г. Вологда |
|
23 декабря 2011 г. |
Дело N А05-8469/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 декабря 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственности "Производственно-строительная компания "Вира" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 октября 2011 года по делу N А05-8469/2011 (судья Бекарова Е.И.),
установил
общество с ограниченной ответственности "Производственно-строительная компания "Вира" (ОГРН 1062904010003; далее - Общество, ООО "ПСК "Вира") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования "Котласский муниципальный район" (ОГРН 1022901025201; далее - Администрация) о признании незаконным и отмене постановления от 20.05.2011 N 688.
Решением суда 07 октября 2011 года в удовлетворении требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Обществу на основании договора купли-продажи от 10.10.2007, передаточного акта от 10.10.2007 передан в собственность земельный участок в Котласском районе Архангельской области "с левой стороны от автодороги "Усть-Вага - Ядриха" на участке от км 293 ПК 7+40 до км 295 ПК 0+50" (кадастровый номер 29:07:090801:0089) площадью 63,1 гектара, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.11.2007 серии 29-АК N 227576.
В кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 12.07.2007 включены сведения о том, что весь земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование, назначение земельного участка - для сельскохозяйственного производства.
Постановлением главы муниципального образования "Котласский муниципальный район" от 08.07.2007 N 507 (далее - постановление N 507) для данного участка установлено разрешённое использование - для ведения дачного хозяйства.
Письмом от 13.04.2011 N 15-03/5096 федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на обращение Администрации от 05.04.2011 N 01-21/96 сообщило о невозможности осуществления кадастровых изменений по постановлению N 507 в связи с невозможностью идентифицировать земельный участок в отношении которого необходимо внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, предложив указать кадастровый номер земельного участка, сведения о котором подлежат изменению.
ООО "ПСК "Вира" 29.04.2011 обратилось к Администрации с заявлением о включении в постановление N 507 сведений о кадастровом номере указанного участка.
Администрация муниципального образования "Котласский муниципальный район", рассмотрев заявление Общества, направила в его адрес письмо от 24.05.2011 N 01-21/141, в котором сообщила, что на земельном участке имеются залежи кирпичной глины месторождения Шипицыно, в соответствии с частью 2 статьи 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2391-1 "О недрах" (далее - Закон N 2391-1) застройка площадей залегания полезных ископаемых допускается с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа. Кроме того, сослалась на то, что запасы месторождения кирпичной глины Шипицыно утверждены по категории В и С1 и учтены территориальным балансом запасов полезных ископаемых (протокол от 27.12.1979 ТКЗ при АГТУ); действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления коммерческим организациям земельных участков для ведения дачного хозяйства.
Администрацией принято постановлением от 20 мая 2011 года N 688 "Об отмене постановления главы МО "Котласский муниципальный район" N507 от 08.06.2007" (далее - постановление N 688). Постановление мотивировано необходимостью приведения в соответствие с действующим законодательством ненормативных актов органом местного самоуправления.
Общество направило в адрес Администрации письмо о несогласии с постановлением N 688, так как действующее законодательство не содержит запретов оборотоспособности земельных участков, принадлежащих юридическому лицу на праве собственности.
Кроме того, посчитав, что указанное постановление вынесено с нарушением закона и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 этого же Кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (пункт 2 статьи 81 ЗК РФ).
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, Закон N 66-ФЗ) устанавливает, что предметом регулирования данного Закона являются отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
На основании абзаца 4 статьи 1 Закона N 66-ФЗ дачным земельным участком признается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с порядком, установленным статьей 14 Закона о садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан допускается использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
В рассматриваемом случае постановление N 507 об установлении вида разрешённого использования спорного земельного участка под дачное хозяйство вынесено Администрацией на основании обращения граждан (физических лиц - собственников земельного участка на момент обращения (2007 год)).
Вместе с тем, соответствующие изменения в государственный земельный кадастр об изменении вида разрешенного использования принадлежащего им на праве собственности земельного участка до момента его продажи Обществу внесены не были.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что законодательством не предусмотрено предоставление коммерческим организациям земельных участков для дачного строительства, арбитражный суд пришел к правильному выводу о правомерности вынесения Администрацией постановления N 688.
Кроме того, граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено этим Кодексом, федеральными законами (статья 43 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа. Разрешение на строительство объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектом проведения указанных работ выдается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.
Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.
Таким образом, законодатель определил, что при наличии в границах земельного участка полезных ископаемых устанавливается приоритет использования участка недр для целей геологического освоения и добычи полезных ископаемых перед иными видами природопользования, при этом запрещается ведение какой-либо хозяйственной деятельности (в том числе строительство объектов недвижимости), не связанных с добычей полезных ископаемых.
Федеральным органом управления государственным фондом недр на территории Российской Федерации является Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), действующее на основании Положения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293.
В соответствии с пунктом 5.3.3 данного положения в компетенцию Федерального агентства по недропользованию входит, в том числе, выдача заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений;
Следовательно, закон предполагает возможность ограничения прав собственника, в частности необходимостью получения разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых - в данном случае, земельного участка над местами залегания кирпичных глин месторождения Шипицыно. Такое разрешение Управления по недропользованию по Архангельской области в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует закону и не нарушает прав Общества как собственника земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем отказал ООО "ПСК "Вира" в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 октября 2011 года по делу N А05-8469/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная компания "Вира" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8469/2011
Истец: ООО ПСК "Вира"
Ответчик: Администрация МО "Котласский муниципальный район"