Обзор проектов информационного письма Президиума ВАС РФ
и постановлений Пленума ВАС РФ*(1)
24 мая 2007 г. обсуждался проект информационного письма Президиума ВАС РФ "О некоторых вопросах публикации судебных актов арбитражных судов и материалов арбитражных дел".
В проекте обращается внимание на то, что публичное объявление или публикация судебного акта могут привести к разглашению государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны. Поэтому публикацию судебных актов необходимо осуществлять с извлечением сведений, составляющих охраняемую законом тайну. Данное требование нужно соблюдать при публичном объявлении и публикации не только судебных актов, но и материалов арбитражного дела.
В чем же заключаются правила публикации судебных актов и материалов дела, содержащих охраняемую законом тайну?
Во-первых, публикация содержащихся в судебных актах или материалах арбитражного дела сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется по согласованию с руководителем режимного секретного органа арбитражного суда Российской Федерации.
Если лицо ходатайствует о сохранении коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны, данное ходатайство удовлетворено, разбирательство дела проводилось в закрытом судебном заседании, то судебный акт и материалы арбитражного дела публикуются при условии изъятия части акта или материалов дела, содержащих информацию, о нераспространении которой ходатайствовало лицо.
Подобное изъятие возможно и в том случае, если сведения, содержащие коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну были предметом обсуждения открытого судебного заседания при условии удовлетворения ходатайства о недопустимости опубликования подобных сведений.
Во-вторых, подготовка судебных актов и материалов дела, содержащих коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, к передаче на публикацию осуществляется судьей, вынесшим данный судебный акт, либо председательствующим состава, рассмотревшего дело коллегиально.
На листах дел ставится отметка о том, что содержащиеся на них определенные сведения не подлежат публикации. После изготовления судебного акта суд отмечает не подлежащие публикации части.
Представляемые к публикации судебные акты или материалы дела должны иметь отметку о произведенных извлечениях.
Следует также обратить внимание на обязательность требований, указанных в данном проекте информационного письма Президиума ВАС РФ. Как следует из п. 6 проекта,"допустима публикация только тех судебных актов и материалов дела, которые подготовлены в соответствии с настоящим информационным письмом".
Вопрос о публикации судебных актов арбитражных судов ранее был рассмотрен в письме ВАС РФ от 6 февраля 2003 г. N С1-7/уп-104 "К вопросу о публикации судебных актов арбитражных судов", и в целом сделанные в нем выводы нашли свое отражение в проекте. В частности, в письме отмечается, что судебные акты, вынесенные по результатам судебного разбирательства, признанного судом закрытым в целом или в части, не могут передаваться для публикации. Однако публикация извлечений из судебных актов возможна.
21 июня 2007 г. был рассмотрен проект постановления Пленума ВАС РФ "О порядке начисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование".
Согласно п. 1 проекта порядок исчисления пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, предусмотренный ст. 75 НК РФ, не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение отчетного периода или по его итогам; исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53, 54 НК РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.
Пеня за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежит исчислению до дня их фактической уплаты. Если же налог к моменту, когда должны были быть уплачены авансовые платежи, не уплачен, то пеня за просрочку уплаты авансовых платежей подлежит уплате до наступления срока уплаты соответствующего налога. Как вариант в проекте рассматривается возможность исчисления пеней за неуплату в установленные сроки авансовых платежей до последнего дня налогового периода по соответствующему налогу.
Следующий момент, на который обращено внимание в проекте постановления, касается вопроса о начислении пеней на ежемесячные авансовые платежи по обязательному пенсионному страхованию. Из пункта 3 проекта следует, что на такие платежи пени не начисляются, поскольку "в рамках отношений по обязательному пенсионному страхованию пени подлежат уплате только в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов.
Ранее Президиум ВАС РФ в п. 9 информационного письма от 11 августа 2004 г. N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" также указывал на то, что пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование могут начисляться только по итогам отчетного периода, а не по окончании месяца (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19 апреля 2007 г. N Ф08-1303/07-790А; постановление ФАС Поволжского округа от 28 сентября 2006 г. N А06-2716у/05н.р).
Проект постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных жилых домов" был предметом обсуждения 17 мая и 5 июля 2007 г
В пункте 1 проекта постановления Пленум ВАС РФ указал на то, что освобождение от обложения на НДС услуг по предоставлению в пользование жилых помещений означает невозможность начисления названного налога на такой вид платежа, как плата за пользование жилым помещением (плата за наем, плата за жилое помещение). Именно эта сумма представляет собой оплату услуг, указанных в подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ. Не освобождается от НДС плата за содержание и ремонт жилого помещения (которая включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме), плата за коммунальные услуги.
Проблема, указанная в п. 1 проекта, возникла в связи с тем, что НК РФ не содержит понятия "услуги по предоставлению в пользование жилых помещений", применяемого в подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ. Эту проблему разрешил Президиум ВАС РФ в постановлении от 13 марта 2007 г. N 9593/06. Суд указал, что в облагаемую НДС налоговую базу не подлежит включению лишь плата за пользование жилым помещением (плата за наем). Услуги же по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в нем подлежат обложению данным налогом в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ.
В проекте постановления достаточно подробно рассмотрен вопрос об обложении НДС услуг, связанных с эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах (в т.ч. коммунальных услуг, предоставление которых обеспечивается товариществом собственников жилья (ТСЖ), управляющими организациями).
В частности, отмечается, что если договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об оказании коммунальных услуг и прочие заключаются ТСЖ, то это происходит в интересах не ТСЖ, а его членов и от их имени. Дело в том, что ТСЖ - некоммерческая организация, т.е. не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Следовательно, поскольку граждане не являются плательщиками НДС, то ТСЖ не платят его и по операциям, предоставление которых обеспечивается товариществом (не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС).
В настоящее время в судебных решениях отмечается следующее. ТСЖ не оказывает работы и услуги, которые оплачивались бы за счет платы за жилье и коммунальные услуги, вносимой жильцами. Оно лишь аккумулирует денежные средства для перечисления их соответствующим поставщикам. Поэтому ТСЖ как не имеющее объекта налогообложения не может рассматриваться в качестве лица, обязанного уплатить НДС в бюджет с данных сумм (постановление ФАС Поволжского округа от 11 июля 2006 г. N А72-14381/05-16/90).
ФАС Центрального округа в постановлении от 5 марта 2007 г. N А08-1854/06-25 также обратил внимание на следующее. Платежи, поступившие на счет ТСЖ от собственников жилого фонда, являются денежными средствами, направленными на целевое использование для покрытия расходов на содержание и техническое обслуживание, в т.ч. на ремонт жилого фонда, и не связаны с возмездной реализацией товаров и выполнением работ по ремонту. Поэтому они правомерно не включены налогоплательщиком в налоговую базу по НДС.
В отличие от ТСЖ управляющая организация, как правило, является коммерческой и стремится к получению прибыли от деятельности по управлению многоквартирным домом. Поэтому услуги управляющей организации по управлению многоквартирным домом являются платными. За осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом она получает соответствующее вознаграждение (ст. 161, 162 ЖК РФ).
Однако, как следует из проекта, "поскольку платный характер деятельности управляющей организации не изменяет существа выполняемых ею функций, которые состоят в управлении многоквартирным домом, судам следует исходить из того, что налоговый статус названных организаций аналогичен налоговому статусу ТСЖ".
В связи с этим оказание услуг, выполнение работ непосредственно управляющей организацией не может свидетельствовать о том, что эти услуги (работы) предоставляются (выполняются) не во исполнение договора на управление многоквартирным домом, а на основании какого-либо договора. И наоборот, если данные услуги предоставляются лицу, с которым не заключен договор на управление многоквартирным домом, или гражданину, который не является собственником жилых помещений в доме, судам необходимо исходить из того, что соответствующие операции облагаются НДС на общих основаниях.
Что касается уплаты НДС органами местного самоуправления, унитарными предприятиями в случае предоставления ими услуг, связанных с эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах во исполнение договора на управление многоквартирным домом, то здесь судам необходимо учитывать следующее. Орган местного самоуправления в силу своего правового статуса не может быть стороной договора. Ею должно выступать публично-правовое образование (местное самоуправление), которое в силу ст. 143 НК РФ не является плательщиком НДС*(2).
При разрешении вопроса об обложении НДС перечисленных услуг, оказываемых унитарными предприятиями, следует отметить, что их деятельность в основном включает эксплуатацию, содержание и ремонт (в т.ч. предоставление коммунальных услуг) жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах. Согласно ст. 50 ГК РФ предприятия являются коммерческими организациями. Исходя из этого, Пленум ВАС РФ сделал вывод о том, что такие унитарные предприятия должны платить НДС.
А.В. Фролова,
юрист
"Арбитражное правосудие в России", N 8, август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В статье описываются проекты с сайта ВАС РФ: http: // www.arbitr.ru
*(2) В проекте предлагается (как вариант) не обозначать конкретную позицию по вопросу уплаты НДС органами местного самоуправления за оказание услуг, связанных с эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах (в частности, коммунальных услуг).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В статье освещается проект информационного письма Президиума ВАС РФ "О некоторых вопросах публикации судебных актов арбитражных судов и материалов арбитражных дел".
В проекте обращается внимание на то, что публичное объявление или публикация судебного акта либо материалов арбитражного дела могут привести к разглашению государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны. Кратко изложены правила публикации судебных актов и материалов дела, содержащих охраняемую законом тайну.
Обращается внимание на обязательность требований, указанных в данном проекте информационного письма - "допустима публикация только тех судебных актов и материалов дела, которые подготовлены в соответствии с настоящим информационным письмом".
Также автором рассматриваются проекты постановлений Пленума ВАС РФ. В проекте "О порядке начисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование" автор уделяет внимание таким вопросам, как: начисляются ли пени на ежемесячные авансовые платежи по обязательному пенсионному страхованию? до какого дня должна исчисляться пеня за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам?
Вызывает интерес проект постановления "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных жилых домов".
В проекте отмечается, в частности, что налоговый статус управляющих организаций аналогичен налоговому статусу ТСЖ.
Рассмотрен также вопрос уплаты НДС органами местного самоуправления и унитарными предприятиями в случае предоставления ими услуг во исполнение договора на управление многоквартирным домом.
Обзор проектов информационного письма Президиума ВАС РФ и постановлений Пленума ВАС РФ
Автор
А.В. Фролова - юрист
"Арбитражное правосудие в России", 2007, N 8