Комментарий к письму Минфина РФ
от 17 июля 2007 г. N 03-03-06/2/127
Компании, осуществляющие расчеты с использованием иностранной валюты, сталкиваются с множеством проблем (например, оформление документов и признание валютных расходов). Финансовое ведомство в очередной раз указало, что оформление документов в иностранной валюте является нарушением требований законодательства, предъявляемых к "первичке". Кроме того, в комментируемом письме Минфин разъяснил порядок учета суммовой разницы налогоплательщиком - покупателем услуг.
"Иностранная" "первичка"
Налоговый кодекс не содержит запретов на признание налогоплательщиками расходов, если первичные документы оформлены в иностранной валюте. Однако финансовое ведомство утверждает, что подобное оформление документов неправомерно. Свою позицию Минфин объясняет тем, что требования к составлению документов установлены Законом от 21.11.96 N 129-ФЗ, согласно которому учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях. Следовательно, как первичные документы, так и аналитические регистры налогового учета должны быть оформлены в валюте Российской Федерации. Аналогичные разъяснения содержат письмо Минфина России от 12.01.2007 N 03-03-04/1/866 и письмо Росстата от 31.05.2005 N 01-02-9/381.
Как быть в такой ситуации? Самое простое - отказаться от сделок в иностранной валюте либо прописать в договорах с поставщиками, что они обязуются оформлять документы только в российской валюте, причем за нарушение договоренности должен быть установлен штраф.
Кроме того, в документ фирма вправе добавлять строки и столбцы, а также включать дополнительные реквизиты. Следовательно, если в документах будут указаны цены как в рублях, так и в валюте или условных единицах, то это не будет считаться нарушением законодательства. Внесение таких поправок в унифицированные формы нужно оформить приказом (распоряжением) организации при составлении учетной политики. Такие разъяснения даны в письме УФНС России по г. Москве от 14.12.2005 N 20-12/93198.
Суммовая разница у покупателя
Суммовые разницы возникают, если сумма обязательств, исчисленная по курсу на дату реализации, не соответствует фактически поступившей выручке в рублях (подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Они относятся к внереализационным расходам. В комментируемом письме сотрудники Минфина разъяснили, что в налоговом учете покупателя суммовая разница признается расходом в момент погашения кредиторской задолженности, а в случае уплаты аванса - на дату приобретения услуг.
Если оплата услуг произведена после их оказания, то возникшие при этом суммовые разницы учитываются в составе внереализационных доходов при формировании налоговой базы того отчетного периода, в котором погашена задолженность. Датой реализации услуги является дата ее оказания в соответствии с договором (письмо УФНС России по г. Москве от 12.05.2006 N 19-11/39204).
Суммы налога, предъявленные покупателю, в составе расходов не учитываются (п. 19 ст. 270 НК РФ). Возникшую суммовую разницу определяют в учете без НДС (письмо Минфина России от 14.02.2007 N 03-03-06/1/85).
В случае оплаты фирмой услуг по согласованному сторонами курсу суммовой разницы не возникнет. Однако если расходы экономически обоснованны и документально подтверждены, то фирма независимо от факта превышения согласованного курса над официально установленным вправе учесть их при налогообложении прибыли (письмо Минфина России от 23.07.2007 N 03-03-06/1/515).
О.Е. Гришанов,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 16, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.