г. Москва |
|
26 декабря 2011 г. |
Дело N А40-54542/11-155-448 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.12.2011 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Расторгуева Е.Б.
судей Лаврецкой Н.В., Валиева В.Р.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тимошенко В.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Московская объединенная электросетевая компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2011 г.
по делу N А40-54542/11-155-448, принятое судьей Беспаловой Ю.Н.
по иску ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (ОГРН 1057746555811, юр.адрес: 142100, Московская обл., г. Подольск, ул. Орджоникидзе, д. 27)
к ОАО "Объединенная энергетическая компания"
третье лицо: Региональная энергетическая комиссия г. Москвы
о признании сделки недействительной
при участии в судебном заседании:
от истца - Карташов Н.В. (по доверенности от 24.01.2011); Козлов А.В. (по доверенности от 26.04.2011); Бессонова П.А. (по доверенности от 15.12.2010);
от ответчика - Краинский Д.В. (по доверенности от 14.07.2011); Леонтьевский В.А. (по доверенности от 20.07.2011); Чекулаева О.Б. (по доверенности от 20.09.2011);
от третьего лица - Сабиров Р.И. (по доверенности от 21.09.2011);
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" (ОАО "МОЭСК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Объединенная энергетическая компания" (ОАО "ОЭК") о признании договора на оказание услуг по технологическому присоединению от 19.05.2008 г. N 369 недействительным в силу его ничтожности; применении последствий недействительности ничтожной сделки и взыскании с ОАО "ОЭК" в пользу ОАО "МОЭСК" денежных средств в размере 5 526 300 161 руб. 93 коп. (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия г. Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.10.2011 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
При этом суд исходил из отсутствия оснований для признания спорного договора недействительным, а также пропуска срока исковой давности.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "МОЭСК" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
ОАО "ОЭК" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо представило письменные объяснения, в которых указывает на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований и просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда от 07.10.2011 г.
Как следует из материалов дела, 19.05.2008 г. ОАО "Московская городская электросетевая компания" (правопредшественник истца, заказчик) и ОАО "ОЭК" (исполнитель) заключили договор N 369 на оказание услуг по технологическому присоединению, в соответствии с которым исполнитель выполняет мероприятия:
- по созданию условий для технологического присоединения и (или) увеличения максимальной разрешенной мощности энергопринимающих устройств конечных потребителей присоединенных, либо присоединяемых к электрическим сетям, которые расположены на территории города Москвы и к которым заказчик, действующий в режиме "одного окна", осуществляет технологическое присоединение;
- по непосредственному технологическому присоединению энергопринимающих устройств заказчика и (или) конечных потребителей к принадлежащим исполнителю высоковольтным питающим центрам.
Заказчик самостоятельно выполняет мероприятия по непосредственному присоединению конечных потребителей к своим электрическим сетям.
В пунктах 4.1.-4.9., п.п. 5.1.-5.4., 7.1.-7.8. договора стороны определили порядок взаимодействия и особенности взаимодействия между заказчиком и исполнителем по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям исполнителя, расположенным на территории г. Москвы, порядок оплаты за технологическое присоединение.
В обоснование требований о признании договора на оказание услуг по технологическому присоединению от 19.05.2008 г. N 369 недействительным в силу его ничтожности, применении последствий недействительности ничтожной сделки и взыскании с ОАО "ОЭК" денежных средств в размере 5 526 300 161,93 руб. истец - ОАО "МОЭСК", ссылается на противоречие установленной договором процедуры технологического присоединения в рамках "одного окна", порядка заключения оспариваемого договора, порядка оплаты (расчетов) п.1. ст.21, п. 2 ст. 23.2, п.1 ст. 26 Федерального закона "Об электроэнергетике", п.п. 3, 7, 8, 11, 16, 17, 18 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 и п. 4 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденным приказом ФСТ N277-э/7 от 23.10.2007 г.
Согласно пункту 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого с сетевой организацией в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пункт 7 Правил N 861 устанавливает процедуру технологического присоединения к которой относятся: подача заявки на технологическое присоединение с требованием выдачи технических условий; подготовка технических условий и направление проекта договора, включающего технические условия; заключение договора; выполнение технических условий со стороны присоединяемого лица и со стороны сетевой организации; выполнение действий по присоединению и обеспечению работы энергопринимающего устройства в электрической сети; проверка выполнения технических условий и составление акта о технологическом присоединении.
В силу пункта 8 упомянутых Правил для получения технических условий и осуществления технологического присоединения лицо, владеющее энергопринимающим устройством, направляет заявку на технологическое присоединение в сетевую организацию, к электрической сети которой планируется технологическое присоединение.
Пункт 9 Правил N 861 содержит сведения, которые должны быть указаны в заявке на технологическое присоединение.
Согласно пункту16 Правил технологического присоединения договор должен содержать следующие существенные условия:
а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать указанные в данном пункте сроки;
в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств;
г) порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;
д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики;
е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение;
ж) порядок взаимодействия сетевых организаций и заявителей при возврате денежных средств за объемы невостребованной присоединенной мощности в соответствии с разделом VI настоящих Правил.
Судом первой инстанции установлено, что истец подписал спорный договор без возражений. При заключении договора стороны согласовали все существенные условия, необходимые для осуществления технологического подключения.
Таким образом, не соблюдение порядка технологического присоединения - ненаправление одной стороной заявки на технологическое присоединение и невыдача технических условий на технологическое присоединение не влечет ничтожность спорной сделки.
Довод истца о незаконности оспариваемого договора ввиду его заключения в режиме "одного окна" не принимается судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Согласно представленным в материалы дела договорам аренды от 04.04.2005 г. N 05/04-120, от 29.12.2007 г. N 4604 и договора субаренды N 4601, от 30.06.2008 г. N 92-ОРИ/08-1 и договора субаренды N 91-ОРИ/08-1, таблице оплаты и актирования сетевых организаций, пояснениям участвующих в деле лиц на момент заключения оспариваемого договора почти все распределительные сети на территории города Москвы находились во владении у единственной сетевой организации ОАО "МОЭСК" (его правопредшественника - ОАО "МГЭСК") на праве собственности, аренды и на других основаниях, которая осуществляла эксплуатацию распределительных сетей 20, 10 и 0,4 кВ (именно к сетям такого уровня напряжения присоединялись объекты потребителей) и в период действия договора имела в связи с этим право на осуществление технологического присоединения конечных потребителей и получение с них соответствующей платы, представляя собой фактически сетевую организацию.
Однако, ОАО "МОЭСК" (ранее -ОАО "МГЭСК") не имело собственных центров питания 110 и 220 кВ и опиралась сетями 20 и 10 кВ на центры питания 220 и 110 кВ других сетевых организаций, в том числе ответчика ОАО "ОЭК".
С учетом этого, 05.09.2005 г. между ОАО "МГЭСК" и основными владельцами источников мощности было подписано соглашение об основных принципах присоединения потребителей (абонентов) и выдачи Технических условий с теплоэлектростанций (ТЭС), электроподстанций напряжением 110-500 кВ и тепловых сетей, по условиям которого технические условия на присоединение к распределительному устройству 10-20 кВ ТЭС, независимо от форм ее собственности, и к распределительному устройству 10-20 кВ электроподстанции выдает абоненту ОАО "МОЭСК".
По отношению к ОАО "МОЭСК" владельцы остальных сетей (источников мощности) являлись смежными сетевыми организациями.
Исходя из особенностей эксплуатации объектов электросетевого хозяйства на территории города Москвы, постановлениями Региональной энергетической комиссии города Москвы от 25.09.2006 г. N 40 и от 13.11.2006 г. N 46 было предусмотрено осуществление технологического присоединения в Москве на принципе "одного окна", согласно которому потребители, имевшие намерение осуществить технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств, подавали заявки в ОАО "МОЭСК", именуемую "уполномоченной сетевой организацией", которая должна была уже сама урегулировать свои отношения со смежными сетевыми организациями.
ОАО "МГЭСК" (впоследствии - ОАО "МОЭСК") был установлен общий тариф на технологическое присоединение. Другими организациями технологическое присоединение в Москве производилось по индивидуальному тарифу.
Заключенное позднее 01.07.2009 г. ОАО "МОЭСК" как сетевой организацией, и смежными сетевыми организациями ОАО "ОЭК" и ОАО "Энергокомплекс" генеральное соглашение о взаимодействии участников процесса технологического присоединения к распределительным электрическим сетям на территории Москвы при организации работы по системе "одного окна" предусматривало заключение ОАО "МОЭСК" с потребителями договора оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, по которому ОАО "МОЭСК" обязуется оказать услуги по технологическому присоединению энергопринимающего устройства потребителя к электрической сети, а потребитель обязуется выполнить мероприятия, предусмотренные техническими условиями, и оплатить услуги сетевой организации за технологическое присоединение.
Кроме того, генеральное соглашение также предусматривало заключение ОАО "МОЭСК" со смежной сетевой организацией договора оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, по которому смежная сетевая организация обязуется оказать услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ОАО "МОЭСК" к своим электрическим сетям, а ОАО "МОЭСК" обязуется выполнить мероприятия, предусмотренные техническими условиями и оплатить стоимость технологического присоединения.
Урегулирование ОАО "МОЭСК" отношений со смежной сетевой организацией (в данном случае с ОАО "ОЭК") путем заключения договора оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям (мощностям) смежной сетевой организацией не противоречило положениям Правил технологического присоединения, пункт 5 которых предусматривал возможность присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации (собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть) к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации, электрические сети которой в точке присоединения имеют более высокий или одинаковый класс напряжения, что требовало заключения между такими организациями соглашения о порядке их взаимодействия.
При этом Правила технологического присоединения не предусматривали запрета на заключение договора на оказание услуг по технологическому присоединению.
Наличие договора на оказание услуг по технологическому присоединению, заключенного между ОАО "МОЭСК" и ОАО "ОЭК" в целях обеспечения прав граждан и организаций на присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям, не препятствовало потребителям обратиться с заявкой непосредственно в сетевую организацию объекты электросетевого хозяйства которых находились на расстоянии менее 300 метров от границ их участка.
ОАО "ОЭК" представлены в материалы дела копии договоров на технологическое присоединение, заключенного им с потребителями, непосредственно обратившимися с заявкой в ОАО "ОЭК". Технологическое присоединение ОАО "ОЭК" осуществлено по индивидуальному тарифу.
Поскольку большая часть распределительных сетей на территории города Москвы, в том числе сети, являвшиеся собственностью ОАО "ОЭК", находилась во владении у ОАО "МОЭСК", к которой обращались потребители с заявкой на технологическое присоединение, необходимость заключения договора ОАО "МОЭСК" с ОАО "ОЭК", как со смежной сетевой организацией, не зависела от введения в г. Москве принципа "одного окна".
То обстоятельство, что при заключении договора N 369 учитывалось осуществление ОАО "МОЭСК" технологического присоединения по принципу "одного окна", не влечет за собой признание договора N 369 недействительным, поскольку принцип "одного окна" касался взаимоотношений ОАО "МОЭСК" с третьими лицами (потребителями) и не определял предмет договора N 369.
По условиям договора N 369 его предметом являлось непосредственное технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО "МОЭСК" и (или) конечных потребителей к принадлежащим ОАО "ОЭК" высоковольтным питающим центрам на основании заявок ОАО "МОЭСК". Мероприятия по непосредственному присоединению конечных потребителей к своим электрическим сетям ОАО "МОЭСК" выполнял самостоятельно.
То есть договор N 369 регулировал исключительно взаимоотношения ОАО "МОЭСК" как заказчика и ОАО "ОЭК" как исполнителя работ по технологическому присоединению в рамках определенного сторонами предмета договора.
Пунктом 7.1 договора предусмотрено, что размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям заказчика устанавливается постановлением Региональной энергетической комиссии города Москвы.
Плата в виде доли в тарифе устанавливалась постановлениями РЭК Москвы от 08.09.2006 г. N 39, от 12.03.2008 г. N 16, от 12.03.2009 г. N 6, от 16.03.2010 г. N 14, которые в установленном законом порядке не оспорены и не признаны недействительными.
Таким образом, размер платы за технологическое присоединение в рамках договорных отношений истца и ответчика определен в соответствии с решениями регулирующего органа.
Ссылка заявителя на необоснованность вывода суда о целевом назначении полученных ответчиком денежных средств является несостоятельной.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" плата за технологическое присоединение подлежит государственному регулированию.
Региональная энергетическая комиссия города Москвы в соответствии со статьей 1 постановления Правительства Москвы от 12.12.2006 г. N 963-ПП "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии города Москвы (на правах департамента)" является органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным на установление платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям.
Размер платы за технологическое присоединение в 2006 - 2010 г.г. рассчитан Региональной энергетической комиссией города Москвы как сумма плановых экономически обоснованных расходов ОАО "ОЭК", ГУП "Москоллектор", ОАО "МГЭСК", ОАО "МОЭСК", ОАО "Мосэнерго" на реализацию инвестиционных затрат.
Утвержденные размеры долей в составе платы за технологическое присоединение определены с учетом затрат инвестиционных программ развития и модернизации инфраструктуры электроснабжения города Москвы, утвержденных Законом города Москвы от 05.07.2006 г. N 33.
Постановлениями Региональной энергетической комиссии города Москвы от 08.09.2006 г. N 39, от 13.11.2006 г. N 28, от 27.12.2007 г. N 101, от 12.03.2008 г. N 16, от 22.12.2008 г. N 121, от 12.03.2009 г. N 6, от 16.03.2010 г. N 14, от 26.02.2010 г. N 9 утверждены ставки платы за технологическое присоединение на территории города Москвы, а также доли ОАО "ОЭК", ГУП "Москоллектор", ОАО "Энергокомплекс", ОАО "Мосэнерго", ОАО "МГЭСК" и ОАО "МОЭСК" в составе утвержденных размеров платы.
В связи с этим, пункты 7.1., 7.2. договора предусматривали установление размера платы за технологическое присоединение и ее распределение между конечными получателями (участниками процесса технологического присоединения) платежей в соответствии с составляющими (долями), устанавливаемыми уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы - Региональной энергетической комиссией города Москвы.
Признание в 2011 году Региональной энергетической комиссией города Москвы утратившими силу отдельных постановлений, касающихся технологического присоединения потребителей к распределительным электрическим сетям в городе Москве, само по себе не свидетельствует о противоречии закону или иным правовым актам заключенного сторонами договора N 369 и не может являться основанием для признания его недействительным.
Ведение расчетов через уполномоченный банк предусмотрено договором об организации расчетов от 28.12.2006 г. N 25-700/53/9, заключенным ОАО "МГЭСК", ОАО "Мосэнерго", ОАО "МОЭСК", ОАО "Энергокомплекс", ГУП "Москоллектор".
В момент заключения договора порядок расчетов между сторонами по договору на оказание услуг по технологическому присоединению нормативными правовыми актами не регулировался. В связи с этим стороны были вправе указать в договоре N 369 порядок расчета между собой после получения платежа за технологическое присоединение.
Согласно пункту 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Согласно пункту 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
То есть соглашением сторон, участники сделки вправе распространить условия договора на ранее возникшие отношения.
Пунктом 11.1 договора предусмотрено, что договор вступает в силу после подписания его уполномоченными представителями сторон, но распространяет свое действие на фактические отношения сторон, сложившиеся с 07 декабря 2007 года.
Фактическое исполнение спорного договора началось с 07.12.2007 г. - даты перечисления ОАО "МГЭСК" (правопредшественник истца) платежным поручением от 07.12.2007 г. N 521 на расчетный счет ОАО "ОЭК" денежных средств в размере 1 796 259 327 руб. 46 коп. в качестве оплаты за технологическое присоединение.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что исковое заявление ОАО "МОЭСК" поданное в суд 19.05.2011 г., подано по истечении трехлетнего срока исковой давности, что в силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 октября 2011 года по делу N А40-54542/11-155-448 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Е.Б. Расторгуев |
Судьи |
Н.В. Лаврецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-54542/2011
Истец: ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (МОЭСК)
Ответчик: ОАО "Объединенная энергетическая компания"
Третье лицо: Региональная энергетическая комиссия города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15608/12
18.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-3008/12
18.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-3008/12
26.12.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-32656/11