Поддержим субъектов малого и среднего предпринимательства
На протяжении более чем десяти лет интересы небольших компаний и предпринимателей защищал Закон о государственной поддержке малого предпринимательства*(1). Этот нормативный акт гарантировал предпринимателям и небольшим фирмам льготные условия использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, сохранение порядка и условий налогообложения, а также ряд упрощенных процедур, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности. Однако после принятия данного закона многое изменилось, а отдельные его нормы устарели и признаны утратившими силу. Чтобы не оставлять субъектов малого предпринимательства без государственной поддержки, следует вносить поправки и дополнения в действующий закон либо разработать новый. Законодатель выбрал последнее. Государственная дума в конце июля этого года приняла Закон*(2), регулирующий отношения не только в сфере малого, но и среднего предпринимательства. Он вступает в силу с 2008 года, за исключением отдельных положений, для которых установлена "рассрочка" до 2010 года.
В статье рассмотрены основные нормы принятого Закона, а также отдельные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства?
Ответ на этот вопрос дан в ст. 4 Закона. В ней в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства рассматриваются:
- коммерческие организации и потребительские кооперативы (за исключением государственных и муниципальных предприятий);
- индивидуальные предприниматели.
Для них установлены условия, выполнение которых позволяет отнести юридическое или физическое лицо к той или иной группе субъектов предпринимательства. Коммерческим организациям начать нужно с уставного капитала. Он должен быть оплачен физическими лицами или такими же субъектами малого и среднего предпринимательства (доля других организаций не должна превышать 25%) (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона).
Следующему критерию - численности работников - должны уделить внимание как юридические, так и физические лица, зарегистрированные в установленном порядке. Если средняя численность сотрудников за предшествующий календарный год составляет от 100 до 250 человек, то субъект предпринимательской деятельности считается средним. Малыми считаются организации (предприниматели), у которых штат сотрудников не превышает 100 человек*(3). Нетрудно заметить, что для предприятий общественного питания этот показатель вырос по сравнению с действующим в настоящее время (50 чел.). Дает ли это основания полагать, что со следующего года воспользоваться преимуществами субъектов малого предпринимательства смогут больше небольших предприятий общепита? К сожалению, нет. Причиной не столь оптимистических прогнозов является третий (для предпринимателей - второй) критерий оценки субъектов малого бизнеса.
С 2008 года помимо условия о численности работников вводится ограничение в выручке (без НДС) или балансовой стоимости активов (пп. 3 ч. 1 ст. 4 Закона). Предельные значения для этих показателей устанавливает Правительство РФ для каждой категории субъектов предпринимательства (как для малых, так и средних), а последние определяют выручку и стоимость активов за предшествующий календарный год.
Вновь созданные организации и зарегистрированные предприниматели находятся в более выгодном положении, они подсчитывают свою выручку за период, прошедший со дня их государственной регистрации (ч. 5 ст. 4 Закона). Исходя из этого же периода они сравнивают с предельными показатели своей балансовой стоимости активов и средней численности работников, которые не так существенно изменяются со временем, как выручка. Поэтому вновь созданным организациям или зарегистрированным предпринимателям следует руководствоваться более устойчивыми во времени показателями, чтобы потом не оказаться "за бортом" субъектов малого и среднего предпринимательства.
Из трех поименованных признаков для определения категории необходимы лишь два. Это средняя численность работников (в обязательном порядке) и один по выбору - выручка или балансовая стоимость активов. Не исключено, что определенные по этим показателям категории субъектов предпринимательства будут различаться. Тогда о принадлежности бизнеса к малому или среднему следует судить исходя из наибольшего по значению условия (ч. 3 ст. 4 Закона). Поясним, о чем идет речь. Допустим, по средней численности организация (предприниматель) относится к сфере малого предпринимательства, а по выручке - к средним хозяйствующим субъектам. Тогда организацию (предпринимателя) следует считать субъектом среднего предпринимательства. Такой же вывод напрашивается в обратной ситуации, если организация (предприниматель) не соответствует субъектам малого предпринимательства только по средней численности, а по выручке (или балансовой стоимости) находится в пределах установленного для этой категории ограничения. Этот субъект предпринимательства будет считаться средним.
При осуществлении деятельности средняя численность, выручка (балансовая стоимость) могут изменяться. Означает ли это, что субъект предпринимательства автоматически переходит в другую категорию? Совсем нет, Закон допускает изменение категории организации (предпринимателя) только в случае, если показатели деятельности выше или ниже допустимых в течение двух лет, следующих друг за другом. Ошибочно считать, что это правило установлено только для смены категорий (с малой на среднюю и наоборот). Если субъект превысил ограничения, установленные для средних предприятий и предпринимателей, то он исключается из списка последних не на следующий год, а через год, если показатели деятельности так не снизились до установленных Правительством РФ ограничений. Предельные значения будут устанавливаться на каждый год, а с 2010 года - один раз в пять лет на основе сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Как же им правильно рассчитать показатели своей деятельности?
Как рассчитать показатели?
Средняя численность работников. Она определяется за календарный год исходя из количества всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом отработанного времени. В расчет также следует включить работников филиалов и других обособленных подразделений компаний.
В настоящий момент о том, как рассчитывать среднюю численность работников, приводятся разъяснения в Постановлении Росстата РФ N 69*(4). В нем установлен алгоритм расчета средней численности работников за месяц. Для того чтобы определить этот показатель за год, нужно сложить среднюю численность за все месяцы и разделить полученную сумму на количество месяцев.
Расчет средней численности целесообразно провести в три этапа. На первом рассчитать среднесписочную численность штатных работников, на втором - среднюю численность внешних совместителей и на заключительном - среднюю численность работников, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера.
Порядок расчета среднесписочной численности штатных работников производится на последнее число отчетного периода и включает определение числа:
- полностью занятых работников;
- сотрудников, работающих на условиях неполного рабочего дня.
Среднесписочную численность первой категории работников рассчитать несложно: нужно определить списочную численность работников за каждый календарный день месяца, полученные результаты сложить, а затем разделить на количество календарных дней в этом месяце. Работники, включаемые в среднесписочную численность целыми единицами, поименованы в п. 88 Постановления Росстата РФ N 69. Но есть сотрудники, которые из расчета среднесписочной численности исключаются. Они перечислены в п. 89, 90.1 Постановления Росстата РФ N 69. В таком же порядке можно рассчитать среднюю численность лиц, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера. Эти лица учитываются за каждый календарный день как целые единицы в течение всего периода действия этого договора независимо от срока выплаты вознаграждения. Если работник, состоящий в списочном составе, заключил договор гражданско-правового характера с этой же организацией, то он не включается в среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
Алгоритм определения среднесписочной численности второй категории работников (которым установлен режим неполного рабочего времени) немного сложнее. Сначала нужно рассчитать количество человеко-дней, для этого общее количество отработанных работниками часов делится на продолжительность рабочего дня, которая зависит от продолжительности рабочей недели (40, 36 или 24 часа). Потом можно перейти к расчету среднесписочной численности, поделив полученное количество человеко-дней на число рабочих дней в текущем месяце. В аналогичном порядке определяется средняя численность внешних совместителей - пропорционально отработанному времени.
Рассмотрим расчет среднесписочной численности работников за месяц на примере.
Пример 1.
Предположим, что в организации общественного питания в августе 2007 г. задействовано 80 работников, из которых:
- 50 человек работают полный рабочий день;
- 30 сотрудников привлечены к работе на условиях неполного рабочего времени (20 - по 4 часа и 10 - по шесть часов в день).
В связи с расширением штата 10.08.2007 принято на работу 5 сотрудников, для которых предусмотрен полный рабочий день. В организации установлена 40-часовая пятидневная рабочая неделя.
Произведем расчет среднесписочной численности всех категорий работников за текущий отчетный месяц. Для работников, занятых полный рабочий день, этот показатель составит 53,4 чел. (50 чел. x 10 дн. + 55 чел. x 21 дн.) / 31 дн.
Для того чтобы рассчитать среднюю численность сотрудников, работающих на условиях неполного рабочего времени, определим общее количество отработанных ими человеко-часов. Исходя из того, что в августе 2007 года 23 рабочих дня, количество человеко-часов, отработанных сотрудниками, выполняющими свои трудовые обязанности в режиме частичной занятости, составит 3 220 (4 ч. х 23 раб. дн. х 20 чел. + 6 ч. х 23 раб. дн. х 10 чел.).
Далее определим количество человеко-дней в расчете на нормальную продолжительность рабочего времени - 8 часов при пятидневной неделе. Оно составит 402,5 (3 220 чел.-ч. / 8 ч.). Разделив такой результат на число рабочих дней, получим численность не полностью занятых работников - 17,5 чел. (402,5 чел.-дн. / 23 дн.).
В итоге среднесписочная численность всех работников в организации за август 2007 года составляет 70,9 чел. (53,4 + 17,5). Мы рассчитали среднесписочную численность штатных сотрудников. Усложним задачу, определим среднюю численность лиц, привлекаемых к работе по гражданско-правовым договорам, и внешних совместителей.
Пример 2.
Дополним условия примера 1. Предположим, что в августе 2007 г. были заключены договоры подряда, по условиям которых 5 лиц выполняют ремонтные работы в течение 20 календарных дней. Кроме того, в организации работают два внешних совместителя, за отчетный месяц ими отработано 20 дней по 4 часа.
Средняя численность лиц, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, за август 2007 года будет равна 3,2 чел. (5 чел. x 20 дн.) / 31 дн.
Для того чтобы рассчитать среднюю численность внешних совместителей, нужно определить количество отработанных ими человеко-часов, которое в отчетном месяце будет равно 160 (4 ч. х 20 раб. дн. х 2 чел.).
Далее определим количество человеко-дней в расчете на нормальную продолжительность рабочего времени - 8 часов: (160 чел.-ч. / 8 ч.) = 20. Разделив этот результат на количество рабочих дней, получим среднюю численность внешних совместителей - 0,9 чел. (20 чел.-дн. / 23 дн.).
Общий результат (средняя численность всех работников) определяется суммированием среднесписочной численности штатных сотрудников (используется значение из примера 1), средней численности лиц, привлекаемых к работе по договорам гражданско-правового характера, и внешних совместителей. В итоге средняя численность предприятия за август 2007 года составит 75 чел. (70,9 + 3,2 + 0,9). За год предприятию нужно будет рассчитать этот показатель в каждом месяце, а затем определить среднемесячное значение.
Заметим, если организация работала неполный год (сезонный характер работы или создана после января), то среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации и деления полученной суммы на 12 (п. 90.10 Постановления Росстата РФ N 69).
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) рассчитывается без учета предъявленного покупателям (посетителям) НДС. Этот показатель п. 7 Закона предписывает определять в порядке, установленном Налоговым кодексом. Однако в нем не одна глава, и в каждой есть свои особенности порядка определения доходов для целей налогообложения. Вероятно, законодатель имел в виду порядок налогового учета доходов, закрепленный в гл. 25 "Налог на прибыль" НК РФ. Он самый универсальный и используется в других главах, например гл. 26.1, 26.2 НК РФ. Доходы, включаемые в выручку для целей обложения прибыльным налогом, хорошо известны плательщикам этого налога. Это доходы, связанные с реализацией товаров (работ, услуг) (ст. 249 НК РФ), и внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ). Однако в Законе четко сказано, что выручка определяется от реализации товаров (работ, услуг), поэтому при определении категории субъекты малого и среднего предпринимательства не допустят ошибки, если учтут только доходы, связанные с реализацией.
Внимательный бухгалтер может заметить, что список таких доходов при налогообложении прибыли шире, чем предусмотренный ст. 7 Закона, - он включает поступления от реализации имущественных прав. Ввиду того, что законодатель не предусмотрел эти доходы, у субъектов малого и среднего предпринимательства также нет оснований увеличивать на них свою выручку при определении категории. Есть еще один вид доходов, которые небольшие компании и предприниматели вправе исключить из расчета выручки при определении категории. Речь идет о не учитываемых при расчете налога на прибыль доходах, поименованных в ст. 251 НК РФ. В этом заключается преимущество налоговых правил учета доходов перед бухгалтерскими для субъектов малого и среднего предпринимательства. Налоговый порядок позволяет исключить из выручки ряд доходов и снизить выручку для определения категории субъекта предпринимательства.
Балансовая стоимость активов определяется в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете (ст. 8 Закона). В расчет принимается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, оцениваемая по правилам ПБУ 6/01*(5), 14/2000*(6). Возникает вопрос: какую остаточную стоимость следует учесть при выборе категории субъектов предпринимательства - на начало, конец года или среднегодовую? Если обратиться к перечисленным нормативным актам по бухгалтерскому учету и к Указаниям по составлению отчетности*(7) - балансовую стоимость на конец календарного года. Почему не на начало? Потому что, во-первых, стоимость на конец года предшествующего года более объективно показывает финансовое положение фирмы (предпринимателя) на начало следующего года. А во-вторых, это выгодно субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых стоимость активов на конец года будет меньше аналогичного показателя на начало года (при условии если в течение года не приобретались объекты ОС и НМА). Мы не рассматриваем третий вариант - расчет среднегодовой стоимости активов. Он неприменим в данной ситуации в силу того, что используется в налогообложении, в частности при расчете налога на имущество. Закон в вопросе определения категории субъекта предпринимательства предписывает руководствоваться нормами не налогового, а бухгалтерского законодательства. Балансовая стоимость, о которой говорится в Законе, рассчитывается на отчетные даты, и, как указано выше, субъекты предпринимательства могут выбрать последнюю отчетную дату, рассчитывая стоимость активов на конец предшествующего года.
Рассмотрев состав субъектов малого и среднего предпринимательства и условия отнесения физических и юридических лиц к данным субъектам, перейдем к вопросам государственного регулирования и поддержки их деятельности.
Нормативно-правовое регулирование
Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства направлена на решение широкого перечня задач, начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения бизнеса и заканчивая содействием в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением их объема и доли уплаченных субъектами малого предпринимательства налогов.
В целях реализации государственной политики нормативно-правовыми актами предусматриваются:
- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, а также налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
- упрощенные способы ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
- представление субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности в сокращенном варианте;
- льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
- формы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- обеспечение прав и законных интересов субъектов предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- иные направленные на достижение целей закона меры.
Рассмотрим ее основные направления, которые будут интересны субъектам малого и среднего предпринимательства.
Упрощенные правила налогообложения
На упрощение процедур налогообложения и снижение налоговой нагрузки направлены специальные налоговые режимы. Предприятия общественного питания могут воспользоваться преимуществами "вмененки" и "упрощенки". По сравнению с традиционной системой налогообложения некоторые налоги спецрежимы заменяют одним, а правила определения объектов налогообложения и расчета налоговых обязательств намного проще порядка начисления налога на прибыль и НДС. То же самое можно сказать об упрощенных правилах ведения налогового учета организациями, применяющими спецрежимы. Для "вмененщиков" налоговый учет ограничивается одним или несколькими регистрами, в которых обобщается информация о значениях физического показателя осуществляемого вида деятельности, корректирующих коэффициентах и суммах уплаченных пенсионных взносах и пособиях по временной нетрудоспособности. Для "упрощенцев" разработана отдельная Книга учета доходов и расходов*(8), ведение которой не вызывает особых трудностей у спецрежимщиков. В первом разделе указываются по кассовому методу доходы и расходы, во втором - производится расчет расходов на приобретение основных средств, а в третьем - расчет суммы убытка, уменьшающего налоговую базу по единому налогу. Наличие этих трех разделов достаточно для определения налоговых обязательств перед бюджетом и правильного заполнения налоговой декларации.
Для предпринимателя, не пользующегося преимуществами спецрежима, ведение налогового учета гораздо сложнее. В книге он фиксирует не только доходы и расходы, но и хозяйственные операции*(9). В данном налоговом регистре не три, а шесть разделов, каждый из которых включает несколько таблиц. Это, безусловно, повышает трудоемкость ведения налогового учета предпринимателем, уплачивающим налоги в рамках традиционной системы налогообложения. Как видим, преимущества в ведении налогового учета у субъектов малого предпринимательства, применяющих спецрежимы, есть, и, возможно, этот порядок будет упрощаться и далее. Главное - следить за всеми изменениями, периодически вносимыми законодателем в гл. 26.2, 26.3 НК РФ*(10).
Следующее, что гарантирует закон малым предприятиям, - упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам. В первую очередь необходимо упомянуть субъектов малого предпринимательства, находящихся на спецрежимах. Для них по аналогии с несложным порядком налогового учета утверждены упрощенные формы налоговых деклараций по единому налогу. Более того, п. 2 ст. 80 НК РФ спецрежимщики освобождены от представления в налоговые органы деклараций (расчетов) по тем налогам, которые они не уплачивают (например, налог на прибыль, НДС, ЕСН). Однако не все субъекты малого предпринимательства могут воспользоваться этим правилом. Тот, кто уплачивает налоги в обычном порядке, представляет декларации по всем налогам, плательщиком которых является. Отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством (Письмо Минфина РФ от 25.04.2007 N 03-02-07/2-78).
К чему это приводит, догадаться несложно. Если организация или предприниматель не находятся на спецрежимах, а только начинают свою деятельность, и у них нет налогооблагаемых доходов (прибыли), то они все равно должны представлять в инспекцию "нулевые" декларации по налогу на прибыль и НДС. Отсутствие налоговых обязательств возможно и по другим налогам (например, по налогу на имущество). В итоге, организации (предпринимателю) приходится отчитываться "по полной программе" по всем налогам, даже несмотря на то, что часть из них она не платит ввиду отсутствия объектов налогообложения. Такой объемный налоговый документооборот только отнимает время как у налогоплательщиков, так и у налоговых органов. Решить этот вопрос Закон N 137-ФЗ*(11) обязал финансовое ведомство. Обновленной редакцией ст. 80 НК РФ налогоплательщику разрешено отчитаться по единой (упрощенной) декларации, форму которой устанавливает Минфин, сразу по нескольким налогам.
Единая (упрощенная) декларация была утверждена в июле 2007 года Приказом Минфина РФ N 62н*(12). Кто имеет право отчитаться по этой декларации? Лица, признаваемые налогоплательщиками по одному или нескольким налогам, не осуществляющие операции, в результате которых происходит движение денежных средств на их счетах в банках (в кассе организации), и не имеющие объектов налогообложения по данным налогам. Как видим, для того чтобы представить одну "нулевую" декларацию по нескольким налогам, организация (предприниматель) не должна иметь не только сумм налога к уплате, но и кассовых (банковских) операций. Но такое на практике встречается нечасто, поэтому остается только догадываться, кто и когда сможет воспользоваться этой упрощенной отчетностью. Дело в том, что Приказ Минфина N 62н вступит в силу по истечении 10 дней с момента его официального опубликования, однако до настоящего времени он не появлялся на страницах соответствующих печатных изданий. Иными словами, для организаций и предпринимателей, у которых отсутствуют обязательства перед бюджетом по тем или иным налогам, ничего не изменилось. Они продолжают отчитываться в прежнем порядке, представляя все декларации по налогам, плательщиками которых являются.
Следующая мера, направленная на развитие субъектов малого предпринимательства, заинтересует только организации, поскольку для предпринимателей бухгалтерский учет пока не введен, и в этом вопросе упрощать им нечего.
Упрощенные правила бухгалтерского учета
Упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства предусмотрена Законом о бухгалтерском учете*(13). На основании этого нормативного акта и прежнего Закона о поддержке малого предпринимательства Минфин утвердил Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета (далее - Рекомендации)*(14). Данный документ разработан до утверждения нового Плана счетов, поэтому руководствоваться им следует в части, не противоречащей более поздним нормативным актам. Не будем подробно рассматривать этот документ, уделив внимание лишь особенностям упрощенных правил учета.
В первую очередь субъектам малого предпринимательства Рекомендациями предложен упрощенный план счетов бухгалтерского учета. В отличие от традиционного плана счетов в нем не предусмотрены счета для обобщения информации о нематериальных активах (04 и 05), оборудовании, требующем монтажа (07), отложенных налогах (09, 77). Сокращено количество материальных и затратных счетов до одного - 10 и 20 соответственно. Отсутствуют привычные для предприятий общественного питания счета 44 "Расходы на продажу" и 42 "Торговая наценка", однако есть счет 41 "Товары". Счета учета денежных средств, расчетов и капитала в упрощенном плане счетов практически такие же, как и в традиционном, нет только счетов для учета доходов и расходов будущих периодов, резервов под предстоящие расходы. Объясняется это тем, что малые предприятия могут вести бухгалтерский учет кассовым методом. В таком случае производственные затраты отражаются в части оплаченных материальных ценностей, работ и услуг, а учет приобретенных (проданных) товаров (работ, услуг) до их оплаты ведется обособленно.
Следует отметить, что упрощенные правила учета предполагают отказ от применения некоторых бухгалтерских стандартов, в числе которых ПБУ 18/02*(15). На сегодняшний день он остается одним из самых сложных в применении бухгалтерских стандартов, обязывающим организации вести на базе бухгалтерского налоговый учет.
В Рекомендациях предложены две формы учета для малых предприятий - с использованием регистров бухгалтерского учета и без них (простая форма учета). Кратко рассмотрим особенности каждой формы учета.
Без использования регистров. Данную форму упрощенного учета используют малые предприятия, у которых количество хозяйственных операций незначительно (не превышает нескольких десятков в месяц). Для отражения этих операций субъекты малого предпринимательства могут воспользоваться Книгой учета фактов хозяйственной деятельности, форма которой приведена в Рекомендациях. Она является комбинированным регистром учета, содержащим все применяемые малым предприятием счета (фактически упрощенный аналог главной книги). Все операции в книге отражаются в хронологической последовательности на основании "первички", а итогом записей будет выявленный финансовый результат за прошедший месяц. По его окончании производится сверка итоговых сумм оборотов по дебету и кредиту учета средств и их источников и выводится сальдо по каждому счету на следующий месяц. Напомним, что простая форма учета оправдывает себя только при небольшом количестве хозяйственных операций, в противном случае следует воспользоваться другой упрощенной формой учета.
С использованием регистров. Для такого варианта учета в Рекомендациях приведены регистры по бухгалтерскому учету, в частности по учету:
- основных средств и амортизационных отчислений;
- материально-производственных запасов;
- денежных средств;
- расчетов и прочих операций;
- реализации (отгрузка и оплата отдельно);
- расчетов с поставщиками.
Каждый из регистров рекомендуется применять для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Для обобщения информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия применяется итоговый регистр, форма которого в Рекомендациях напоминает знакомую всем оборотно-сальдовую ведомость. Он служит основанием для составления бухгалтерской отчетности малого предприятия.
Применяя упрощенный порядок ведения учета, малые предприятия имеют право представлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном варианте: вместо шести предусмотренных форм - только две: Бухгалтерский баланс (форма N 1) и Отчет о прибылях и убытках (форма N 2). Отчеты о движении капитала (форма N 3), денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и Пояснительную записку субъекты малого предпринимательства могут не представлять. Если малые предприятия обязаны по законодательству проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, то они могут представить ее в упрощенном виде только при отсутствии соответствующих данных для заполнения дополнительных форм отчетности (п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности)*(16).
В заключение рассмотрим меры, которые предусмотрены законом для поддержки и развития малого и среднего бизнеса.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается различная поддержка, в том числе финансовая, имущественная, информационная, консультационная, в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Условия и порядок оказания поддержки малому и среднему бизнесу устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов предпринимательства.
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется за счет средств региональных и местных бюджетов путем предоставления субсидий, инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам организаций и предпринимателей. Законом предусмотрено предоставление средств и из федерального бюджета, однако для помощи на федеральном уровне Правительство РФ утверждает отдельный порядок.
Имущественная поддержка малым предприятиям заключается в передаче им во владение и пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, недвижимости, оборудования на возмездной (безвозмездной) основе или льготных условиях. Субъекты малого и среднего предпринимательства обязаны использовать полученное имущество по целевому назначению, в противном случае органы местного самоуправления могут потребовать его вернуть.
Информационная поддержка заключается в создании информационных систем, обеспечивающих субъекты малого и среднего предпринимательства сведениями:
- о реализации федеральных и муниципальных программ развития малого бизнеса;
- о количестве субъектов предпринимательства и их классификации по видам деятельности;
- об обороте товаров (работ, услуг) небольших предприятий и предпринимателей;
- о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;
- в области маркетинга и развития бизнеса.
Где можно ознакомиться с перечисленными сведениями? В сети Интернет, на официальных сайтах федеральных, региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Консультационная поддержка небольших компаний и предпринимателей предусматривает создание организаций, оказывающих информационные услуги малому и среднему бизнесу, а также компенсацию документально подтвержденных и произведенных субъектами затрат на оплату консультационных услуг.
Кадровая поддержка заключается в разработке органами госвласти и местного самоуправления образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров субъектов малого и среднего предпринимательства и иную учебно-методическую помощь.
Существуют и другие области оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, но для организаций общественного питания они не представляют практического интереса.
Как видим, государство заинтересовано в развитии малого или среднего предпринимательства, создавая им условия для успешного ведения бизнеса практически в любой сфере деятельности, в том числе и в общественном питании.
А.В. Авдеев
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" утрачивает силу с 01.01.2008.
*(2) Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
*(3) В законе отдельно выделены микропредприятия с численностью до 15 человек, однако на них нет смысла акцентировать внимание - для них установлены практически те же гарантии, что и для малых предприятий.
*(4) Постановление Росстата РФ от 20.11.2006 N 69 "Об утверждении порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5 (м) "Основные сведения о деятельности организации".
*(5) Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н.
*(6) Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 N 91н.
*(7) Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина от 22.07.2003 N 67н.
*(8) Форма книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина РФ от 30.12.2005 N 167н.
*(9) Форма книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя утверждена Приказом Минфина РФ N 86н, МНС РФ N БГ-3-04/430 от 13.08.2002.
*(10) О последних поправках, внесенных в "упрощенную" и "вмененую" главы НК РФ, было рассказано в статье М.О. Денисовой "Комментарий к Закону от 17.05.2007 N 85-ФЗ" (N 6, 2007).
*(11) Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в ч. 1 и 2 НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
*(12) Приказ Минфина РФ от 10.07.2007 N 62н "Об утверждении формы единой (упрощенной) налоговой декларации и порядка ее заполнения".
*(13) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(14) Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н.
*(15) Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н.
*(16) Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"