Паспорт бартерной сделки
Многие торговые организации успешно занимаются внешнеторговой деятельностью посредством, например, бартерных сделок. Причем иногда контракт содержит условие, что часть обязательства погашается денежными средствами. Другими словами, заключается смешанный договор. В большинстве случаев для совершения внешнеторговой бартерной сделки необходимо в установленном порядке получить паспорт бартерной сделки. Нужен ли он, если на основании договора осуществляется не только обмен товарами, но и производится расчет платежными средствами?
Также представляет интерес вопрос, поступивший в редакцию журнала по следам статьи, опубликованной в N 5, 6 за 2006 год*(1): следует ли оформлять паспорт бартерной сделки при заключении договора, предусматривающего перемещение товаров между РФ и Республикой Беларусь? В ней было отмечено, что контролирующие органы не требуют оформлять паспорт бартерной сделки. Это подтвердил и автор вопроса, основываясь на своем профессиональном практическом опыте. Мы, в свою очередь, решили разобраться, соответствует ли сложившееся положение вещей требованиям действующего законодательства.
Когда необходим паспорт бартерной сделки?
Если участниками бартерной сделки являются российская организация и иностранная компания, то первой вменяется в обязанность оформить паспорт бартерной сделки. Только после этого возможен экспорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Ведь таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ в счет исполнения бартерных сделок, осуществляется только при представлении в таможенные органы России паспорта бартерной сделки (п. 7 ст. 45 Закона N 164-ФЗ*(2), п. 5 Указа Президента РФ N 1209*(3)). Следовательно, нас интересует ответ на вопрос: в какой ситуации внешнеторговую сделку можно отнести к бартерной? Он требует особого внимания, поскольку при изучении действующего законодательства выявляется некоторое несоответствие.
Согласно п. 3 ст. 2 Закона N 164-ФЗ внешнеторговой бартерной признается сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств. Еще одно определение дано в п. 1 Указа Президента РФ N 1209: под ней следует понимать совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. Кроме того, здесь подчеркнуто, что сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств, не относятся к бартерным. Отсюда возникает вопрос: как быть со смешанными формами расчета - относятся ли они к бартерным сделкам?
Федеральная таможенная служба в п. 18 Методических рекомендаций*(4) пояснила, что до внесения изменений в Закон N 164-ФЗ в части приведения его положений в соответствие с Законом N 173-ФЗ*(5) паспорт бартерной сделки оформляется только на внешнеторговые бартерные сделки, не предусматривающие осуществление расчетов с использованием денежных или иных платежных средств. Таким образом, при совершении сделки со смешанными формами расчетов паспорт бартерной сделки не нужен. Однако в этом случае необходимо получить паспорт экспортной и (или) импортной сделки, что предусмотрено Инструкцией ЦБ РФ N 117-И*(6). Об этом сказано и в п. 19 Методических рекомендаций. Контроль над такой сделкой будет осуществляться на основании требований, установленных указанной инструкцией для оформления паспортов сделок.
В соответствии с п. 3.2 Инструкции ЦБ РФ N 117-И паспорт сделки не нужен, если валютные операции осуществляются:
- кредитными организациями-резидентами от своего имени и за свой счет;
- через счета резидентов и нерезидентов, открытые в Банке России;
- нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти;
- физическими лицами-резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями;
- между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта (кредитного договора) не превышает в эквиваленте 5 000 долл. США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора) с учетом внесенных изменений и дополнений.
Как оформляются внешнеторговые бартерные сделки?
Чтобы провести внешнеторговую бартерную сделку, необходимо подготовить внешнеэкономический бартерный договор. Бартерные сделки в соответствии с п. 2 Указа Президента РФ N 1209 совершаются в простой письменной форме путем заключения двустороннего договора мены.
Договор должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему, а именно:
- иметь дату и номер;
- составляться одним документом (исключение - бартерные сделки, заключаемые в счет выполнения международных соглашений. В этом случае договор можно оформить в виде нескольких документов, включив в них сведения, позволяющие отнести договор к конкретному соглашению и установить взаимосвязь этих документов с целью определения условий исполнения бартерной сделки).
Кроме того, в договоре должны быть определены:
- номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товаров;
- перечень работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, их стоимость, сроки выполнения работ, момент предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности;
- перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности (утвержден МВЭС РФ 01.07.1997 N 10-83/2508, ГТК РФ 09.07.1997 N 01-23/13044, ВЭК РФ 03.07.1997 N 07-26/3628);
- порядок удовлетворения претензий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами условий договора.
Порядок оформления паспорта бартерной сделки
В соответствии с требованием Указа Президента РФ N 1209 был разработан Порядок оформления и учета паспортов бартерных сделок*(7) (далее - Порядок). Он определяет, что паспорт - это документ контроля и учета бартерных сделок, совершаемых российскими лицами в соответствии с заключенными внешнеэкономическими договорами.
Обратите внимание: паспорт бартерной сделки оформляют не в банке, а в региональном управлении Министерства экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России), где зарегистрировано российское лицо. Если сумма договора превышает в эквиваленте 5 млн. долл. США, паспорт бартерной сделки оформляется в Управлении уполномоченного Минэкономразвития по Центральному району по согласованию с данным министерством (разд. 2 Порядка, Телетайпограмма ГТК РФ от 01.09.1998 N ТФ-1615).
По каждому заключенному договору может быть оформлен только один паспорт. В случае внесения изменений в договор паспорт должен быть переоформлен до таможенного оформления перемещения товаров. Исключений для неоформления паспортов бартерной сделки в вышеназванных документах не предусмотрено. Единственное уточнение, оговоренное Порядком, состоит в том, что паспорта могут оформляться с учетом особенностей проведения бартерных операций в торговле с отдельными странами. Однако таких особенностей в действующем законодательстве РФ нет.
Для оформления паспорта бартерной сделки представляется подписанное и удостоверенное печатью торговой организации заявление, к которому прилагаются:
- паспорт бартерной сделки в двух экземплярах, подписанный и удостоверенный печатью торговой организации;
- оригинал и удостоверенная копия договора (включая изменения и дополнения к нему). Копия договора остается в Управлении уполномоченного Минэкономразвития РФ в регионе;
- оригинал и копия разрешения Минэкономразвития РФ, полученного в соответствии с требованиями п. 3 Указа Президента РФ N 1209;
- удостоверенная копия документа о государственной регистрации российского лица;
- копии учредительных документов (представляются только при первом обращении в Управление уполномоченного Минэкономразвития РФ в регионе);
- копия документа, подтверждающего учет российского лица органами государственной статистики;
- копия международного договора РФ (нужна в том случае, если договор, на основании которого составлен паспорт бартерной сделки, заключен во исполнение международного договора РФ);
- удостоверенный российским лицом перевод договора (в случае отсутствия его оригинала на русском языке) (остается в Управлении уполномоченного Минэкономразвития РФ в регионе).
Представленные документы рассматриваются в течение 21 рабочего дня с даты принятия заявления. При обнаружении несоответствия договора требованиям законодательства РФ Минэкономразвития РФ может отказать в оформлении или переоформлении паспорта бартерной сделки. В этом случае оригиналы и копии документов возвращаются. Кроме того, даются рекомендации по составлению паспорта бартерной сделки, причем в письменной форме. Если документы в порядке, то паспорту присваивается номер и уполномоченный Минэкономразвития РФ в регионе подписывает и удостоверяет печатью оба экземпляра паспорта бартерной сделки, один из которых выдается представителю торговой организации, другой - остается в Управлении уполномоченного Минэкономразвития в регионе.
Контроль бартерных сделок
Согласно п. 8 Указа Президента РФ N 1209 и п. 2 Постановления Правительства РФ N 1300*(8) на территории РФ установлен порядок осуществления контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, изложенный в Положении*(9). Он обеспечивается при проведении проверок российских лиц, осуществляющих бартерные сделки, на основании имеющейся информации, а также оформленных паспортов бартерных сделок.
Пунктом 3 Указа Президента РФ N 1209 предусмотрено, в каких случаях российские лица, заключившие бартерную сделку, обязаны получить в Минэкономразвития РФ разрешение на проведение данной сделки (порядок выдачи разрешений утвержден МВЭС РФ 13.03.1997 N 10-83/897, ГТК РФ 04.03.1997 N 01-23/4663, ВЭК РФ 28.02.1997 N 07-26/356). Во-первых, это необходимо сделать, если ввоз на таможенную территорию РФ товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности осуществляется с превышением сроков, установленных законодательством РФ для исполнения текущих валютных операций и исчисляемых с даты выпуска экспортируемых товаров таможенными органами либо с момента выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. Во-вторых, разрешение понадобится в случае выполнения иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоз на таможенную территорию РФ товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.
Отметим, что в настоящее время в Законе N 173-ФЗ отсутствует определение понятия текущих валютных операций, а также не регламентированы сроки их исполнения. В связи с этим подготовлен законопроект*(10), который предусматривает исключение из Закона N 164-ФЗ терминов, не используемых в валютном законодательстве, в частности термина "текущие валютные операции". В п. 2 ст. 45 Закона N 164-ФЗ выражение "сроки, установленные законодательством РФ для осуществления текущих валютных операций и исчисляемые..." предлагается заменить на "сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами)". Кроме того, согласно новой редакции п. 3 ст. 45 Закона N 164-ФЗ разрешение понадобится в случае предоставления российским лицом иностранному отсрочки исполнения обязательств по внешнеторговой бартерной сделке (кроме обязательств, связанных с осуществлением валютных операций) на срок более 180 календарных дней.
Внешнеторговые бартерные сделки при отмене таможенного контроля
В соответствии с Соглашением*(11), Указом Президента РФ N 525*(12), Постановлением Правительства РФ N 583*(13) отменен таможенный контроль на границе между РФ и Республикой Беларусь в отношении товаров, происходящих из Республики Беларусь и ввозимых в РФ, и товаров, происходящих из РФ и вывозимых в Республику Беларусь. Отметим, единственное, что надо учитывать при определении статуса товаров в таможенных целях - страну их происхождения. Поэтому таможенное оформление иностранных товаров, выпущенных в свободное обращение на территории указанных государств, производится в общеустановленном порядке (письма ФТС РФ от 13.03.2006 N 15-14/7886, от 09.02.2006 N 01-06/4153).
Отмена таможенного контроля подразумевает отмену таможенных пошлин, налогов, сборов, упрощенную процедуру декларирования товаров, однако не освобождает резидента от обязанности соблюдать внутригосударственные правила валютного контроля и валютного регулирования. При осуществлении безналичных расчетов с белорусскими контрагентами организации обязаны на каждый заключаемый договор оформлять в банке паспорт сделки (Инструкция ЦБ РФ N 117-И). Это подтверждает сложившаяся арбитражная практика (см., например, постановления ФАС СКО от 29.03.2007 N Ф08-1609/2007-674А, ФАС ПО от 28.11.2006 N А49-3755/06-210ОП/13).
К сведению: за нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок могут привлечь к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб., на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что механизм валютного контроля бартерных сделок должен быть аналогичен моделям валютного контроля при совершении экспортных и импортных операций. Таким образом, отмена таможенного контроля между странами не освобождает от оформления на внешнеторговые бартерные операции паспорта бартерной сделки. Напомним, что согласно п. 7 ст. 45 Закона N 164-ФЗ при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ в счет исполнения внешнеторговой бартерной сделки, в таможенные органы России необходимо представить паспорт внешнеторговой бартерной сделки. Причем никаких исключений из этого правила действующим законодательством не предусмотрено. Как показывают публикации в прессе, данной точки зрения придерживаются и некоторые специалисты государственного таможенного комитета.
В заключение отметим, что в некоторых случаях налоговые инспекции в связи с отсутствием паспорта бартерной сделки пытаются отказать в праве применения налоговой ставки в размере 0% по НДС. В свою очередь судьи их не поддерживают (см., например, постановления Десятого Арбитражного апелляционного суда от 06.09.2006 N А41-К2-29264/05, ФАС СЗО от 20.02.2006 N А26-7227/2005-23, ФАС УО от 14.09.2004 N Ф09-3788/04-АК). Как подчеркнули судьи ФАС СЗО, нормами налогового законодательства не предусмотрено, что установленные законодательством о валютном контроле требования распространяются на налоговые отношения, связанные с порядком возмещения налога на добавленную стоимость.
Н.В. Лебедева
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Е.А. Куликова "Импорт товаров, работ, услуг из Республики Беларусь".
*(2) Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
*(3) Указ Президента РФ от 18.08.1996 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок".
*(4) Методические рекомендации по осуществлению таможенными органами валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок (Приложение к Письму ФТС РФ от 31.03.2005 N 01-06/10139).
*(5) Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
*(6) Инструкция ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".
*(7) Порядок оформления и учета паспортов бартерных сделок, утв. Минфином РФ N 01-14/197, МВЭС РФ N 10-83/3225, ГТК РФ N 01-23/21497 03.12.1996.
*(8) Постановление Правительства РФ от 31.10.1996 N 1300 "О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок".
*(9) Положение об осуществлении на территории РФ контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих выполнение работ, предоставление услуг и результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в материально-вещественной форме, утв. ВЭК РФ N 07-26/3226, МВЭС РФ N 10-83/2007, ГТК РФ N 01-23/10035 28.05.1997.
*(10) Проект Федерального закона N 247228-4 "О внесении изменений в статьи 44 и 45 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
*(11) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 06.01.1995 "О таможенном союзе".
*(12) Указ Президента РФ от 25.05.1995 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь".
*(13) Постановление Правительства РФ от 23.06.1995 N 583 "О мерах по реализации Указа Президента РФ от 25.05.1995 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе РФ с Республикой Беларусь".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"