г.Москва |
|
26 декабря 2011 г. |
А40-61847/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.12.2011.
Дело N А40-61847/11-17-529
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С. |
|
Судей: Кольцовой Н.Н., Лепихина Д.Е., |
|
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Прокофьевой С.Б.,
при участии:
от заявителя: Грицевич Г.Ю. по доверенности от 21.11.2011; Боярская Ю.С. по доверенности от 01.06.2011; Еремин К.Б. по доверенности от 01.06.2011;
от ответчика: Бутин М.В. по доверенности N 33-И-5572/11 от 17.11.2011;
от третьего лица: Грицевич Г.Ю. по доверенности от 01.06.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО Управляющая компания "МедиаПИК"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.10.2011 по делу N А40-61847/11-17-529, принятое судьей Поляковой А.Б.
по заявлению ООО Управляющая компания "МедиаПИК" (ОГРН 1067758766228, 127410, г.Москва, ул.Инженерная, д.9)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (115054, г.Москва, ул.Бахрушина, д.20)
третье лицо: ОАО "Моссельмаш"
о признании незаконным решения от 20.04.2011 N 33-5Т9-309/11-(0)-0 и бездействия,
УСТАНОВИЛ
ООО Управляющая компания "МедиаПИК" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 20.04.2011 N 33-5Т9-309/11-(0)-0 об отказе в приеме документов ООО Управляющая компания "МедиаПИК" для оформления договора купли-продажи земельного участка с соответствующим правовым актом Департамента земельных ресурсов города Москвы о предоставлении земельного участка, принятое без предварительного утверждения и выдачи ООО УК "МедиаПИК" схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов города Москвы, выразившегося в неутверждении и невыдаче в установленный законом срок схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы утвердить и выдать ООО Управляющая компания "МедиаПИК" схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории и выполнить все действия, необходимые для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, и в двухнедельный срок после получения кадастрового паспорта предоставить в собственность ООО Управляющая компания "МедиаПИК" земельный участок площадью по расчетным показателям 0,173-0,178 га с расположенным на нем зданием (г.Москва, ул.Солнечногорская, д.4, стр.1, условный номер объекта 77-77-09/026/2005-279) по цене 20% (двадцать процентов) кадастровой стоимости земельного участка.
Решением суда от 31.10.2011 в удовлетворении заявления отказано. Суд исходил из того, что оспариваемый отказ не противоречит нормам действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой. Просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Ответчик возражает против доводов жалобы, просит отказать в ее удовлетворении.
Представитель третьего лица поддержал позицию заявителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст.200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.5 данной статьи Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Как следует из материалов дела, ООО Управляющая компания "МедиаПИК" является собственником здания площадью 1302,7 кв.м, расположенного на земельном участке площадью 18324 кв.м по адресу: г.Москва, ул. Солнечногорская, д.4, стр.1.
20.04.2011 ООО Управляющая компания "МедиаПИК" обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке ст.36 Земельного кодекса РФ.
Письмом от 20.04.2011 N 33-5Т9-309/11-(0)-0 Департамент земельных ресурсов г.Москвы возвратил комплект документов, сославшись на необходимость представления кадастрового паспорта земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 и постановления Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП.
Полагая, что решение об отказе в приеме документов, а также бездействие, выразившееся в неутверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка, не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса РФ.
Порядок приобретения права собственности на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания строения, сооружения, установлен Земельным кодексом РФ и федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с Кодексом. При этом собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность, готовит проект договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ) либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу правовой позиции, изложенной в п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.05.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти является обязательным и в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в системной связи с иными названными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Анализируя порядок рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в соответствии с п.2 ст.10 Земельного кодекса РФ город Москва осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы.
Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" предусмотрено, что решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю (ст.ст.3 - 4).
Правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
Согласно Положению о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП, Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, функции по предоставлению государственных услуг и по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности (п.1 Положения).
В соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы Департамент принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения: о предоставлении в установленном порядке в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, правообладателям расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений для целей эксплуатации объектов капитального строительства, об установлении права ограниченного пользования указанными земельными участками (п. 5.1 Положения).
Порядок подготовки, согласования и выдачи договора купли-продажи земельного участка с соответствующим правовым актом Департамента земельных ресурсов города Москвы о предоставлении земельного участка определен Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна" (приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП). Договор купли-продажи земельного участка входит в Единый реестр документов, подлежащих выдаче заявителям на территории города Москвы органами исполнительной власти, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями города Москвы в режиме "одного окна".
В соответствии с п.2 Регламента, определяющего порядок работы службы "одного окна" при приеме заявлений на подготовку и выдачу документов заявителям, заинтересованные лица обращаются в соответствующее (по адресу земельного участка) территориальное подразделение службы "одного окна" Департамента и представляют заявление на подготовку и выдачу запрашиваемого договора и необходимый комплект документов, определенный в Регламентной таблице.
Заявление на оформление договора купли-продажи участка в собственность подается по установленной форме, содержащейся в приложении N 22 к Регламенту, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, и должно содержать юридический, почтовый адрес организации, наименование банка, расчетный счет, корреспондентский счет, БИК, ИНН, ОКПО, КПП организации. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, также установлен в приложении N 22 к указанному Регламенту и в Приказе Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным Приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 N 370, к заявлению должны быть приложены следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя;
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящееся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданной в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт земельного участка;
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Суд апелляционной инстанции считает, что изложенное в письме Департамента земельных ресурсов города Москвы такое основание для отказа в приеме документов как отсутствие кадастрового паспорта земельного участка, является незаконным.
В силу п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ, в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Следовательно, обязанность по изготовлению кадастровой карты (плана) возложена на ответчика, так как он является органом, уполномоченным принимать решение о продаже земельного участка, а не на владельца объектов недвижимости, который в самостоятельном порядке не вправе вносить изменения в кадастровый план.
При этом в соответствии с положениями п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ подачи отдельного заявления с требованием об изготовлении кадастровой карты (плана) при вышеуказанных обстоятельствах не требуется.
Указанная правовая позиция подтверждена сложившейся судебной практикой (постановления Федерального арбитражного суд Московского округа от 17.12.2010 N КГ-А40/14546-10, от18.11.2010 N КГ-А41/13783-10).
При этом следует отметить, что согласно ч.2 ст.20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица в порядке, предусмотренном ст.21 указанного Федерального закона.
Таким образом, с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет может обратиться как ООО Управляющая компания "МедиаПИК", так и Департамент земельных ресурсов города Москвы.
Кроме того, согласно ч.4 ст.28 Земельного кодекса РФ перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является исчерпывающим. Это: изъятие земельных участков из оборота; установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков; резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
Такие основания в рассматриваемом случае отсутствуют.
Объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Солнечногорская, д.4, стр.1, находится на земельном участке общей площадью 18 324 кв.м., который прошел государственный кадастровый учет и имеет кадастровый номер 77:09:0001015:065.
В материалах дела представлено заключение ГУП "НИиПИ Генплана г.Москвы" "Предложения по разделению земельного участка по адресу: ул.Солнечногорская, вл.4 на участки отдельных зданий и сооружений". Установлено, что и документально подтверждено, что для эксплуатации расположенного на участке здания административного назначения (ул.Солнечногорская, д.4, стр.1) нормативно необходимая площадь земельного участка по расчетным показателям составляет 0,173-0,178 га.
Таким образом, заявитель, испрашивая земельный участок нормативно необходимой площадью 0,173-0,178 га по расчетным показателям, не требует предоставления земельного участка сверх нормативно необходимой площади, достаточной для эксплуатации расположенного на земельном участке здания.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоответствии оспариваемого отказа закону, нарушении прав и законных интересов заявителя, что свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене по основанию, предусмотренному п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ (неправильное применение норм материального права).
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.10.2011 по делу N А40-61847/11-17-529 отменить.
Признать незаконным решение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 20.04.2011 N 33-5Т9-309/11-(0)-0 об отказе в приеме документов ООО Управляющая компания "МедиаПИК" для оформления договора купли-продажи земельного участка с соответствующим правовым актом Департамента земельных ресурсов города Москвы о предоставлении земельного участка, принятое без предварительного утверждения и выдачи ООО УК "МедиаПИК" схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Признать незаконным бездействие Департамента земельных ресурсов города Москвы, выразившееся в неутверждении и невыдаче в установленный законом срок схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы утвердить и выдать ООО Управляющая компания "МедиаПИК" схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории и выполнить все действия, необходимые для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
Обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы в двухнедельный срок после получения кадастрового паспорта предоставить в собственность ООО Управляющая компания "МедиаПИК" земельный участок площадью по расчетным показателям 0,173-0,178 га с расположенным на нем зданием (г.Москва, ул.Солнечногорская, д.4, стр.1, условный номер объекта 77-77-09/026/2005-279) по цене 20% (двадцать процентов) кадастровой стоимости земельного участка.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-61847/2011
Истец: ООО Управляющая компания "МедиаПИК"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: ОАО "Моссельмаш"