Мониторинг законодательства
Изменения в порядке ведения кассовых операций
Банком России подписано Указание от 13.06.07 N 1836-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 9 октября 2002 года N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации"".
Изменения, вносимые в порядок ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ, обусловлены расширением перечня внутренних структурных подразделений, которые вправе открывать кредитная организация (филиал). Помимо дополнительных офисов, кредитно-кассовых офисов, операционных касс вне кассового узла и обменных пунктов могут быть открыты операционные офисы, которые вправе осуществлять все или часть банковских операций, предусмотренных выданной кредитной организации лицензией.
Установлено, что ведение кассовых операций в операционных офисах осуществляется в том же порядке, что и в иных внутренних структурных подразделениях кредитных организаций. Операционные офисы должны соответствовать требованиям, предъявляемым к помещениям кредитных организаций для совершения операций с ценностями и программно-техническим комплексам. Кассовое обслуживание филиалов кредитных организаций, не имеющих корреспондентских субсчетов в расчетно-кассовом центре, дополнительных офисов кредитных организаций, кредитно-кассовых офисов и операционных офисов, может осуществляться расчетно-кассовыми центрами Банка России. Зарегистрировано Минюстом России 11 июля 2007 года. Регистрационный N 9790.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Установление прав и обязанностей
участника системы БЭСП
Банк России выпустил письмо от 08.06.07 N 81-Т "Об условиях договоров, определяющих права и обязанности кредитной организации (ее филиала), другого клиента Банка России, не являющегося кредитной организацией (ее филиалом), и Банка России, возникающие при осуществлении платежей через систему валовых расчетов в режиме реального времени Банка России". Определены условия, которые включаются в договоры, определяющие права и обязанности кредитной организации(ее филиала), другого клиента Банка России и Банка России, возникающие при осуществлении платежей через систему валовых расчетов в режиме реального времени Банка России, именуемую системой банковских электронных срочных платежей (система БЭСП). Указанные условия касаются, в частности, установления прав и обязанностей участника системы БЭСП и Банка России при осуществлении электронных срочных платежей, порядка оплаты услуг Банка России, исключения (аннулирования) электронных срочных сообщений, особенностей расторжения договора банковского (корреспондентского) счета (субсчета) в одностороннем порядке и некоторых других положений договора. В договоре банковского (корреспондентского) счета (субсчета), в первую очередь, указывается, в качестве какого участника системы БЭСП (прямого или ассоциированного) осуществляет платежи кредитная организация (ее филиал) или другой клиент Банка России. В зависимости от вида участника системы БЭСП устанавливаются его права. Так, прямой участник имеет право, в частности, устанавливать приоритет и общий лимит осуществления платежей "экстренный"; осуществлять платежи с применением режима двустороннего взаимозачета сумм встречных платежей; осуществлять обмен электронными сообщениями с использованием транспортной системы Банка России и сети Сообщества всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (S.W.I.F.T.); для головного офиса кредитной организации - получать информацию об остатках денежных средств на корреспондентских субсчетах филиалов данной кредитной организации, являющихся прямыми участниками, а также получать информацию о суммах денежных средств, используемых для осуществления срочных платежей указанными филиалами (о ликвидности для расчетов в системе БЭСП указанных филиалов). Кроме того, в договоре указывается обязанность Банка России исключить кредитную организацию и ее филиалы из состава участников системы БЭСП в случае отзыва (аннулирования) у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций и при назначении ей временной администрации по управлению. Также в договоре указываются изменения регламента обмена электронными сообщениями для доставки расчетных документов и иной информации, обеспечивающей осуществление операций по банковскому (корреспондентскому) счету (субсчету), в том числе при осуществлении платежей, не являющихся срочными, в связи с включением в состав участников системы БЭСП кредитной организации (ее филиала), другого клиента Банка России.
Утратили силу отдельные нормативные акты Банка России
Банком России подписано Указание от 05.07.07 N 1852-У "О признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России". В связи с изменением структуры бюджетной классификации РФ признано утратившим силу Указание Банка России от 09.11.99 N 674-У (с учетом внесенных в него изменений и дополнений), устанавливавшее перечень символов отчетности банка, соответствующих определенным подразделениям бюджетной классификации РФ, используемых при нумерации лицевых счетов, открываемых на балансовых счетах по учету доходов и средств федерального бюджета в учреждениях Банка России и кредитных организациях, а также при составлении ими отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета. Также ЦБ РФ принято Указание от 20.06.07 N 1844-У "О признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России". В связи с изданием нового Указания ЦБ РФ о расчетах наличными деньгами признано утратившим силу Указание Банка России, которым ранее устанавливался предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, применяемый также при расчетах наличными деньгами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, между индивидуальными предпринимателями (60 тыс. руб. по одной сделке).
Кроме того, признаны утратившими силу акты ЦБ РФ, направленные на реализацию Указа Президента РФ "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного обращения", поскольку данный Указ Президента РФ прекратил действие. В данных актах ЦБ РФ устанавливались направления расходования наличной денежной выручки, поступающей в кассу юридического лица. Указания вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Рублевые эквиваленты уставного капитала
ЦБ РФ выпущено письмо от 03.06.07 N 96-Т "О рублевых эквивалентах показателей в соответствии с Указанием Банка России от 11 декабря 2006 года N 1755-У". В соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка и небанковской кредитной организации устанавливается в сумме рублевого эквивалента 5 млн евро и 500 тыс. евро соответственно. Кроме того, с 1 января 2007 года устанавливается также требование к минимальному размеру собственных средств (капитала) для действующих банков и небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка, в сумме рублевого эквивалента 5 млн евро. Указанный рублевый эквивалент определяется Банком России ежеквартально в соответствии со вступившим в силу 1 января 2007 года порядком, утвержденным Указанием Банка России от 11.12.06 N 1755-У.
Так, на третий квартал 2007 года ЦБ РФ установлен рублевый эквивалент: минимального размера уставного капитала вновь регистрируемого банка - 173 662 000 руб. (во II квартале 2007 года - 173 322 000 руб.), минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - 17 366 200 руб. (во II квартале 2007 года - 17 332 200 руб.), минимального размера собственных средств (капитала) банка (в том числе ходатайствующего о получении генеральной лицензии) - 173 662 000 руб. (во II квартале 2007 года - 173 322 000 руб.), минимального размера собственных средств (капитала) небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка - 173 662 000 руб. (во II квартале 2007 года-173 322 000 руб.).
Порядок операций по переводу
средств по поручению физлиц
Банк России выпустил Указание от 20.06.07 N 1842-У "О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями". Коммерческая организация, не являющаяся кредитной, может осуществлять прием наличных денежных средств от физических лиц в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги, только в случае заключения ею договора с кредитной организацией, заключившей в свою очередь договоры с организациями - получателями средств о переводе денежных средств в их пользу. Прием наличных денежных средств осуществляется коммерческой организацией от своего имени, но за счет уполномочившей ее кредитной организации в кассах и с применением программно-технических комплексов коммерческой организации, в том числе оснащенных функцией приема наличных денежных средств. Гражданам по их требованию должна предоставляться информация о наименовании кредитной организации, номере лицензии на осуществление банковских операций, наименованиях организаций - получателей средств, а при взимании с гражданина комиссионного вознаграждения - информация о его размере. Граждане также должны быть проинформированы коммерческой организацией о том, что их обязательства перед организациями - получателями средств считаются исполненными с момента внесения ими наличных денежных средств в кассу коммерческой организации или приема у них наличных денежных средств терминалом коммерческой организации, заключившей договор с кредитной организацией. Факт приема наличных денежных средств от физического лица подтверждается коммерческой организацией путем выдачи соответствующего документа. Приведены требования к оформлению такого документа.
Зарегистрировано Минюстом России 5 июля 2007 года. Регистрационный N 9756.
Указание вступает в силу через четыре месяца после его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Разъяснение Банка России
ЦБ РФ выпущено письмо от 05.07.07 N 98-Т "О подтверждении налоговыми органами выполнения обязательств перед бюджетами всех уровней". Совместным приказом ЦБ РФ и ФНС России отменено письмо Банка России и Госналогслужбы России, определяющее порядок представления подтверждений о выполнении обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами приобретателем акций (долей) кредитной организации. В данном письме также приводились формы подтверждающих документов. В связи с этим разъяснено, что отсутствие у приобретателя акций (долей) кредитной организации задолженности перед бюджетами всех уровней подтверждается справкой об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций.
Указанная справка выдается налоговыми органами с 1 апреля 2005 года.
Изменения в порядок оценки активов
при расчете норматива Н1
Подписано Указание ЦБ РФ от 14.06.07 N 1838-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года N 110-И "Об обязательных нормативах банков"".
Внесены изменения в порядок оценки активов при расчете норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1). Установлено, что вложения в долговые обязательства РФ, за исключением их части, на которую наложен арест, имеют нулевой коэффициент риска. Ранее коэффициент риска таких активов равнялся 10. Кредитные требования под залог государственных долговых ценных бумаг РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в части, равной рыночной стоимости указанных бумаг, имеют коэффициент риска 20, как и кредитные требования под залог государственных долговых ценных бумаг стран, входящих в группу развитых стран (в части, равной рыночной стоимости указанных ценных бумаг).
Изменился порядок расчета нормативов ликвидности банка. Так, к высоколиквидным активам, учитываемым при расчете норматива мгновенной ликвидности банка (Н2), отнесены средства на корреспондентских счетах банка не только в Банке России и в банках стран из числа "группы развитых стран", но и в банках - резидентах РФ, в Международном банке реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и Европейском банке реконструкции и развития. Также к высоколиквидным и ликвидным активам относятся ссуды, вошедшие в портфель однородных ссуд с величиной резерва, не превышающей 20%. Скорректирована методика расчета максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6). Норматив Н6 рассчитывается по каждому эмитенту, в ценные бумаги которого банком произведены вложения, если указанные ценные бумаги учитываются в инвестиционном или торговом портфелях, включая не только те ценные бумаги, по которым рассчитывается рыночный риск, но также и ценные бумаги, переданные в доверительное управление. Внесены изменения в расшифровку кодов, используемых при расчете обязательных нормативов. Зарегистрировано Минюстом России 5 июля 2007 года. Регистрационный N 9755. Указание вступает в силу 1 октября 2007 года.
Изменения в деятельности
по организации торговли ценными бумагами
ФСФР России подписан приказ от 14.06.07 N 06-68/пз-н "О внесении изменений в Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденное приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 22 июня 2006 г. N 06-68/пз-н".
В связи с введением нового вида ценных бумаг - российской депозитарной расписки - внесены изменения в Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг. Так, указанное положение дополнено нормами о включении российских депозитарных расписок в котировальные списки и допуске ценных бумаг данной категории к торгам у организатора торговли. Предусмотрены следующие условия для включения в котировальный список российских депозитарных расписок: ежемесячный объем сделок, заключенных на фондовой бирже с данными российскими депозитарными расписками, за последние три месяца составляет для российских депозитарных расписок, удостоверяющих право собственности на акции, не менее 25 млн руб., а для российских депозитарных расписок, удостоверяющих право собственности на облигации, - не менее 10 млн руб.; представляемые ценные бумаги включены в котировальные списки иностранных фондовых бирж. Определены случаи и сроки приостановки торгов по российским депозитарным распискам. Так, организатор торговли обязан приостановить торги в случае дробления российских депозитарных расписок - не позднее чем за три рабочих дня до предполагаемой даты дробления; в случае дробления или консолидации представляемых ценных бумаг - не позднее чем за три рабочих дня до предполагаемой даты консолидации или дробления представляемых ценных бумаг соответственно. Кроме того, в случае изменения объема и (или) порядка осуществления прав, закрепленных представляемыми ценными бумагами, в соответствии с иностранным правом торги должны быть приостановлены не позднее чем за три рабочих дня до предполагаемой даты изменения объема и (или) порядка осуществления прав, закрепленных представляемыми ценными бумагами. Также скорректированы минимальные среднемесячные объемы сделок с ценными бумагами, рассчитанные по итогам последних шести месяцев. Снижение указанных объемов является поводом для исключения фондовой биржей ценных бумаг из котировального списка. Кроме того, изменены требования к составу комитета по аудиту. Он формируется эмитентом в совете директоров в целях обеспечения соблюдения условий, необходимых для включения облигаций в котировальный список "А" фондовой биржи или включения акций в котировальные списки "Б" и "В" фондовой биржи. Зарегистрирован Минюстом России 5 июля 2007 года. Регистрационный N 9763.
Предельные размеры расчетов
наличными деньгами
Банком России выпущено Указание от 20.06.07 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя".
Безусловное право осуществлять расчеты наличными деньгами предоставлено только гражданам, если это не связано с их предпринимательской деятельностью. В отношении расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, а также расчетов наличными деньгами с участием индивидуальных предпринимателей могут вводиться ограничения. В связи с этим установлено, что расчеты наличными деньгами в РФ между юридическими лицами, между индивидуальными предпринимателями, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб. Ранее предельный размер расчетов наличными деньгами между указанными лицами составлял 60 000 руб. по одной сделке.
Также определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, а также страховые премии на заработную плату, иные выплаты работникам, стипендии, командировочные расходы, на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг, выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц в пределах суммы 100 000 руб.
Зарегистрировано Минюстом России 5 июля 2007 года. Регистрационный N 9757. Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Скорректировано Положение Банка России N 283-П
Банком России подписано Указание от 14.06.07 N 1837-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 20 марта 2006 года N 283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери"". В связи с принятием новых правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, скорректировано Положение Банка России от 20.03.06 N 283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери".
Так, уточнена сфера применения данного положения. Установлено, что его требования не распространяются в том числе на отражаемые в бухгалтерском учете по текущей (справедливой) стоимости (ранее - по рыночной цене) вложения в ценные бумаги, по которым осуществляется переоценка.
Кроме того, в состав резерва на возможные потери дополнительно включены требования по получению процентных доходов по кредитным требованиям. Установлен порядок формирования резерва по указанным требованиям. Элементами расчетной базы резерва являются требования не только к кредитным организациям, но и к контрагентам, учитываемые на определенных балансовых счетах, за исключением ранее существовавших корреспондентских счетов банков-нерезидентов в иностранных валютах с ограниченной конвертацией. Также элементами расчетной базы резерва больше не являются требования, ранее отражаемые на отдельных лицевых счетах балансового счета 306 05 (расчеты с Минфином России по ценным бумагам). Зарегистрировано Минюстом России 2 июля 2007 года. Регистрационный N 9739.
Усилен контроль при представлении
отчетности по форме 0409914
Подписано письмо ЦБ РФ от 02.07.07 N 95-Т "Об усилении контроля при представлении отчетности по форме 0409914". Сообщается, что представляемая территориальными учреждениями Банка России в ЦБ РФ отчетность по форме 0409914 ("Отчет об остатках на счетах органов государственной власти, местных органов власти и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации") свидетельствует о нарушениях отдельными кредитными организациями (их филиалами) составления аналогичной отчетности (форма 0409904) и отсутствии надлежащей работы территориальных учреждений Банка России по контролю за ее составлением. В связи с этим обращается внимание на необходимость строгого соблюдения Указания ЦБ РФ от 22.03.04 N 1398-У "О перечне, формах, правилах и порядке составления и представления отчетности структурными подразделениями Банка России в Центральный банк Российской Федерации".
Кроме того, территориальным учреждениям Банка России предписано усилить контроль за соответствием показателей отчетности по форме 0409914 по состоянию на 1-е число каждого месяца путем проверки ее с соответствующими показателями баланса кредитной организации, а также сопоставлять суммы этой отчетности с суммами отчетности на предыдущую дату.
Отменяются безакцептные расчеты
Президентом РФ подписан Федеральный закон от 13.07.07 N 130-ФЗ "О признании утратившим силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О мерах по улучшению расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий"".
Утратившим силу постановлением было установлено, что расчеты с потребителями, кроме жилищно-коммунальных, бюджетных организаций и населения, за отпускаемую электрическую и тепловую энергию, за услуги водоснабжения и водоотведения производятся на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов без акцепта плательщиков. Федеральный закон направлен на развитие рыночных отношений в области электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения и водоотведения, а также на обеспечение гарантий прав потребителей коммунальных ресурсов.
Кодекс этики аудиторов России
Новый Кодекс этики аудиторов России (принят Минфином России 31.05.07, протокол N 56) является сводом норм профессиональной этики аудитора, т.е. сложившихся и широко применяемых при ведении аудиторской деятельности правил поведения аудитора и аудиторской организации, не предусмотренных законодательством. Поскольку не представляется возможным определить нормы профессиональной этики для всех ситуаций и обстоятельства, с которыми может столкнуться аудитор при осуществлении аудиторской деятельности, кодекс содержит лишь базовые нормы. Он имеет структуру, отличную от ранее принятого Минфином России (28.08.03. протокол N 16) Кодекса этики аудиторов России:
в разделе 1 приведены основные принципы профессиональной этики аудитора и руководство по применению этих принципов на практике (модель поведения аудитора и аудиторской организации);
в разделах 2-9 описан порядок применения указанной модели поведения в конкретных ситуациях.
В частности, раздел 2 посвящен заключению договора об оказании профессиональных услуг, в том числе приемлемости отношений с клиентом, приемлемости задания, а также изменению договора. В новом кодексе в соответствующих разделах представлены рекомендации, касающиеся действий аудитора в ситуациях, когда возникает конфликт интересов, когда к аудитору обращаются с просьбой высказать второе мнение по поводу применения правил бухгалтерского учета, а также ситуаций, связанных с вручением аудитору подарков.
Изменения в законе о валютном регулировании
Принят Федеральный закон от 05.07.07 N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"". Изменения разрешают без ограничений осуществлять денежные переводы физическими лицами - резидентами со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, в пользу своих супругов или близких родственников на их счета, открытые в уполномоченных банках либо в банках, расположенных за пределами РФ. В законе перечисляются документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками.
О нумерации лицевых счетов
В письме от 09.07.07 N 103-Т "О нумерации лицевых счетов в связи с признанием утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России" ЦБ РФ сообщает, что нумерация счетов, открытых до вступления в силу Указания ЦБ РФ от 05.07.07 N 1852-У, отменяющего ряд нормативных актов Банка России о схеме соответствия кодов бюджетной классификации РФ символам отчетности банка, сохраняется без изменений. Разъяснен порядок нумерации счетов, вновь открываемых на балансовых счетах 401 05, 401 06, 401 07.
"Бухгалтерия и банки", N 8, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540