Омской области удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку ТУ Росимущества в Омской области не платило государственную пошлину в силу его освобождения на основании пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 21 октября 2011 года по делу N А46-10380/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Н. Кудрина |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10380/2011
Истец: ОАО "Омскгоргаз"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области
Третье лицо: ООО "Домостроительная компания "Стройбетон"
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8755/12
01.10.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8755/12
29.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1112/12
28.12.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9885/11
27.12.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9753/11
29.11.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9885/11
24.11.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9753/11
21.10.2011 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-10380/11