г. Самара |
|
23 декабря 2011 г. |
Дело N А55-13773/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 21 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 23 декабря 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Степановой Ю.В.,
с участием:
от ООО "Сетевая Компания "Кинельэнерго" - Петряшин С.В., доверенность от 17 мая 2011 года,
от УФАС по Самарской области - Воложанинова Ю.В., доверенность от 12 января 2011 года N 110/5,
от ОАО "Самараэнерго" - Бабкин В.А., доверенность от 05 сентября 2011 года N 217,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Сетевая Компания "Кинельэнерго"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2011 по делу N А55-13773/2011, (судья Мешкова О.В.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сетевая Компания "Кинельэнерго", Самарская область, г. Кинель,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара,
третье лицо: открытое акционерное общество "Самараэнерго", г. Самара,
о признании незаконным постановления от 01.07.2011 N 7347/5 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 512499 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сетевая Компания "Кинельэнерго" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 01.07.2011 N 7347/5 Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - ответчик) по делу об административном правонарушении N242-4428-11/5.
По мнению заявителя, административным органом не доказано наличие вины ООО "Сетевая Компания "Кинельэнерго" в совершенном административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, ООО "СК "Кинельэнерго" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, заявление удовлетворить.
В судебном заседании представитель заявителя просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ОАО "Самараэнерго" в судебном заседании поддержал позицию антимонопольного органа, с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Постановлением УФАС по делу об административном правонарушении от 01.07.2011 N 7347/5 заявитель привлечен к административной ответственности по ст.14.31 КоАП РФ.
Указанная норма предусматривает ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ст.14.31.1 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности послужили установленные обстоятельства и выводы по рассмотренному антимонопольным органом делу N N 11-4428-11/5, возбужденному в отношении ООО "СК "Кинельэнерго" по заявлению ОАО "Самараэнерго" по признакам нарушения антимонопольного законодательства, отраженные в решении Самарского УФАС N 5116/5 от 06.05.2011 о признании Общества нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции" и п. 99 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (ред. от 27.11.2010).
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, обоснованно руководствовался следующим.
В решении УФАС N 5116/5 от 06.05.2011 содержатся выводы о допущенном заявителем нарушении п. 1 ст. 10 Закона о конкуренции, невыполнении обязанности по представлению в установленный срок ОАО "Самараэнерго" в полном объеме сведений о потребителях, включающих наименование и место нахождения юридических лиц (фамилию, имя, отчество и место жительства физических лиц), точки поставки, платежные реквизиты, что повлекло (могло повлечь) ущемление потребителей и ущемило интересы ОАО "Самараэнерго".
Как следует из материалов дела, ЗАО "Кинельэнерго" являлся гарантирующим поставщиком, включенным в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности, согласно Приказа ФСТ РФ от 21.05.2007 г.
Согласно п. 5 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
01 января 2010 между ООО "СК "Кинельэнерго" и ЗАО "Кинельэнерго" заключен Договор оказания услуг по передаче электрической энергии.
Поскольку ЗАО "Кинельэнерго" с 01.01.2010 не получено право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей его зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, приказом ФСТ России от 19.07.2010 г. N 329-э ЗАО "Кинельэнерго" было исключено из Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности. Следовательно, ЗАО "Кинельэнерго" утратило статус гарантирующего поставщика (т. 1 л.д. 83).
Пунктом 93 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" предусмотрены обстоятельства, свидетельствующие о невозможности дальнейшего снабжения электрической энергией покупателей гарантирующим поставщиком и (или) энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, применяется особый порядок принятия покупателей электрической энергии на обслуживание гарантирующим поставщиком.
В соответствии с пунктом 94 Правил Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 5-дневный срок с даты, когда ему стало известно о предусмотренных пунктом 93 Правил функционирования обстоятельствах, извещает о предстоящем переходе покупателей электрической энергии на обслуживание к гарантирующему поставщику с указанием даты и времени, установленных для указанного перехода:
а) гарантирующего поставщика;
б)все сетевые организации, к электрическим сетям которых присоединены энергопринимающие устройства покупателей электрической энергии, обслуживаемых энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией (в том числе утратившей статус гарантирующего поставщика), в отношении которой наступили указанные в пункте 93 настоящего документа обстоятельства;
в) организацию коммерческой инфраструктуры оптового рынка, если такая энергосбытовая (энергоснабжающая) организация является субъектом оптового рынка.
УФАС в ходе проверки установлено, что ОАО "Самараэнерго" письмом (исх. N 125/18209 от 03.12.2010) уведомило Управление по государственному регулированию и контролю в электроэнергетики Самарской области (далее - УГРиКЭ) Самарской области о наступлении обстоятельств, свидетельствующих о невозможности дальнейшего снабжения электрической энергией покупателей ЗАО "Кинельэнерго", а также, что в соответствии с договором купли - продажи электрической энергии N 0051 к от 01.01.2010, заключенным между ОАО "Самараэнерго" и ЗАО "Кинельэнерго" установлено три срока промежуточной оплаты и окончательный расчет за фактически потребленную в расчетном периоде электрическую энергию (мощность) (т. 1 л.д. 84-94).
УГРиКЭ по Самарской области известило ОАО "Самараэнерго" письмом (исх. N 5/2162 от 10.12.2010), ООО "СК "Кинельэнерго" письмом (исх. N 5/2163 от 10.12.2010) и ЗАО "Кинельэнерго" письмом (исх. N 5/2164 от 10.12.2010) о переходе покупателей электрической энергии на обслуживание к гарантирующему поставщику ОАО "Самараэнерго" с 00 час. 00 мин. 01 января 2011 года. Указанная информация, во исполнение пункта 96 Правил функционирования, опубликована в газете Волжская коммуна 10 декабря 2010 года N 457 (27404) и на официальном сайте УГРиКЭ по Самарской области (т. 1, л.д. 95-101).
На основании пункта 99 Правил функционирования ООО "СК "Кинельэнерго", как сетевая организация, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лиц, обслуживаемых энергосбытовой организацией (организацией, утратившей статус гарантирующего поставщика), а именно ЗАО "Кинельэнерго", в отношении которой наступили указанные в пункте 93 Правил функционирования, обстоятельства, обязана передать ОАО "Самараэнерго" сведения об этих лицах, включающие наименование и место нахождения юридических лиц (фамилию, имя, отчество и место жительства физических лиц), точки поставки, платежные реквизиты. Указанные сведения передаются в течение 15 дней с даты направления в соответствии с пунктом 94 Правил функционирования, извещения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в 15 -дневный срок после получения извещения УГРиКЭ по Самарской области ООО "СК "Кинельэнерго" не исполнило обязанности, предусмотренной пунктом 99 Правил функционирования по предоставлению в полном объеме сведений в адрес ОАО "Самараэнерго" о потребителях, включающих наименование и место нахождения юридических лиц (фамилию, имя, отчество и место жительства физических лиц), точки поставки, платежные реквизиты.
Таким образом, ОАО "Самараэнерго" не имеет возможности исполнить обязательства по направлению проектов договоров энергоснабжения, что может привести к ущемлению прав покупателей электрической энергии, находящихся на территории города Кинель и привело к ущемлению интересов ОАО "Самараэнерго".
В обоснование своего довода об отсутствии вины в совершении правонарушения, заявитель сослался на то, что 01.01.2010 между ООО "СК "Кинельэнерго" и ЗАО "Кинельэнерго" был заключен Договор оказания услуг по передаче электрической энергии, согласно которому ведение реестра потребителей отнесено к обязанностям ЗАО "Кинельэнерго", в связи с этим у ООО "СК "Кинельэнерго" отсутствовали сведения о потребителях, включающие наименование и место нахождения юридических лиц (фамилию, имя, отчество и место жительства физических лиц), точки поставки, платежные реквизиты. Необходимую информацию ООО "СК "Кинельэнерго" могло передать ОАО "Самараэнерго" только после получения соответствующих данных у организации, утратившей статус гарантирующего поставщика (ЗАО "Кинельэнерго").
Кроме того, заявитель указал, что им предпринимались все действия и отсутствовала возможность ускорить процесс передачи данных.
ООО "СК "Кинельэнерго" на протяжении ряда лет исполняет функции сетевой организации. Между ООО "СК "Кинельэнерго" и ОАО "Самараэнерго" заключен договор N 0750к купли-продажи электрической энергии (мощности) от 31.12.2010 г. в целях компенсации потерь, возникающих в процессе передачи ООО "СК "Кинельэнерго" электрической энергии иным собственникам (владельцам) сетей и энергопринимающих устройств, технологически присоединенных к объектам электросетевого хозяйства ООО "СК "Кинельэнерго". В соответствии с пунктом 121 Правил функционирования заявитель обязан определять объем потерь электрической энергии в принадлежащих ему электрических сетях на основании данных коммерческого учета электрической энергии, подтвержденных потребителями и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии. Изначально энергопринимающие устройства технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, следовательно, все данные о потребителях имеются и должны быть у сетевой организации.
Следовательно, передача заявителем третьему лицу по договору обязанности по ведению реестра потребителей не свидетельствует об отсутствии вины заявителя в совершении допущенного нарушения и не освобождает его от ответственности за выполнение возложенных на него нормативными правовыми актами обязанностей.
Факт непредставления ООО "СК "Кинельэнерго" необходимой информации в полном объеме по истечении 15 дней со дня извещения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации подтверждается письмами ООО "СК "Кинельэнерго" от 09.03.2011 исх. N 67, от 17.03.2011 исх. N 177, от 18.03.2011 N 180, от 18.03.2011 исх. N 206 от 28.03.2011 г., исх. N 199 от 23.03.2011 (т. 1, л.д. 127-132).
Кроме того, в адрес ОАО "Самараэнерго" по настоящее время обращаются лица, для заключения договора энергоснабжения, которых не было списке переданных (Приложение N 22), что свидетельствует о неисполнении предписания Комиссии Самарского УФАС России.
Таким образом, ООО "СК "Кинельэнерго" злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, тем самым совершило административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявитель виновен в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.31 КоАП РФ, так как у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства о защите конкуренции, но не были приняты все зависящие от него меры по его исполнению. Обратного заявителем не доказано.
На момент вынесения оспариваемого постановления о привлечении заявителя к административной ответственности годичный срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный за нарушения антимонопольного законодательства не истек.
Заявителю определена мера наказания, предусмотренная санкцией статьи 14.31КоАП, размер штрафа определен с учетом обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, его длительности, формы вины и иных обстоятельств дела, оснований для снижения размера штрафа не имеется. Порядок исчисления штрафа заявителем не оспаривался.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд первой инстанции, оценивая характер и степень общественной опасности совершенного ООО "СК "Кинельэнерго" правонарушения, правильно указал, что в данном конкретном случае указанные заявителем критерии не являются малозначительными.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2011 по делу N А55-13773/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13773/2011
Истец: ООО "Сетевая Компания "Кинельэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
Третье лицо: ОАО "Самараэнерго"