г. Ессентуки |
|
28 декабря 2011 г. |
Дело N А20-857/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Винокуровой Н.В., Луговой Ю.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карповой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.05.2011 по делу N А20-857/2011 (судья Сохрокоа А.Л.)
по заявлению государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике
к муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 27" (г. Нальчик, ОГРН 1030700202653)
о взыскании 3 760 руб. 59 коп.
в отсутствие представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республики (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 27" (далее - учреждение) о взыскании 3 760 руб. 59 коп. пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2 квартал 2010 года.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.05.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что платежи по страховой и накопительной части трудовой пенсии, а также в ФФОМС, ТФОМС за 2 квартал 2010 года ответчиком внесены своевременно до установленного срока, в связи с чем пени по страховым взносам предъявлены заявителем необоснованно.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа взыскания пени. Податель жалобы считает несостоятельной ссылку суда первой инстанции на решение ВАС РФ по делу N 8540/06 от 11.10.2006, поскольку правовая позиция в данном решении основана на положениях утратившего силу Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации".
Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, в порядке ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, проверив законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, согласно данным Пенсионного фонда по состоянию на 11.11.2010 за второй квартал 2010 года задолженность ответчика по уплате пени составила 3 760 руб. 59 коп.: 2 770 руб. 67 коп. - пени по страховой части трудовой пенсии, 488 руб. 48 коп. - пени по накопительной части трудовой пенсии, 179 руб. 09 коп. - в федеральный ФОМС, 322 руб. 35 коп. - в территориальный ФОМС.
11.11.2010 в адрес учреждения Пенсионным фондом направлено требование N 00500140011963 от 11.11.2010 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до 30.11.2010, которое осталось неисполненным.
В связи с неисполнением указанного требования в установленный срок и принимая во внимание, что учреждение является бюджетной организацией, Пенсионный фонд в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 212-ФЗ обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на недопустимость начисления пени при полном погашении задолженности в течение отчетного периода (2-й квартал 2010 года).
Между тем суд не учел следующее.
В соответствии со статьей 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей, в порядке, установленном частью 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ, в силу которой ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (часть 8 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
В силу статьи 25 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, то есть денежной суммой, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Законом N 212-ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов.
Обязанность плательщиков своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы установлена частью 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ.
Так, в рассматриваемом случае, за 2-й квартал 2010 года страховые взносы подлежали уплате учреждением не позднее 15.05.2010 за апрель, 15.06.2010 за июнь и 15.07.2010 за май. Соответственно, в связи с уплатой учреждением причитающихся сумм страховых взносов за май месяц в более поздний период, пенсионным органом были начислены пени.
Уплата страховых взносов учреждением с нарушением срока установленного частью 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ подтверждается материалами дела и не оспаривается самим плательщиком.
При проверке судом апелляционной инстанции имеющихся в материалах дела расчетов пени, соблюдения Пенсионным фондом сроков направления требования и обращения с заявлением в суд, нарушений не установлено. Требование от 11.11.2010 N 00500140011963 составлено по форме, утвержденной Приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.12.2009 N 957н, и соответствует действительным обязательствам учреждения.
Закон N 212-ФЗ, регулирующий отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, вступил в силу с 01.01.2010.
В свою очередь утратили силу положения главы 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, а также статьи 23, 24, 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 4 статьи 24, статья 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) регулирующая отношения по уплате страховых взносов до 01.01.2010.
В силу указанных норм права, страхователь ежемесячно уплачивал авансовые платежи, а по итогам отчетного периода - рассчитывал разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного периода. При этом, разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежала уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю. Из приведенных выше норм следует, что до вступления в силу Закона N 212-ФЗ окончательная сумма страховых взносов определялась по итогам отчетного периода, но не месяца. Это подтверждается и положениями абзаца третьего пункта 2 статьи 24 Закона о пенсионном страховании, согласно которым данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом по итогам отчетного периода.
Таким образом, ранее действующий порядок предусматривал возможность начисления пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по итогам отчетного периода, а не по окончании месяца.
Выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, основаны, в том числе, на толковании норм права, которые сформированы в решении Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.10.2006 по делу N 8540/06.
Между тем, с учетом вышеизложенного, представляется, что позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в решении от 11.10.2006 по делу N 8540/06 об уплате авансовых платежей по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование исходя из статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, не может быть применима при рассмотрении дела о взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
Судом первой инстанции также не принято во внимание, что согласно части 3 статьи 62 Закона N 212-ФЗ по правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.
В рассматриваемом случае обязанность учреждения по уплате страховых взносов, на которые пенсионным органом произведено начисление пени, возникла во 2-ом квартале 2010 года, то есть после вступления Закона N 212-ФЗ в силу.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что если бы рассматривались отношения, возникшие до вступления в силу Закона N 212-ФЗ, тогда применение положений главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 22-26 от 15.12.2001 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и соответствующей судебной практики было бы обоснованно.
Таким образом, фактически суд первой инстанции пришел к выводу о расчете пени за несвоевременную уплату авансовых платежей только по итогам отчетного периода, что не соответствует положениям статьи 15 Закона N 212-ФЗ, применяемым к спорным правоотношениям.
Учитывая изложенное, решение подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску (2 000 руб.) и апелляционной жалобе (2 000 руб.) относится на учреждение.
Поскольку ответчик является учреждением, финансируемым из бюджета, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 19 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", суд считает возможным уменьшить размер подлежащей уплате госпошлины по иску и апелляционной жалобе до 400 руб. (по 200 руб. по иску и жалобе).
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-857/2011 от 25.05.2011 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 27" (г. Нальчик, ОГРН 1030700202653) в пользу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (г. Нальчик, ОГРН 1020700751004) задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 3 760 руб. 59 коп., в том числе 2 770 руб. 67 коп. - пени на страховую часть трудовой пенсии, 488 руб. 48 коп. -пени на накопительную часть трудовой пенсии, 179 руб. 09 коп. - пени в федеральный фонд медицинского страхования, 322 руб. 35 коп. - пени в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 27" (г. Нальчик, ОГРН 1030700202653) в доход федерального бюджета 400 руб. госпошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
Н.В. Винокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-857/2011
Истец: ГУ - отделение пенсионного фонда РФ по Кабардино-Балкарской Республики
Ответчик: МОУ "СОШ N27"
Третье лицо: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N27" г. Нальчик
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1950/11