г. Ессентуки |
|
28 декабря 2011 г. |
Дело N А20-984/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Винокуровой Н.В., Луговой Ю.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карповой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.05.2011 по делу N А20-984/2011 (судья Браева Э.Х.)
по заявлению государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике
к муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 21"
о взыскании 132 руб. 75 коп.
в отсутствие представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республики (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 21" (далее - учреждение) о взыскании 132 руб. 75 коп., из которых: 83 руб. 60 коп. - пени на страховую часть трудовой пенсии, 10 руб. 55 коп. - пени на накопительную часть трудовой пенсии, 4 руб. 42 коп. - пени по страховым платежам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС), 34 руб. 18 коп. - пени по страховым платежам в территориальный ФОМС.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.05.2011 заявленные требования удовлетворены частично, взыскано с учреждения в пользу Пенсионного фонда пени по страховым платежам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 34 руб. 18 коп. В остальной части требований отказано. Взыскано с учреждения в доход федерального бюджета 200 руб. госпошлины.
Отказывая в части взыскания пени, суд первой инстанции исходил из того, что платежи по страховой и накопительной части трудовой пенсии, а также в федеральный ФОМС за 2 квартал 2010 года ответчиком внесены своевременно до установленного срока, в связи с чем пени по страховым взносам предъявлены заявителем необоснованно.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа взыскания пени. Податель жалобы считает несостоятельной ссылку суда первой инстанции на решение ВАС РФ по делу N 8540/06 от 11.10.2006, поскольку правовая позиция в данном решении основана на положениях утратившего силу Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации".
Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, в порядке ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Учитывая, что обжалуется только часть решения, а также отсутствие поступивших от сторон возражений, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения в обжалуемой части. При этом суд считает, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, согласно данным Пенсионного фонда по состоянию на 09.11.2010 за второй квартал 2010 года задолженность ответчика по уплате пени составила 132 руб. 75 коп.: 83 руб. 60 коп. - пени по страховой части трудовой пенсии, 10 руб. 55 коп. - пени по накопительной части трудовой пенсии, 4 руб. 42 коп. - пени по страховым платежам в федеральный ФОМС, 34 руб. 18 коп. - пени по страховым платежам в территориальный ФОМС.
09.11.2010 в адрес учреждения Пенсионным фондом направлено требование N 00500140011200 от 09.11.2010 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до 30.11.2010, которое осталось неисполненным.
В связи с неисполнением указанного требования в установленный срок и принимая во внимание, что учреждение является бюджетной организацией, Пенсионный фонд в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 212-ФЗ обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части взыскания задолженности по пени, начисленной на страховую часть трудовой пенсии в размере 83 руб. 60 коп., на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 10 руб. 55 коп., начисленной за несвоевременную уплату страховых взносов в ФФОМС в сумме 4 руб. 42 коп. за второй квартал 2010 года, суд первой инстанции указал на недопустимость начисления пени при полном погашении задолженности в течение отчетного периода (2-й квартал 2010 года).
Между тем суд не учел следующее.
В соответствии со статьей 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей, в порядке, установленном частью 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ, в силу которой ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (часть 8 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
В силу статьи 25 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, то есть денежной суммой, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Законом N 212-ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов.
Обязанность плательщиков своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы установлена частью 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ.
Так, в рассматриваемом случае, за 2-й квартал 2010 года страховые взносы подлежали уплате учреждением не позднее 15.05.2010 за апрель, 15.06.2010 за июнь и 15.07.2010 за май. Соответственно, в связи с уплатой учреждением причитающихся сумм страховых взносов за май месяц в более поздний период, пенсионным органом были начислены пени.
Уплата страховых взносов учреждением с нарушением срока установленного частью 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ подтверждается материалами дела и не оспаривается самим плательщиком.
При проверке судом апелляционной инстанции имеющихся в материалах дела расчетов пени, соблюдения Пенсионным фондом сроков направления требования и обращения с заявлением в суд, нарушений не установлено. Требование от 09.11.2010 N 00500140011200 составлено по форме, утвержденной Приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.12.2009 N 957н, и соответствует действительным обязательствам учреждения.
Закон N 212-ФЗ, регулирующий отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, вступил в силу с 01.01.2010.
В свою очередь утратили силу положения главы 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, а также статьи 23, 24, 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 4 статьи 24, статья 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) регулирующая отношения по уплате страховых взносов до 01.01.2010.
В силу указанных норм права, страхователь ежемесячно уплачивал авансовые платежи, а по итогам отчетного периода - рассчитывал разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного периода. При этом, разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежала уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю. Из приведенных выше норм следует, что до вступления в силу Закона N 212-ФЗ окончательная сумма страховых взносов определялась по итогам отчетного периода, но не месяца. Это подтверждается и положениями абзаца третьего пункта 2 статьи 24 Закона о пенсионном страховании, согласно которым данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом по итогам отчетного периода.
Таким образом, ранее действующий порядок предусматривал возможность начисления пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по итогам отчетного периода, а не по окончании месяца.
Выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, основаны, в том числе, на толковании норм права, которые сформированы в решении Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.10.2006 по делу N 8540/06.
Между тем, с учетом вышеизложенного, представляется, что позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в решении от 11.10.2006 по делу N 8540/06 об уплате авансовых платежей по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование исходя из статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, не может быть применима при рассмотрении дела о взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
Судом первой инстанции также не принято во внимание, что согласно части 3 статьи 62 Закона N 212-ФЗ по правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.
В рассматриваемом случае обязанность учреждения по уплате страховых взносов, на которые пенсионным органом произведено начисление пени, возникла во 2-ом квартале 2010 года, то есть после вступления Закона N 212-ФЗ в силу.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что если бы рассматривались отношения, возникшие до вступления в силу Закона N 212-ФЗ, тогда применение положений главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 22-26 от 15.12.2001 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и соответствующей судебной практики было бы обоснованно.
Таким образом, фактически суд первой инстанции пришел к выводу о расчете пени за несвоевременную уплату авансовых платежей только по итогам отчетного периода, что не соответствует положениям статьи 15 Закона N 212-ФЗ, применяемым к спорным правоотношениям.
Учитывая изложенное, решение в обжалуемой части подлежит отмене с принятием по делу в данной части нового судебного акта об удовлетворении требований о взыскании пени на страховую часть трудовой пенсии в размере 83 руб. 60 коп., на накопительную части трудовой пенсии в размере 10 руб. 55 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4 руб. 42 коп., всего 98 руб. 57 коп.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на учреждение.
Поскольку ответчик является учреждением, финансируемым из бюджета, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 19 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", суд считает возможным уменьшить размер подлежащей уплате госпошлины по апелляционной жалобе до 200 руб.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-984/2011 от 26.05.2011 в обжалуемой части отменить, принять по делу в данной части новый судебный акт.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 21" (г. Нальчик, ОГРН 1020700750333) в пользу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (г. Нальчик, ОГРН 1020700751004) пени на страховую часть трудовой пенсии в размере 83 руб. 60 коп., на накопительную части трудовой пенсии в размере 10 руб. 55 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4 руб. 42 коп., всего 98 руб. 57 коп.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 21" (г. Нальчик, ОГРН 1020700750333) в доход федерального бюджета 200 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
Н.В. Винокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-984/2011
Истец: Государственное Учреждение-Отделение Пенсионного фонда РФ по Кабардино-Балкарской Республике
Ответчик: МОУ "СОШ N21 г. Нальчика"
Третье лицо: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N21" г. Нальчик
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1949/11