г. Чита |
|
10 января 2012 г. |
Дело N А19-14172/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 января 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М.,
судей Капустиной Л.В., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайловой Д.С., рассмотрел в открытом заседании апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 октября 2011 года по делу N А19-14172/2011 по иску Комитета по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Иркутской области о признании отказа недействительным,
(суд первой инстанции: Кулик Е.Н.),
при участии в судебном заседании:
от Комитета по управлению имуществом (ОГРН 1053813014617, ИНН 3813002088; адрес: 665106, Иркутская обл, Нижнеудинский р-н, Нижнеудинск г, Ленина ул, 40): не явился, извещен;
от Кадастровой палаты по Иркутской области (ОГРН 1023801019208, ИНН 3808029912; адрес: 664007, Иркутская обл, Иркутский р-н, Иркутск г, Софьи Перовской ул, 30): не явился, извещен
установил:
Комитет по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования (далее - заявитель, Комитет по управлению имуществом) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования МТП "Полюс" земельными участками:
- по ул. Краснопартизанская, 22, кадастровый номер 38:37:020205:241;
- по ул. К. Маркса, 73, кадастровый номер 38:37:020104:155;
- по ул. Молодости, 5б, кадастровый номер 38:37:020107:111;
- по ул. Некрасова, 18, кадастровый номер 38:37:020207:137;
- по ул. Жданова, 4, кадастровый номер 38:37:020411:109;
- по ул. Свердлова, 81, кадастровый номер 38:37:020210:242;
- по ул. Красной Звезды, 19, кадастровый номер 38:37:020201:182;
и обязать Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования муниципальным торговым
предприятием "Полюс" этими земельными участками.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 31 мая 2011 года N П/200 "Об утверждении уставов федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" (пункт 41) Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области переименовано в Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Иркутской области (далее - Кадастровая палата по Иркутской области).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 октября 2011 года иск удовлетворен. Судом признан незаконным отказ Кадастровой палаты по Иркутской области о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования муниципального торгового предприятия "Полюс" земельными участками:
- по ул. Краснопартизанская, 22, кадастровый номер 38:37:020205:241;
- по ул. К. Маркса, 73, кадастровый номер 38:37:020104:155;
- по ул. Молодости, 5б, кадастровый номер 38:37:020107:111;
- по ул. Некрасова, 18, кадастровый номер 38:37:020207:137;
- по ул. Жданова, 4, кадастровый номер 38:37:020411:109;
- по ул. Свердлова, 81, кадастровый номер 38:37:020210:242;
- по ул. Красной Звезды, 19, кадастровый номер 38:37:020201:182.
Суд обязал Кадастровую палату по Иркутской области устранить нарушение прав заявителя путем внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования муниципальным торговым предприятием "Полюс" этими земельными участками.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Кадастровая палата по Иркутской области обжаловала его в апелляционном порядке, ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Заявитель апелляционной жалобы указал, что внесение изменений в государственный кадастр недвижимости о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на основании письма КУМИ администрации Нижнеудинского МО в порядке информационного взаимодействия законом не предусмотрено. Кроме того в апелляционной жалобе указано, что основанием для внесения изменений в кадастр является сообщение об отказе от права на земельный участок, однако в письме КУМИ администрации Нижнеудинского МО таких сведений не содержалось. По мнению Кадастровой палаты по Иркутской области, заявитель не доказал каким образом нарушаются его права отказом Кадастровой палаты о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет по управлению имуществом указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит отказать заявителю апелляционной жалобы в ее удовлетворении.
В судебном заседании 22 декабря 2011 года в порядке части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 10 часов 45 минут 29 декабря 2011 года, о чем в порядке, предусмотренном Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2006 года N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет (www.4aas.arbitr.ru) и в холле суда.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении N N 67200045002211 и 67200045002204, а также отчетом о публикации 1 декабря 2011 года 09:33:32 МСК на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ответчик ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления администрации г. Нижнеудинска от 27.07.1995 N 404 были восстановлены границы землепользования и предоставлены муниципальному торговому предприятию "Полюс" в постоянное пользование земельные участки:
- по ул. Краснопартизанская, 22, кадастровый номер 38:37:020205:241;
- по ул. К. Маркса, 73, кадастровый номер 38:37:020104:155;
- по ул. Молодости, 5б, кадастровый номер 38:37:020107:111;
- по ул. Некрасова, 18, кадастровый номер 38:37:020207:137;
- по ул. Жданова, 4, кадастровый номер 38:37:020411:109;
- по ул. Свердлова, 81, кадастровый номер 38:37:020210:242;
- по ул. Красной Звезды, 19, кадастровый номер 38:37:020201:182.
Постановлением мэра г. Нижнеудинска от 19.10.2000 N 792 муниципальное торговое предприятие "Полюс" снято с государственной регистрации и исключено из
государственного реестра.
Постановлением Администрации Нижнеудинского муниципального образования от 28.12.2010 N 1252 в связи со снятием с государственной регистрации муниципального торгового предприятия "Полюс" прекращено право постоянного пользования земельными участками: - по ул. Краснопартизанская, 22, кадастровый номер 38:37:020205:241; - по ул. К. Маркса, 73, кадастровый номер 38:37:020104:155; - по ул. Молодости, 5б, кадастровый номер 38:37:020107:111; - по ул. Некрасова, 18, кадастровый номер 38:37:020207:137; - по ул. Жданова, 4, кадастровый номер 38:37:020411:109; - по ул. Свердлова, 81, кадастровый номер 38:37:020210:242; - по ул. Красной Звезды, 19, кадастровый номер 38:37:020201:182 (л.д. 27).
18.05.2011 заявитель обратился в адрес Кадастровой палаты по Иркутской области с заявлением о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования за муниципальным торговым предприятием "Полюс" на указанные земельные участки.
Письмом от 03.06.2011 N 11исх/2284-ст Кадастровая палата по Иркутской области отказалась вносить изменения в государственный кадастр недвижимости, так как от землепользователя отсутствовало сообщение об отказе от прав на земельные участки.
Суд апелляционной инстанции считает отказ Кадастровой палаты по Иркутской области от 3 июня 2011 года N 11исх/2284-ст несоответствующим требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости), исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что требования Общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого отказа от 3 июня 2011 года N 11исх/2284-ст закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов таким отказом.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4).
В силу пункта 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, прекращение существования юридического лица прекращает все его права и обязанности.
Администрация Нижнеудинского муниципального образования, установив факт ликвидации муниципального торгового предприятия "Полюс", руководствуясь статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, 28 декабря 2010 года вынесла постановление о прекращении права постоянного пользования спорными земельными участками, предоставленными муниципальному торговому предприятию "Полюс".
Согласно части 3 статьи 20 Закона о государственном кадастре недвижимости с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. В частности, с заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Пункт 8 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости устанавливает, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Пунктом 34 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, предусмотрено, что основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений (при выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия) являются:
- отсутствие у органа государственной власти или органа местного самоуправления правомочий на принятие и направление в орган кадастрового учета документов, поступающих в порядке информационного взаимодействия (например, принятие решения о переводе земельного участка из одной категории в другую не уполномоченным органом);
- противоречие сведений об объектах недвижимости в документах, поступающих в порядке информационного взаимодействия, и сведений, содержащихся о таких объектах в ГКН (за исключением случаев поступления документов для учета изменений объектов недвижимости);
- отсутствие в представленных (поступивших) документах оснований для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном.
Указанным пунктом, а также статьей 27 Закона о государственном кадастре недвижимости органу кадастрового учета не предоставлено полномочий по осуществлению правовой экспертизы представленных для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости документов, в связи с чем Кадастровая палата по Иркутской области, получив постановление Администрации от 28 декабря 2010 года N "О прекращении права постоянного пользования спорными земельными участками, предоставленными муниципальному торговому предприятию "Полюс", которое в предусмотренном законом порядке никем не оспорено и не отменено, не имела законных оснований для признания такого постановления незаконным и отказа во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в связи с прекращением права постоянного пользования спорными земельными участками муниципального торгового предприятия "Полюс".
Нижнеудинское муниципальное образование, являясь собственником спорных земельных участков на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не имеет возможности распоряжаться своим имуществом, в связи с чем суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии нарушения отказом от 3 июня 2011 года N 11исх/2284-ст прав и законных интересов Комитета по управлению имуществом.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев все доводы заявителя апелляционной жалобы, считает их не влияющими на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии с частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
При этом в пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что если государственное и муниципальное учреждение выполняет одновременно функции государственного органа (органа местного самоуправления), вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины решается в зависимости от наличия оснований для применения подпункта 1 и подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса.
С учетом того, что Кадастровая палата Иркутской области, отказывая во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости, действовала как орган, выполняющий государственные функции, суд апелляционной инстанции считает необходимым вернуть Кадастровой палате Иркутской области из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную платежным поручением от 11.11.2011 N 1703620 (л.д. 72), в размере 2 000 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 октября 2011 по делу N А19-14172/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Иркутской области (ОГРН 1023801019208, ИНН 3808029912) из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению от 11 ноября 2011 года N 1703620 государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 34 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, предусмотрено, что основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений (при выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия) являются:
- отсутствие у органа государственной власти или органа местного самоуправления правомочий на принятие и направление в орган кадастрового учета документов, поступающих в порядке информационного взаимодействия (например, принятие решения о переводе земельного участка из одной категории в другую не уполномоченным органом);
- противоречие сведений об объектах недвижимости в документах, поступающих в порядке информационного взаимодействия, и сведений, содержащихся о таких объектах в ГКН (за исключением случаев поступления документов для учета изменений объектов недвижимости);
- отсутствие в представленных (поступивших) документах оснований для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном.
Указанным пунктом, а также статьей 27 Закона о государственном кадастре недвижимости органу кадастрового учета не предоставлено полномочий по осуществлению правовой экспертизы представленных для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости документов, в связи с чем Кадастровая палата по Иркутской области, получив постановление Администрации от 28 декабря 2010 года N "О прекращении права постоянного пользования спорными земельными участками, предоставленными муниципальному торговому предприятию "Полюс", которое в предусмотренном законом порядке никем не оспорено и не отменено, не имела законных оснований для признания такого постановления незаконным и отказа во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в связи с прекращением права постоянного пользования спорными земельными участками муниципального торгового предприятия "Полюс".
...
В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
При этом в пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что если государственное и муниципальное учреждение выполняет одновременно функции государственного органа (органа местного самоуправления), вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины решается в зависимости от наличия оснований для применения подпункта 1 и подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса."
Номер дела в первой инстанции: А19-14172/2011
Истец: Комитет по управлению имуществом Нижнеудинского муниципального образования
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
10.01.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5022/11