г. Москва |
|
27 декабря 2011 г. |
Дело N А40-151324/09-37-244 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.12.2011.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Катунова В.И.,
судей: Банина И.Н., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коплик Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.10.2011 по делу N А40-151324/09-37-244, принятое судьей Дубовик О.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Торопецкое автотранспортное предприятие" (ОГРН 1026901777396, 172850, Тверская обл., г. Торопец, ул. Чапаева, д. 10) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9), третьи лица: Тверская область в лице Департамента финансов Тверской области, Тверская область в лице Департамента социальной защиты населения Тверской области,
о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца: Донцова Т.И. по доверенности от 01.04.2011;
от ответчика: Алексеева Н.Л. по доверенности от 31.12.2009 N 01-06-08/186
от третьих лиц: не явились, извещены
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.10.2011 удовлетворен иск общества с ограниченной ответственностью "Торопецкое автотранспортное предприятие" о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 2 935 799,96 руб.
При этом суд первой инстанции исходил из доказанности факта наличия у истца убытков и их размера.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение, в связи с неправильным применением норм материального права (ст. 270 АПК РФ).
Истец представил письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых возражает против доводов жалобы, просил оставить ее без удовлетворения.
Третье лицо Департамент социальной защиты населения Тверской области представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержало правовую позицию ответчика, просило решение суда первой инстанции отменить.
Рассмотрев дело в отсутствие третьих лиц в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, поддержавших свои доводы и требования, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного решения, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как видно из материалов дела, истец, являясь организацией общественного транспорта, осуществлявшей перевозки граждан, в 2007 - 2008 годах при реализации проводимых органами государственной власти Российской Федерации и Тверской области мероприятий по обеспечению федеральным льготникам равной с областными льготниками доступности услуг общественного транспорта предоставлял федеральным льготникам право проезда на своем автобусном транспорте в городском пассажирском сообщении на основании единого социального проездного билета.
В связи с предоставлением права льготного проезда на своем автотранспорте истец не дополучил от потребителей - федеральных льготников плату за проезд в общей сумме 2 935 799,96 руб.
Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация тем самым в силу пункта 5 ст.790 Гражданского кодекса РФ приняла на себя и обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
Постановлением Администрации Тверской области от 16.02.2005 N 32-па "О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета" утверждено Положение о порядке приобретения единого социального проездного билета для проезда в наземном городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме железнодорожного и такси) и компенсации расходов транспортным предприятиям по обеспечению равных условий предоставления транспортных услуг для отдельных категорий граждан.
Судом установлено, что общая сумма расходов истца, связанных с предоставлением льготного проезда федеральным льготникам в 2007 году составила 1 609 548 руб. 64 коп.
Сумма компенсации, полученная истцом в соответствии с постановлением N 32-па по федеральным льготникам, составила 445 500руб.00 коп..
Таким образом, убытки истца в 2007 году составили 1 164 148 руб. 64 коп.
Общая сумма расходов истца, связанных с предоставлением льготного проезда федеральным льготникам в 2008 году составила 2 381 851руб.32 коп.
Сумма компенсации, полученная истцом в соответствии с постановлением N 32-па по федеральным льготникам, составила 610 200 руб.00 кол.
Таким образом, убытки истца в 2008 году составили 1 771 651руб.32 коп.
Общая сумма убытков истца за 2007-2008 годы составила 2 935 799 руб.96 коп.
Таким образом, выплаченная истцу из бюджета сумма возмещения не покрыла в полном объеме имущественную потерю истца, представляющую собой сумму не полученной от потребителей - федеральных льготников провозной платы, в связи с чем у истца на основании ст. 12, части 2 ст. 15, ст. 16 Гражданского кодекса РФ возникло право требовать с соответствующего публично-правового образования в качестве возмещения убытков разницу между суммой расходов на предоставление льготы по провозной плате и суммой полученной из бюджета компенсации.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении по делу N 9621/10 от 25.01.2011, ввиду отсутствия на законодательном уровне (федеральном и региональном) способа расчета размера не полученной провозной платы от льготных категорий пассажиров и их количества и руководствуясь правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановление от 23.06.2009 N 2992/09) о возможности использования расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела, применение расчетного метода определения убытков является обоснованным.
25 июля 2011 года Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел аналогичное дело (Постановление ВАС-5481/11), по которому требования транспортной организации судами первой и апелляционной инстанции были удовлетворены в полном объеме, а судом кассационной инстанции судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации судебный акт кассационной инстанции отменил, а судебные акты первой и апелляционной инстанций оставил без изменения, указав при этом следующее:
под расходами предприятий общественного транспорта понимается неполученная с пассажиров, которым предоставлены льготы, провозная плата;
наличие либо отсутствие договора не лишает транспортную организацию права требовать полного возмещения расходов;
ввиду отсутствия на законодательном уровне в субъекте РФ способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества, возможно использование расчетного метода;
при определении публично-правового образования, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, учитываются сведения регионального и федерального регистров льготников;
финансирование льготы для льготников федерального регистра является расходным обязательством Российской Федерации;
согласно установленным для предприятия тарифам за перевозку, компенсация ему расходов исходя из цены указанных льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
Определениями Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.09.2011 переданы в Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации аналогичные дела N N А40-73786/09-61-571, А40-27157/09-65-314, А40-36861/09-56-181 для пересмотра в порядке надзора судебных актов об отказе в удовлетворении исков транспортных предприятий.
При таких обстоятельствах, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции, а доводы апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание.
На основании изложенного и ст. ст. 15, 789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10.10.2011 по делу N А40-151324/09-37-244 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Катунов |
Судьи |
И.Н. Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-151324/2009
Истец: ООО "Торопецкое автотранспортное предприятие"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: Департамент финансов Тверской области, ООО "Торопецкое автотранспортное предприятие", ООО "Торопецкое АТП", Тверская область в лице Департамента социальной защиты населения Тверской области