г. Воронеж |
|
30 декабря 2011 г. |
Дело N А14-3755/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.12.2011 г.
В полном объеме постановление изготовлено 30.12.2011 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Сергуткиной В.А., Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Администрации городского округа город Воронеж: Макеевой А.Н., главного специалиста отдела правовой работы в сфере бюджетных правоотношений и городского хозяйства юридического управления департамента правовой работы администрации городского округа город Воронеж по доверенности;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: Плеховой Н.П., государственного инспектора по доверенности;
от ООО "Северянка": Лихачева Ю.Е., директора;
от ИП Тереховой М.Б.: Терехова М.Б.,
от ООО "Комбинат питания": представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от МАУ "Школьное питание": представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от МАУ "Комбинат детского питания": представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от МАУ "Школьник - 2": представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от ИП Титова В.А.: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от ООО "Санта - Мария": представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.08.2011 по делу N А14-3755/2011,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа город Воронеж обратилась в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - УФАС по ВО) от 06.04.2011 г.. по делу N 32-15к, согласно которому Администрация признана нарушившей ч.1 статьи 15 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и предписания от 06.04.2011 г.. о прекращении допущенного нарушения путем внесения изменений в постановление администрации городского округа город Воронеж от 25.11.2010 г.. N 1092, от 25.11.2010 г.. N 1093, распоряжения администрации городского округа город Воронеж от 12.01.2010 N 7-р, 9-р, 10-р, 11-р, уставы муниципальных автономных учреждений.
Определением от 30.05.2011 г.. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО "Северянка"; ИП Титов Виталий Александрович; ООО "Санта-Мария"; ИП Терехова Мария Борисовна; ООО "Комбинат питания", МАУ "Школьное питание"; МАУ "Комбинат детского питания"; МАУ "Школьник-2".
Определением от 07.07.2011 г. дело N А14-3815/2011 по заявлению Воронежской городской Думы к Воронежскому УФАС России о признании недействительным решения от 06.04.2011 г. по делу N 32-15к и предписания от 06.04.2011 г. объединено с делом N А14-3755-2011, с присвоением делу номера А14-3755-2011.
В судебном заседании Администрация городского округа город Воронеж и Воронежская городская Дума поддержали заявленные требования.
Представитель УФАС по ВО требования заявителей не признал по основаниям, изложенным в отзыве, просил отказать в их удовлетворении.
ИП Терехова М.Б. поддержала требования заявителей.
ООО "Комбинат питания", МАУ "Школьник-2" оставили разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
ООО "Северянка" поддержала позицию УФАС по ВО.
Третьи лица (ИП Титов В.А., ООО "Санта-Мария, МАУ "Школьное питание"), надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В порядке ст. 123, 156 АПК РФ дело было рассмотрено судом в отсутствие не явившихся третьих лиц.
22.08.2011 г. в судебном заседании объявлялся перерыв до 25.08.2011 г.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.08.2011 по делу N А14-3755/2011 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация городского округа город Воронеж обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.08.2011 по делу N А14-3755/2011 полностью и принять по делу новый судебный акт.
Полагает необоснованным вывод суда о нарушении Администрацией городского округа город Воронеж запретов, установленных ст.15 ФЗ "О защите конкуренции".
Указывает, что муниципальные автономные учреждения "Школьник - 2", "Комбинат детского питания" и "Школьное питание" были созданы в связи с необходимостью решения вопросов местного значения, предусмотренных действующим законодательством, в целях оказания содействия муниципальным образовательным учреждениям в организации питания в порядке, установленном действующим законодательством. Деятельность по организации питания школьников указанные автономные учреждения осуществляют на основании заданий администрации городского округа город Воронеж. Согласно полученным заданиям муниципальные автономные учреждения обязаны предоставить весь комплекс услуг по организации питания самостоятельно, без привлечения каких - либо иных организаций.
УФАС по ВО с доводами апелляционной жалобы не согласилось, в представленном отзыве просило оставить обжалуемое решение без изменения. Указывает, что вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях должны решаться непосредственно образовательными учреждениями, путем размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. Принятые Администрацией во исполнение Решения Воронежской городской Думы постановления, а также распоряжение N 7-р от 12.01.2011 г.., привели к возможности ограничения конкуренции в сфере размещения муниципальными образовательными учреждениями заказов на приобретение услуг по организации питания учащихся путем ограничения выбора хозяйствующих субъектов, предоставляющих такие услуги.
Судебное заседание откладывалось с 31.10.2011 г.. до 23.11.2011 г.., с 23.11.2011 г.. до 19.12.2011 г..
В судебном заседании объявлялся перерыв с 19.12.2011 г.. до 26.12.2011 г..
В судебном заседании представитель УФАС по ВО поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить обжалуемое решение.
Представитель Администрации против доводов апелляционной жалобы возражал. Пояснил, что в 2011 г.. уполномоченным органом - Управлением организации закупок департамента экономики Администрации городского округа город Воронеж, по заданиям различных муниципальных образовательных учреждений г.Воронежа, были размещены муниципальные заказы на право заключения муниципальных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации горячего питания школьников на территории городского округа, в форме запроса котировок и посредством совместных торгов в форме открытого конкурса. Таким образом, муниципальные учреждения осуществляют свою деятельность не только на основании доведенного учредителем задания, но и могут оказывать соответствующие услуги на основании договоров (контрактов), заключаемых по результатам размещения заказов.
Представители ООО "Северянка" и ИП Тереховой М.Б. против доводов апелляционной жалобы возражали, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.
Представители Воронежской городской Думы, третьих лиц: ООО "Комбинат питания", МАУ "Школьное питание", МАУ "Комбинат детского питания", МАУ "Школьник - 2", ООО "Санта - Мария", ИП Титова В.А. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
В порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие вышеуказанных лиц, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, заслушав и обсудив объяснения лиц, участвующих в деле, и присутствовавших в судебном заседании, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
В соответствии с решением Думы от 03.03.2010 N 47-II (л.д.47 т.2) Главой городского округа город Воронеж принято постановление от 31 марта 2010 г. N 191 (л.д.10 т.2), согласно которому муниципальное унитарное предприятие "Школьник-2" было реорганизовано в муниципальное автономное учреждение "Школьник - 2" Левобережного района. Устав муниципального автономного учреждения "Школьник - 2" утвержден постановлением Администрации городского округа г. Воронеж от 19.07.2010 г.. N620 (л.д.8-9 т.2).
Администрацией также изданы Постановления N 1093 от 25.10.2010 (л.д.11 т.2) и N 1092 от 25.10.2010 (л.д.2 т.2) о создании муниципальных автономных учреждений городского округа город Воронеж "Школьное питание" (МАУ "Школьное питание") и "Комбинат детского питания" (МАУ "Комбинат детского питания") и утверждении уставов данных учреждений (л.д.12-13, 3-4 т.2).
Решением Воронежской городской Думы от 08.09.2010 года N 209 - III "О согласовании создания муниципальных автономных учреждений городского округ город Воронеж "Комбинат детского питания" и "Школьное питание" (л.д.1 т.2) Администрации рекомендовано с 01.01.2011 г.. перейти на организацию питания школьников муниципальных образовательных учреждений силами муниципальных автономных учреждений (п.2).
Во исполнение указанных рекомендаций Администрацией были изданы следующие распоряжения:
N 9-р от 12 января 2011 года "Об утверждении задания администрации городского округа город Воронеж муниципальному автономному учреждению городского округа город Воронеж "Школьное питание" на 2011 год" (л.д.18 т.2).
N 10-р от 12 января 2011 года "Об утверждении задания администрации городского округа город Воронеж муниципальному автономному учреждению городского округа город Воронеж "Комбинат детского питания" на 2011 год" (л.д.14 т.2);
N 11-р от 12 января 2011 года "Об утверждении задания администрации городского округа город Воронеж муниципальному автономному учреждению городского округа город Воронеж "Школьник-2" Левобережного района на 2011 год" (л.д.16 т.2).
21.12.2010 г.. в Воронежское УФАС России поступило заявление ООО "Северянка", ИП Титов В.А., ИП Терехова М.Б., ООО "Санта Мария", оказывающих в течение длительного времени на конкурсной основе услуги по обеспечению питанием школьников в общеобразовательных учреждениях г.Воронежа, о создании Администрацией городского округа г.Воронеж препятствий в осуществлении их деятельности (л.д.133 т.2).
По результатам рассмотрения дела 06.04.2011 УФАС по Воронежской области принято решение, согласно которому Администрация городского округа город Воронеж признана нарушившей ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции". Указанные нарушения выразились в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также создании преимущественных условий деятельности хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по обслуживанию питанием школьников общеобразовательных учреждений города Воронежа, путем принятия: постановления N 1092 от 25.11.2010 г.. "О создании муниципального автономного учреждения городского округа город Воронеж "Комбинат детского питания"; постановления N 1093 от 25.11.2010 г.. "О создании муниципального автономного учреждения городского округа город Воронеж "Школьное питание", постановления Главы городского округа город Воронеж от 31 марта 2010 N 191 "О реорганизации муниципального унитарного предприятия города Воронежа "Школьник - 2" Левобережного района"; распоряжения от 12.01.2011 N 7-р "О внесении изменений в распоряжение главы городского округа город Воронеж от 04.12.2007 N 821-р"; муниципальных заданий и их исполнения муниципальными автономными учреждениями городского округа город Воронеж - "Школьник-2" Левобережного района, "Школьное питание", "Комбинат детского питания".
Воронежская городская Дума признана нарушившей ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции". Указанные нарушения выразились в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также создании преимущественных условий деятельности хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по обслуживанию питанием школьников общеобразовательных учреждений города Воронеж, путем принятия п. 2 решения от 08.09.2010 года N 209 - III, в соответствии с которым рекомендовано администрации городского округа город Воронеж перейти на организацию питания школьников муниципальных общеобразовательных учреждений силами муниципальных автономных учреждений (л.д. 21-26 т. 2).
Заявителям выданы предписания от 06.04.2011 по делу N 32-15к о прекращении нарушения части 11 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" (л.д.21-23 т.1, л.д.142 т.2). В выданном предписании Администрации предписано:
Изменить постановления N 1092 и N 1093 от 25.11.2010 г.. "О создании муниципального автономного учреждения городского округа город Воронеж "Комбинат детского питания", исключив из их первого абзаца слова "во исполнение решения Воронежской городской Думы от 08.09.2010 N 209-Ш "О согласовании создания муниципальных автономных учреждений городского округа город Воронеж "Комбинат детского питания" и "Школьное питание".
Изменить уставы муниципальных автономных учреждений городского округа город Воронеж: "Школьное питание", "Комбинат детского питания", исключив из предметов деятельности учреждений оказание услуг по обеспечению питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений.
Изменить распоряжение от 12.01.2011 N 7-р "О внесении изменений в распоряжение главы городского округа город Воронеж от 04.12.2007 N 821-р", исключив пункт 3 названного распоряжения.
Отменить распоряжения Администрации N 10-р от 12.01.2011 года, N11-р от 12.01.2011 года, N 9-р от 12 января 2011 года.
Воронежской городской Думы в выданном предписании предписано исключить пункт 2 из решения от 08.09.2010 г..
Не согласившись с указанным решением и предписанием, заявители обратились в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, счел, что действия Воронежской городской Думы по изданию рекомендаций о переходе на организацию питания школьников муниципальных общеобразовательных учреждений силами муниципальных автономных учреждений и действия Администрации по отмене конкурсных процедур на право оказания услуг по обслуживанию питанием школьников общеобразовательных учреждения города Воронежа влекут создание преимущественных условий для деятельности МАУ "Школьник-2" Левобережного района, МАУ "Школьное питание", МАУ "Комбинат детского питания" как хозяйствующих субъектов по отношению к другим хозяйствующим субъектам, что создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения публичных процедур (конкурса), и в случае признания победителями - оказывать соответствующие услуги на рынке обслуживания питанием школьников в общеобразовательных учреждениях г. Воронежа, а также данные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, вместе с тем приходит к следующим выводам:
Отказывая в удовлетворении требований Воронежской городской Думы и Администрации городского округа город Воронеж, суд области учитывал нормы ст. 15. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которым органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Доказательства по делу исследовались судом области в соответствии с п. 17 ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которому об ограничении конкуренции могут свидетельствовать следующие признаки:
-сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;
-рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;
-отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;
-определение общих условий обращения товара на товарном рынке;
-иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Судом первой инстанции бесспорно установлено, что Администрацией городского округа город Воронеж было принято Распоряжение Администрации городского округа город Воронеж от 12.01.2011 N 7-р "О внесении изменений в распоряжение главы городского округа город Воронеж от 04.12.2007 N 821-р". В результате п.3.2 Распоряжения Главы городского округа город Воронеж от 04.12.2007 N 821-р "Об утверждении Положения об обеспечении питанием школьников в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа город Воронеж" стал действовать в новой редакции, согласно которой к обслуживанию питанием школьников, поставке продовольственных товаров для организации питания в ОУ были допущены предприятия различных организационно-правовых форм - победители конкурсного отбора (процедур) размещения муниципального заказа городского округа город Воронеж, муниципальные автономные учреждения городского округа город Воронеж, имеющие соответствующую материально-техническую базу, квалифицированные кадры.
Судом области полно и всесторонне исследовано Решение Воронежской городской думы N 209-III от 08.09.2010 г. "О согласовании создания муниципальных автономных учреждений городского округа город Воронеж "Комбинат детского питания" и "Школьное питание", пунктом 2 которого рекомендовано администрации городского округа город Воронеж с 01.01.2011 года перейти на организацию питания школьников муниципальных образовательных учреждений силами муниципальных автономных учреждений (л.д.1 т.2).
Как следует из преамбул Постановлений N 1092 и N 1093 от 25.10.2010 о создании МАУ "Школьное питание" и МАУ "Комбинат детского питания" и утверждении уставов данных учреждений и не опровергнуто в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, при создании МАУ Администрация руководствовалась не только действующим законодательством, но и Решением Воронежской городской думы N 209-III от 08.09.2010 г. рекомендующим перейти на организацию питания школьников силами муниципальных автономных учреждений (л.д. 2,11 т.2).
О направленности воли Администрации городского округа город Воронеж на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и достижении соответствующей цели свидетельствуют следующие акты:
Распоряжение N 9-р от 12.01.2011 г.. (л.д.18 т.2), которым утверждено Задание Администрации городского округа город Воронеж муниципальному автономному учреждению городского округа город Воронеж "Школьное питание" на 2011 год. В соответствии с п.4.3 Задания МАУ "Школьное питание" обязано оказывать услуги по организации питания для обучающихся в объёмах, указанных в п.3 Задания (для 15 муниципальных образовательных учреждений Железнодорожного района; для 12 муниципальных образовательных учреждений Центрального района)
Распоряжение N 10-р от 12.01.2011 г.. (л.д.14 т.2), которым утверждено Задание Администрации городского округа город Воронеж муниципальному автономному учреждению городского округа город Воронеж "Комбинат детского питания" на 2011 год. В соответствии с п.4.3 Задания МАУ "Комбинат детского питания" обязано оказывать услуги по организации питания для обучающихся в объёмах, указанных в п.3 Задания (для 14 муниципальных образовательных учреждений Советского района; для 28 муниципальных образовательных учреждений Коминтерновского района)
Распоряжение N 11-р от 12.01.2011 г.. (л.д.16 т.2), которым утверждено Задание Администрации городского округа город Воронеж муниципальному автономному учреждению городского округа город Воронеж "Школьник-2" Левобережного района на 2011 год. В соответствии с п.4.3 Задания МАУ "Школьник-2" Левобережного района обязано оказывать услуги по организации питания для обучающихся в объёмах, указанных в п.3 Задания (для 23 муниципальных образовательных учреждений Левобережного района; для 14 муниципальных образовательных учреждений Ленинского района)
При этом Администрацией не были соблюдены требования п. 3.2 Распоряжения Главы городского округа город Воронеж от 04.12.2007 N 821-р (в ред. от 08.12.2009 г.) "Об утверждении Положения об обеспечении питанием школьников в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа город Воронеж", согласно которым организация питания школьников в образовательных учреждениях является не обязанностью, а правом предприятий различных организационно-правовых форм - победителей конкурсного отбора (процедур) размещения муниципального заказа городского округа город Воронеж.
Вместо этого в названное Распоряжение были внесены изменения Распоряжением Администрации городского округа город Воронеж от 12.01.2011 N 7-р "О внесении изменений в распоряжение главы городского округа город Воронеж от 04.12.2007 N 821-р", согласно которым к обслуживанию питанием школьников, поставке продовольственных товаров для организации питания в образовательных учреждениях были допущены не только победители конкурсного отбора, но и муниципальные автономные учреждения. По смыслу анализируемой нормы МАУ допускаются к организации питания вне конкурса.
Это подтверждается Письмом Директора Департамента образования N 243/16 от 21.12.2010 г.. (л.д.132 т.1), из которого следует, что организация питания школьников муниципальных образовательных учреждений с 01.01.2010 г. будет поручена муниципальным автономным учреждениям.
Суд апелляционной инстанции критически оценивает представленные Администрацией доказательства в виде сведений о проведении запроса котировок на право заключения контрактов на оказание услуг по организации питания и на поставку продуктов питания для муниципальных образовательных и дошкольных учреждений на 2011 г. (по состоянию на 16.11.2011 г.), поскольку они не подтверждают участие в конкурсе в 2011 г. ООО "Северянка", ИП Титова В.А.; ООО "Санта-Мария", ИП Тереховой М.Б., ООО "Комбинат питания" и не исключают деятельность МАУ "Школьное питание", МАУ "Комбинат детского питания", МАУ "Школьник-2" на товарном рынке вне конкурса.
Таким образом, в перечисленных действующих актах Администрации апелляционным судом усматриваются признаки ограничения конкуренции, в частности, определение общих условий обращения услуг по организации питания школьников на товарном рынке, а также создание возможности для нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия оказания услуг на товарном рынке.
Вывод суда первой инстанции о том, что органом местного самоуправления (Администрацией городского округа г.Воронеж) были приняты акты (Постановления N 1092 от 25.11.2010 г.., N 1093 от 25.11.2010 г.., N 191 от 31.03.2010 г., распоряжение от 12.01.2011 г. N 7-р), которые могли привести к ограничению конкуренции, выразившемуся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, апелляционная коллегия считает полностью доказанным.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не может согласиться с решением суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителей в полном объёме по следующим основаниям:
Создание преимущественных условий деятельности хозяйствующих субъектов не является деянием, запрещённым ст. 15 ФЗ о защите конкуренции. Не образует оно и признаков ограничения конкуренции, предусмотренных п.17 ст. 4 ФЗ о защите конкуренции. При таких обстоятельствах антимонопольным органом необоснованно вменено Администрации городского округа г.Воронеж нарушение запрета на ограничение конкуренции путём создания преимущественных условий деятельности хозяйствующих субъектов. Отказывая в удовлетворении заявленных требований по мотивам создания преимущественных условий деятельности хозяйствующих субъектов, суд области допустил ошибку в применении норм материального права.
Суд апелляционной инстанции также не может согласиться с выводами суда области о возможности ограничения конкуренции в связи с принятием Постановлений N 1092 от 25.11.2010 г.., N 1093 от 25.11.2010 г.., N 191 от 31.03.2010 г.
Антимонопольный орган не вправе ограничивать Администрацию городского округа г. Воронеж в праве, предусмотренном ст.8 Конституции РФ, на свободу экономической деятельности. Реализуя конституционное право и в соответствии со ст.120 ГК РФ, Администрация могла создавать МАУ "Школьное питание", МАУ "Комбинат детского питания", МАУ "Школьник-2" и устанавливать задания для созданных муниципальных учреждений в соответствии с предусмотренной уставом деятельностью.
По тем же мотивам суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения уставов муниципальных автономных учреждений городского округа город Воронеж: "Школьное питание", "Комбинат детского питания", исключения из предмета их деятельности оказания услуг по обеспечению питанием учащихся муниципальных образовательных учреждений, поскольку это напрямую нарушает права и законные интересы хозяйствующих субъектов в области осуществления экономической деятельности.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 7 Закона "Об автономных учреждениях" учредительным документом автономного учреждения, является устав, утверждаемый его учредителем.
Устав автономного учреждения должен содержать, в том числе, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано.
Как следует из п. 1.1 Уставов МАУ "Школьное питание" (утвержден Постановлением администрации от 25.11.2010 N 1093), МАУ "Комбинат детского питания" (утвержден Постановлением администрации от 25.11.2010 N 1092) - целью создания и предметом деятельности Учреждения являются выполнение работ, оказания услуг в сфере организации питания школьников для обеспечения учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа город Воронеж рациональным, сбалансированным и качественным питанием. В предмет деятельности включено производство прочих пищевых продуктов, не включенных в другие группировки (п. 2.3 Устава).
Таким образом, учредительные документы МАУ соответствуют требованиям ст. 7 ФЗ "Об автономных учреждениях", и оснований для внесения в них изменений не имеется.
Исследовав представленные доказательства, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между включением в предмет деятельности (уставы) МАУ оказания услуг по обеспечению питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений и препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, запрещённым Законом о защите конкуренции.
Таким образом, выводы суда в данной части противоречат фактическим обстоятельствам, установленным по делу и являются результатом неправильного применения норм материального права.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нарушение прав и законных интересов Администрации выразилось в необоснованном ограничении конституционного права на свободу экономической деятельности и права на создание муниципальных автономных учреждений, закреплённого в ст. 120 ГК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области подлежит отмене.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на заявителя жалобы, однако, взысканию не подлежат, поскольку последний освобожден от ее уплаты в силу закона.
Руководствуясь частью 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый
арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.08.2011 по делу N А14-3755/2011 отменить.
Признать решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 06.04.2011 г.. по делу N 32-15к незаконным в части признания создания преимущественных условий деятельности хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по обслуживанию питанием школьников общеобразовательных учреждений города Воронежа путём принятия постановления N 1092 от 25.11.2010 г.. "О создании муниципального автономного учреждения городского округа город Воронеж "Комбинат детского питания"; постановления N 1093 от 25.11.2010 г.. "О создании муниципального автономного учреждения городского округа город Воронеж "Школьное питание", постановления Главы городского округа город Воронеж от 31 марта 2010 г.. N 191 "О реорганизации муниципального унитарного предприятия города Воронежа "Школьник - 2" Левобережного района.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области исключить из п.1 резолютивной части решения от 06.04.2011 г.. по делу N 32-15к фразу: "а также создании преимущественных условий деятельности хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по обслуживанию питанием школьников общеобразовательных учреждений города Воронежа" и фразу: " постановления N 1092 от 25.11.2010 г.. "О создании муниципального автономного учреждения городского округа город Воронеж "Комбинат детского питания"; постановления N 1093 от 25.11.2010 г.. "О создании муниципального автономного учреждения городского округа город Воронеж "Школьное питание", постановления Главы городского округа город Воронеж от 31 марта 2010 г.. N 191 "О реорганизации муниципального унитарного предприятия города Воронежа "Школьник - 2" Левобережного района"; из п.2 резолютивной части решения от 06.04.2011 г.. по делу N 32-15к фразу: "а также создание преимущественных условий деятельности хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по обслуживанию питанием школьников общеобразовательных учреждений города Воронежа".
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы России по Воронежской области привести установочную часть решения УФАС России по Воронежской области от 06.04.2011 г.. по делу N 32-15к в соответствие с настоящими изменениями его резолютивной части.
Признать предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 06.04.2011 г.. по делу N 32-15к недействительным в части признания создании преимущественных условий деятельности хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по обслуживанию питанием школьников общеобразовательных учреждений города Воронежа, а также в части изменения уставов муниципальных автономных учреждений городского округа город Воронеж: "Школьное питание", "Комбинат детского питания".
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области исключить из п.1. резолютивной части предписаний от 06.04.2011 г.. по делу N 32-15к фразу: "преимущественных условий деятельности хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по обслуживанию питанием школьников общеобразовательных учреждений города Воронежа"; п.1.3. резолютивной части предписания в адрес Главы Администрации городского округа г.Воронеж от 06.04.2011 г.. по делу N 32-15к исключить полностью.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-3755/2011
Истец: Администрация ГО г Воронеж, Воронежская городская Дума, МО городской округ г. Воронеж в лице Воронежской городской Думы
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской обл., УФАС по Воронежской обл, УФАС по Воронежской области
Третье лицо: Администрация городского округа г. Воронеж, МАУ "Комбинат детского питания", МАУ "Школьное питание", МАУ ГО г. Воронежа "Школьное питание", МУП "Школьник-2" Левобережного района г. Воронежа, ООО "Комбинат питания", ООО "Санта-Мария", ООО "Северянка", Терехова М. Б., Титов В А