Бухгалтерский учет и налогообложение
средств на ремонт общего имущества
Товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы, на которых возложено управление многоквартирными домами, обязаны проводить капитальный ремонт общего имущества. Финансирование затрат Жилищный кодекс возложил на собственников помещений в доме. Но не секрет, что зачастую собрать необходимый объем средств невозможно. Именно это и послужило причиной того, что федеральные, региональные и местные власти по мере сил участвуют в финансировании капитального ремонта. Самый наглядный пример - создание Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Но и до принятия Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ ТСЖ и ЖСК получали бюджетные средства. При этом одним из условий получения субсидий чаще всего является участие собственников в оплате расходов по ремонту многоквартирного дома.
Поэтому в данной статье вниманию читателей представлены рекомендации по отражению в бухгалтерском учете ЖСК и ТСЖ получения и использования бюджетного финансирования, а также основы налогообложения.
Правила бухгалтерского учета в части отражения операций, связанных с бюджетными средствами (субсидиями, субвенциями, бюджетными кредитами), регламентированы ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи"*(1). Однако этот бухгалтерский стандарт применяется только в отношении государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (п. 1 ПБУ 13/2000). Поскольку ЖСК и ТСЖ являются некоммерческими организациями, они не вправе руководствоваться этим документом. Поэтому им остается ориентироваться на Инструкцию по применению Плана счетов*(2) и немногочисленные разъяснения Минфина.
Итак, согласно Инструкции для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, бюджетных средств применяется счет 86 "Целевое финансирование". Получение целевого финансирования отражается проводкой Дебет 76 Кредит 86. Аналитический учет по счету 86 нужно организовать по назначению целевых средств и в разрезе источников их поступления. Использование средств целевого финансирования Инструкция предписывает отражать по дебету счета 86 в корреспонденции со счетом 20 или 26 при направлении данных средств на содержание некоммерческой организации.
Для целей налогообложения прибыли средства, полученные ЖСК и ТСЖ из бюджетной системы, следует признать целевыми поступлениями (направленными из бюджета бюджетополучателям), не облагаемыми налогом на основании п. 2 ст. 251 НК РФ. А средства, собранные с собственников на софинансирование капитального ремонта, - целевыми поступлениями на содержание некоммерческих организаций (для ТСЖ). С 2008 года соответствующее дополнение появится в названной норме*(3). До этого расценивать данные поступления как доходы от реализации также не представляется возможным. Применение п. 2 ст. 251 НК РФ обязывает ТСЖ и управляющие организации вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. Это вполне может обеспечить аналитика по счету 86.
Если ТСЖ получает доходы от не запрещенной законом коммерческой деятельности, придется задействовать счет 91 "Прочие доходы". Такой деятельностью может быть, например, сдача в аренду части общего имущества*(4). Она облагается налогом на прибыль и НДС в общем порядке*(5). Однако полученные доходы могут быть направлены исключительно на уставные цели ТСЖ на основании решения общего собрания членов товарищества - для оплаты общих расходов или в специальные фонды (например, на капитальный ремонт) (п. 3 ст. 152 ЖК РФ). Специалисты Минфина высказались по поводу отражения этих операций в учете в Письме от 31.07.2003 N 16-00-14/243 (адресовано некоммерческим организациям): получаемые доходы от предпринимательской деятельности, после налогообложения их в соответствии с налоговым законодательством, являются источником осуществления уставной деятельности организации, формирования имущества некоммерческой организации в соответствии со сметой и отражаются в бухгалтерском учете на счете 86 в корреспонденции с дебетом счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
И последний момент, на котором хотелось бы остановиться. Бухгалтеры уже должны свыкнуться с мыслью, что ни ТСЖ, ни управляющая организация не вправе отражать на балансе ни многоквартирный дом в целом, ни объекты общего имущества собственников помещений*(6). Поэтому, даже если проводится реконструкция и модернизация объектов общего имущества или в процессе капитального ремонта создаются новые объекты (например, устанавливаются приборы учета потребления ресурсов или узлы управления), у ЖСК и ТСЖ нет оснований отражать в учете капитальные вложения и формировать объект основных средств. Полагаем, что подобные затраты учитываются в том же порядке, что и обычные расходы на ремонт.
Пример 1.
ТСЖ "Жилец", созданное во включенном в муниципальную программу многоквартирном доме, получило уведомление о выделении средств на капитальный ремонт в размере 1 000 000 руб.*(7) (из них 500 000 руб. - за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, 300 000 руб. - из регионального и 200 000 руб. - из местного бюджета). В течение 30 дней был открыт банковский счет, разработана смета и проведено общее собрание членов ТСЖ, на котором утверждена смета расходов на капитальный ремонт (всего - 1 050 000 руб.) и принято решение о софинансировании за счет взносов собственников - 20 000 руб. и доходов от аренды общего имущества - 30 000 руб. (ежемесячное поступление арендных платежей составляет 10 000 руб., в том числе НДС - 1 525 руб.; других налогооблагаемых доходов ТСЖ не имеет)). Орган местного самоуправления перечислил денежные средства на счет. ТСЖ заключило договоры с подрядными организациями и перечислило одной из них в качестве предоплаты за ремонт фасада 10% от общей стоимости ремонта - 105 000 руб. В смету включен ремонт системы холодного водоснабжения (400 000 руб.), крыши (330 000 руб.), фасада (310 000 руб.), а также приобретение и установка общедомового прибора учета холодной воды (10 000 руб.). Все названные работы поручены разным организациями. Они были выполнены качественно и в срок, акты приемки согласованы с органом местного самоуправления.
В бухгалтерском учете ТСЖ будут составлены следующие проводки c использованием счета 86, субсчет "Финансирование капитального ремонта" (КР), на котором организован аналитический учет по источникам поступления: средства Фонда содействия реформе ЖКХ, средства бюджета субъекта РФ, средства местного бюджета, средства членов ТСЖ, доходы от хозяйственной деятельности:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены средства целевого финансирования (при получении уведомления) за счет средств: - Фонда |
76 | 86-КР | 500 000 |
- регионального бюджета | 76 | 86-КР | 300 000 |
- местного бюджета | 76 | 86-КР | 200 000 |
Общим собранием членов ТСЖ принято решение о долевом финансировании расходов на капитальный ремонт за счет взносов собственников |
76 | 86-КР | 20 000 |
Средства целевого финансирования поступили на расчетный счет | 51 | 76 | 1 000 000 |
Собственники внесли взносы на капитальный ремонт в кассу | 50 | 76 | 20 000 |
Средства собственников зачислены на расчетный счет | 51 | 50 | 20 000 |
Перечислена предоплата ремонта фасада | 60-АВ | 51 | 105 000 |
Приняты по акту работы по ремонту фасада | 20 | 60 | 262 712 |
Отражен НДС со стоимости работ по ремонту фасада | 19 | 60 | 47 288 |
Сумма "входного" НДС включена в стоимость работ* | 20 | 19 | 47 288 |
Средства целевого финансирования направлены на оплату расходов по ремонту фасада |
86-КР | 20 | 310 000 |
Отражен зачет аванса | 60 | 60-АВ | 105 000 |
Перечислены денежные средства подрядчику, выполнившему фасадные работы | 60 | 51 | 205 000 |
Приняты работы по: | |||
- ремонту системы ХВС | 20 | 60 | 338 983 |
- ремонту крыши | 20 | 60 | 279 661 |
- установке общедомового счетчика холодной воды (в том числе стоимость счетчика) |
20 | 60 | 8 475 |
Отражен НДС со стоимости работ по: | |||
- ремонту системы ХВС | 19 | 60 | 61 017 |
- ремонту крыши | 19 | 60 | 50 339 |
- установке общедомового счетчика холодной воды (в том числе стоимость счетчика) |
19 | 60 | 1 525 |
Сумма "входного" НДС включена в стоимость работ по: | |||
- ремонту системы ХВС | 20 | 19 | 61 017 |
- ремонту крыши | 20 | 19 | 50 339 |
- установке общедомового счетчика холодной воды (в том числе стоимость счетчика) |
20 | 19 | 1 525 |
Средства целевого финансирования направлены на оплату расходов по капитальному ремонту |
86-КР | 20 | 740 000 |
Перечислены денежные средства подрядчикам | 60 | 51 | 740 000 |
Ежемесячно в течение года | |||
Оказаны услуги по аренде части общего имущества | 62 | 91 | 10 000 |
Начислен НДС со стоимости услуг по аренде | 91 | 68 | 1 525 |
Заключительными оборотами месяца отражается прибыль от сдачи имущества в аренду (10 000 - 1 525) руб. |
91 | 99 | 8 475 |
Начислен налог на прибыль (в сумме по итогам налогового периода) (8 475 руб. х 12 мес.) х 24% |
99 | 68 | 24 408 |
В конце года | |||
Заключительными оборотами месяца отражена сумма прибыли за год (101 700 - 24 408) руб. |
99 | 84 | 77 292 |
Часть прибыли от аренды направлена на финансирование капитального ремонта согласно решению общего собрания |
84 | 86-КР | 30 000 |
Оставшаяся прибыль направлена на оплату общих расходов | |||
* Получая целевое финансирование и направляя его на покрытие затрат по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, ТСЖ не осуществляет операций, признаваемых объектом обложения НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому предъявленные подрядчиками суммы налога необходимо включить в стоимость работ, которая затем покроется за счет средств целевого финансирования. |
По окончании ремонта ТСЖ должно собрать все акты приемки работ и приложить их к технической документации на многоквартирный дом (пп. "б" п. 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). Если в дальнейшем управление домом будет доверено управляющей организации, акты в составе документации должны быть переданы ей. Информация о проведении капитального ремонта направляется в муниципалитет, кроме того, она должна войти в отчет ТСЖ о финансовой деятельности, составляемый правлением и утверждаемый общим собранием членов ТСЖ.
Пример 2.
ТСЖ "Высотка", находящееся в Санкт-Петербурге, было включено в адресную программу реконструкции и модернизации лифтов*(8). Жилищный комитет заключил с ним договор о предоставлении субсидий. Согласно договору выделена субсидия в размере 600 000 руб. на модернизацию лифта, за счет которой было модернизировано купе кабины, установлены новые вызывные посты, а также приказной пост, заменены подвесные кабели и лебедка (600 000 руб., в том числе НДС - 91 525 руб.). Техническая экспертиза лифта и изготовление его паспорта после модернизации оплачены за счет взносов собственников помещений, размер которых был установлен на общем собрании (всего - 40 000 руб.).
Бухгалтерские проводки следует составить так:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены средства целевого финансирования (при заключении договора с Жилищным комитетом) |
76 | 86 | 600 000 |
Общим собранием членов ТСЖ принято решение о долевом финансировании расходов на модернизацию лифта |
76 | 86 | 40 000 |
Бюджетные средства поступили на расчетный счет | 51 | 76 | 600 000 |
Собственники внесли взносы в кассу | 50 | 76 | 40 000 |
Средства собственников зачислены на расчетный счет | 51 | 50 | 40 000 |
Приняты работы по модернизации лифта | 20 | 60 | 508 475 |
Отражен НДС со стоимости работ | 19 | 60 | 91 525 |
Сумма "входного" НДС включена в стоимость работ | 20 | 19 | 91 525 |
Средства целевого финансирования направлены на оплату на оплату выполненных работ |
86 | 20 | 600 000 |
Отражены услуги по технической экспертизе лифта и изготовлению его паспорта после модернизации |
20 | 60 | 33 898 |
Отражен НДС со стоимости данных услуг | 19 | 60 | 6 102 |
Сумма "входного" НДС включена в стоимость услуг | 20 | 19 | 6 102 |
Собранные с собственников средства направлены на оплату услуг | 86 | 20 | 40 000 |
Погашена задолженность перед исполнителями | 60 | 51 | 640 000 |
Е.В. Ермолаева
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Об аспектах его применения читайте в статье "Целевое финансирование", N 10, 2006.
*(2) Утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.
*(3) Подробнее об этом читайте на стр. 53-57. Для управляющих организаций специальной оговорки в отношении средств, собранных на ремонт с собственников помещений, в НК РФ не появится. Однако считаем, что они носят целевой характер наравне с бюджетными средствами, так как аккумулируются в соответствии с Законом о Фонде. Вместе с тем налоговые риски все же есть, так как инспекторы не преминут воспользоваться пробелом в НК РФ.
*(4) О том, что нужно учесть ТСЖ при сдаче в аренду части общего имущества, читайте в третьем номере журнала за 2007 год, стр. 92-93.
*(5) Постановление ФАС ПО от 11.07.2006 N А72-14381/05-16/90.
*(6) См. статью "Учет жилищного фонда", N 2, 2007.
*(7) См. статью "Фонд содействия реформе" на стр. 16.
*(8) Положение о порядке предоставления в 2007 году субсидий на модернизацию и реконструкцию лифтов, расположенных в многоквартирных (жилых) домах ЖК, ЖСК и ТСЖ, утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.07.2007 N 800.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"