Контрольно-кассовые аппараты: приобретение, обслуживание, ремонт
Использование контрольно-кассовых машин при совершении наличных расчетов с физическими и юридическими лицами в случае реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг - необходимость, установленная законодательством. В статье разъяснено, какие требования согласно нормам действующего законодательства предъявляются к приобретению и использованию данных объектов учета.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Исключением являются виды деятельности, поименованные в п. 3 указанной статьи. Государственный реестр, в котором названы модели используемой контрольно-кассовой техники, утвержден Приказом Федерального агентства по промышленности от 06.03.2007 N 105.
В статье 4 Закона N 54-ФЗ перечислены требования, предъявляемые к ККТ, порядок и условия ее хранения. Согласно ее нормам ККТ должна быть зарегистрированной в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика, исправной и опломбированной в установленном порядке и должна иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
Таким образом, автономные организации обязаны (ст. 5 Закона N 54-ФЗ):
- регистрировать ККТ в налоговых органах;
- применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
- выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;
- обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ;
- производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в ее фискальную память информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.
Регистрация ККМ
Регистрация и применение ККТ, используемой автономными организациями, осуществляются в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 (далее - Положение N 470).
Бухгалтеру следует помнить о том, что документы на приобретение ККТ, ее регистрацию, ввод в эксплуатацию и вывод из нее, использованные контрольные ленты, накопители фискальной памяти и программно-аппаратные средства, обеспечивающие некорректируемую регистрацию, должны храниться в течение 5 лет начиная с даты окончания их использования (п. 14 Положения N 470).
В соответствии с требованиями, изложенными в п. 15 Положения N 470, для регистрации ККМ в контрольном налоговом органе автономное учреждение представляет:
- заявление о регистрации контрольно-кассовой техники по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за соблюдением порядка и условий регистрации и применения ККТ;
- паспорт контрольно-кассовой техники, подлежащей регистрации;
- договор о ее технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (центром технического обслуживания).
Налоговый орган при регистрации контрольно-кассовой техники выдает пользователю карточку регистрации ККТ, а также возвращает документы, прилагавшиеся к заявлению.
Бухгалтерский и налоговый учет приобретения ККТ
Согласно п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (далее - ПБУ 6/01) автономное учреждение, являясь некоммерческой организацией, принимает объект, которым в нашем случае является контрольно-кассовый аппарат, к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если он предназначен для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания данной организации (в том числе, в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ), для управленческих нужд некоммерческой организации, а также если выполняются следующие условия:
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организация не предполагает перепродажу данного объекта.
При этом играет роль стоимость контрольно-кассового аппарата. Так, в соответствии с п. 5 ПБУ 6/01, если стоимость кассового аппарата не превышает 20 000 руб. (лимита, установленного в учетной политикой организации), он может быть отнесен в состав материально-производственных запасов. Однако при этом следует помнить: положение о том, что активы включаются в состав материальных ценностей, если их стоимость не превышает 20 000 руб., должно быть отражено в учетной политике организации.
Исходя из всего вышесказанного контрольно-кассовый аппарат принимается в бухгалтерском учете в состав основных средств, если его стоимость превышает 20 000 руб. и учетной политикой не установлен лимит отнесения активов в состав материальных запасов либо установлен, но он ниже фактической стоимости ККТ.
В соответствии с п. 17 ПБУ 6/01 по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом. Таким образом, несмотря даже на то, что ККТ принята к учету как объект основного средства, амортизация по ней не будет начисляться. Вместе с тем отражать информацию о суммах ее износа организация все же обязана. Износ начисляется линейным методом, а для этого необходимо установить срок полезного использования контрольно-кассового аппарата. В п. 20 ПБУ 6/01 указано, как он определяется.
С учетом норм данного пункта срок полезного использования ККТ определяется исходя из:
- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.
Относительно налогового учета заметим, что на основании п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей.
Обратите внимание: согласно Федеральному закону РФ от 27.04.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ" с 01.01.2008 амортизируемым имуществом будет признаваться имущество со сроком полезного использования свыше 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей. В результате введения этой нормы сближается налоговый и бухгалтерский учет. До 2007 года было целесообразно устанавливать и закреплять в учетной политике организации лимит отнесения активов в состав материальных запасов - 10 000 руб. После 01.01.2008 размер лимита лучше установить в пределах 20 000 руб.
Нормы амортизации определяются в соответствии со ст. 259 НК РФ и исходя из срока полезного использования объекта основных средств. Продолжительность срока амортизации устанавливается с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
Поскольку контрольно-кассовая техника является средством механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда и отнесена к амортизируемому имуществу четвертой группы (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет и до 7 лет включительно), срок использования должен быть не более 7 лет для каждой машины.
При установлении срока полезного использования следует руководствоваться данными паспорта ККТ. В нем, как правило, указывается срок эксплуатации данной модели кассового аппарата. Срок полезного использования не может быть больше срока эксплуатации. Обычно организации устанавливают срок полезного использования равным сроку эксплуатации.
В целях сближения налогового и бухгалтерского учета рекомендуем установить одинаковый срок полезного использования контрольно-кассовой машины в бухгалтерском и налоговом учете.
Пример 1.
Автономное учреждение приобрело кассовый аппарат стоимостью 9 000 руб., в том числе НДС - 1 373 руб. В соответствии с учетной политикой учреждения активы стоимостью до 10 000 руб. и сроком полезного использования более 12 месяцев относятся к материально-производственным запасам. Услуги, оказываемые автономным учреждением, не подлежат обложению НДС.
В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приобретен кассовый аппарат | 10-9 | 60 | 7 627 |
Включена в стоимость кассового аппарата сумма НДС | 10-9 | 60 | 1 373 |
Списана стоимость кассового аппарата в основное производство | 20 | 10-9 | 9 000 |
Рассмотрим ситуацию, когда контрольно-кассовый аппарат принимается к учету как объект основного средства.
Пример 2.
Автономное учреждение приобрело контрольно-кассовый аппарат стоимостью 14 160 руб., в том числе НДС - 2 160 руб. Услуги, оказываемые автономным учреждением, подлежат обложению НДС. Срок полезного использования данного актива - 7 лет. Учетной политикой учреждения предусмотрено отнесение активов к материальным запасам стоимостью до 10 000 руб.
В бухгалтерском учете операции по приобретению кассового аппарата будут отражаться следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Произведены капитальные вложения в приобретение кассового аппарата | 08-4 | 60 | 12 000 |
Учтен НДС со стоимости кассового аппарата | 19 | 60 | 2 160 |
Сформирована первоначальная стоимость переданного в эксплуатацию кассового аппарата |
01 | 08-4 | 12 000 |
Исходя из срока полезного использования, приобретенной модели ККТ ежегодная сумма износа будет составлять 1 714 руб. (12 000 руб. / 7 лет). Она будет отражаться по счету 010 "Износ основных средств".
Перерегистрация ККТ
Поскольку большинство автономных учреждений еще недавно были бюджетными и у многих из них на балансе числилась ККТ, актуален вопрос: при изменении организационно-правовой формы деятельности нужна ли перерегистрация ККТ? Да, нужна. Дело в том, что при изменении организационно-правовой формы юридического лица происходит его перерегистрация в налоговом органе (снятие с учета в качестве бюджетного учреждения и постановка на учет в качестве автономного), поэтому перерегистрация ККТ необходима.
Вместе с тем ситуация может быть осложнена тем, что используемая модель ККТ исключена из государственного реестра, а нормативный срок амортизации данной модели еще не истек. Возможно ли в этом случае перерегистрировать ККТ и использовать ее дальше?
Согласно п. 5 Закона N 54-ФЗ в случае исключения из государственного реестра ранее применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации. В этом случае в налоговом органе на вновь образованное юридическое лицо производится перерегистрация ККТ, исключенной из государственного реестра, но по которой нормативный срок амортизации не истек, и ККТ продолжает использоваться (Письмо ФНС РФ от 17.01.2006 N 06-9-09/16@ "О регистрации ККТ"). Заметим, что в данном письме налоговики не возражают против перерегистрации контрольно-кассовой техники до выхода постановлений Правительства РФ, устанавливающих требования к ККТ, порядок и условия ее регистрации и применения. Вышедшее совсем недавно Положение N 470, утвержденное Постановлением Правительства РФ, не содержит разъяснений по данному вопросу. В связи с этим считаем возможным производить перерегистрацию моделей ККТ, исключенных из государственного реестра, которые полностью не самортизированы. Здесь же следует привести Письмо Минфина РФ от 07.06.2006 N 03-01-15/1-124. В нем перечислены случаи, когда допускаются перерегистрация в налоговых органах и дальнейшая эксплуатация ККТ, исключенной из государственного реестра, с неистекшим нормативным сроком амортизации и ранее применявшейся (зарегистрированной в налоговых органах) организацией:
- при изменении наименования организации;
- при изменении ее места нахождения;
- при реорганизации организации и др.
Переход из бюджетного учреждения в автономное - это реорганизация юридического лица. Таким образом, автономное учреждение может использовать модель ККТ, если она исключена из государственного реестра, полностью не самортизирована и прежде была зарегистрирована на учреждение до реорганизации.
Обратите внимание: при истечении нормативного срока амортизации модели ККТ, исключенные из государственного реестра, могут сниматься с регистрации самостоятельно налоговым органом (п. 19 Положения N 470). Отсюда возникает вопрос: откуда налоговые органы узнают, какой срок полезного использования установила организация по кассовому аппарату? Мы полагаем, что либо данный пункт не будет выполняться, либо в Положение N 470 будет внесено изменение, обязывающее организации сообщать в налоговые органы по месту регистрации ККТ о сроке ее полезного использования, установленном приказом руководителя.
Согласно п. 16 Положения N 470 перерегистрация и снятие контрольно-кассовой техники с регистрации осуществляются по заявлению пользователя в течение 5 рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором зарегистрирована контрольно-кассовая техника. К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники и карточка регистрации. О регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации контрольно-кассовой техники делается отметка в паспорте ККТ, которая заверяется печатью налогового органа.
Обслуживание ККТ
В соответствии с п. 3 Положения N 470 техническую поддержку ККТ обеспечивают поставщик или центр технического обслуживания. На такую ККТ при ежегодном подтверждении осуществления поддержки поставщиком или центром технического обслуживания наносится знак "Сервисное обслуживание" (на сторону корпуса, обращенную к покупателю, клиенту).
После технического обслуживания контрольно-кассовой техники поставщиком или центром технического обслуживания на нее наклеивается марка-пломба, необратимо разрушающаяся или деформирующаяся при попытке ее удаления или при вскрытии или удалении корпуса кассовой машины (п. 10 Положения N 470).
Обратите внимание: в соответствии с п. 12 Положения N 470 техническая поддержка ККТ, нанесение на нее знака "Сервисное обслуживание" и наклеивание на нее марок-пломб, а также введение в фискальную память информации при регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники, замена накопителей фискальной памяти осуществляются только поставщиком или центром технического обслуживания (введение в фискальную память информации и замена накопителей производятся с участием представителей налоговых органов). При этом осуществление технической поддержки ККТ поставщиком или центром технического обслуживания, находящимся в ведении пользователя этой техники, не допускается.
Для организации обслуживания ККТ автономное учреждение заключает договор с организацией. Расходы по обслуживанию ККТ в бухгалтерском учете отражаются по счетам 20 "Основное производство", 26 "Вспомогательное производство", а в налоговом учете учитываются в расходах при расчете базы по налогу на прибыль (пп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Ремонт ККТ
В случае поломки кассовую технику передают в ремонт в тот центр технического обслуживания, с которым заключен соответствующий договор.
Ремонт контрольно-кассовой техники производится с разрешения администрации организации только после снятия показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти). Поэтому перед передачей ККТ в ремонт необходимо составить в одном экземпляре Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию*(1) (ф. N КМ-2). Он подписывается членами комиссии с обязательным участием представителя налоговой службы, руководителя, кассира и специалиста центра технического обслуживания ККТ. После этого не позднее следующего дня акт и накладная на передачу кассового аппарата в центр технического обслуживания для ремонта сдают в бухгалтерию. При этом в конце записей за рабочий день в Журнале кассира-операциониста*(2) (ф. N КМ-4) должна быть сделана соответствующая отметка. После ремонта показания суммирующих денежных и контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти) проверяются и фиксируются в акте, а кожух контрольно-кассовой машины пломбируется.
Если необходим ремонт денежных контрольных счетчиков или электронной части контрольно-кассовой техники, то делается соответствующая запись в Журнале учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (ф. N КМ-8). Этот журнал находится у руководителя организации или его заместителя, а заполняет его специалист технического центра. Записи о приемке работ по ремонту ККТ подтверждаются подписями специалиста центра технического обслуживания и ответственного лица организации. Кроме отметок о проведенных работах в журнале делается запись об опломбировании и содержании оттиска клейма.
Расходы на ремонт признаются в бухгалтерском учете по мере оказания услуг и оформления соответствующего акта. Они отражаются по счетам 20 "Основное производство", 26 "Вспомогательное производство". В налоговом учете расходы на ремонт ККТ в полном объеме включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании п. 1 ст. 260 НК РФ.
Т. Сильвестрова,
зам. главного редактора журнала "Бюджетные
организации: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Форма акта утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132.
*(2) Форма журнала утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"