г. Пермь |
|
23 декабря 2011 г. |
Дело N А60-26615/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Богдановой Р. А.,
судей Гладких Д.Ю., Крымджановой М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шайхутдиновой Г.А.,
при участии:
от истца, ОАО "СУРГУТНЕФТЕГАЗ", Чернова Н.Н., доверенность от 01.09.2011, паспорт; Жимаринский А.В., доверенность от 01.01.2011, паспорт; Романков А.Н., доверенность от 01.01.2011, паспорт; Федоров А.Л., доверенность от 22.09.2011, паспорт;
от ответчика, Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу, Журавлев А.В., доверенность от 16.08.2011, паспорт,
от третьих лиц, Федерального агентства по государственным резервам, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1, не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, ОАО "СУРГУТНЕФТЕГАЗ", на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 октября 2011 года, принятое судьей Рябовой С.Э., по делу N А60-26615/2011
по иску ОАО "СУРГУТНЕФТЕГАЗ" (ОГРН 1028600584540, ИНН 8602060555)
к Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу (ОГРН 1036603996220, ИНН 6661099737)
третьи лица: Федеральное агентство по государственным резервам (ОГРН 1047710037440, ИНН 7710474294), Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (ОГРН 1047702057765, ИНН 7710305514)
о взыскании задолженности по налогу на добавленную стоимость,
установил:
Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу о взыскании задолженности по налогу на добавленную стоимость в размере 64 634 руб. 04 коп.
Определением суда от 11.08.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по государственным резервам.
Определением суда от 09.09.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1.
Решением суда от 14.10.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, ОАО "Сургутнефтегаз", с решением суда не согласился. В апелляционной жалобе, доводы которой поддержаны его представителями в судебном заседании, ссылается на неверное применение судом норм материального права, не соответствие выводов суда обстоятельствам дела; просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Истец указывает, что само по себе то обстоятельство, что государственный контракт не предусматривает оплату операций по закладке материальных ценностей в государственный резерв, никак не влияет на обязанность ответчика перечислить истцу задолженность в сумме НДС с этой операции. По мнению истца, такая обязанность вытекает из положений ст.2, п.3 ст.4 Федерального закона N 79-ФЗ от 29.12.1994 "О государственном материальном резерве", ст.39, подп.1 п.1 ст.146, п.1 ст.168 НК РФ.
В суде апелляционной инстанции представителем истца заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела письма Министерства Финансов РФ от 17.10.2011 N 03-07-11/270.
В удовлетворении заявленного ходатайства судом отказано, поскольку вышеназванное письмо не является доказательством по делу согласно ст.66 АПК РФ.
Ответчик, Управление Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу, в отзыве на апелляционную жалобу отклонил приведенные в ней доводы; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В суде представитель ответчика поддержал доводы отзыва.
Третье лицо, Федеральное агентство по государственным резервам, письменно возразило против доводов жалобы, заявило о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Третье лицо, Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, представило письменный отзыв, согласно которому инспекция считает, что при рассмотрении дела следует руководствоваться нормами гражданского законодательства, поскольку правоотношения между ними возникли из заключенного контракта от 01.01.2011. Представитель в судебное заседание не явился.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц в силу ст.156, 266 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в порядке ст.266. 268 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не находит оснований к отмене судебного акта по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.01.2011 между ОАО "Сургутнефтегаз" как исполнителем и Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу заключен государственный контракт на выполнение работ по ответственному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва N МР/81, по условиям которого управление поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по ответственному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва согласно номенклатуре материальных ценностей по плану 2000 расчетного года, утвержденной и доведенной исполнителю в установленном порядке, и фактическим объемам накопления.
В феврале 2011 года истец произвел операции по освежению запасов государственного резерва путем закладки и выпуска из государственного резерва материальных ценностей. При осуществлении закладки в государственный резерв им была оформлена счет-фактура N 45000662 от 28.02.2011 с выделением отдельной строкой налога на добавленную стоимость в размере 64 634 руб. 04 коп.
Истец полагает, что у ответчика возникла обязанность по уплате НДС, поскольку при осуществлении закладки материальных ценностей в государственный резерв имеет место реализация товаров в смысле ст.39 НК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на отсутствие оснований для взыскания налога на добавленную стоимость.
Выводы суда основаны на верном применении закона и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Согласно ст.1 Федерального закона N 79-ФЗ от 29.12.1994 "О государственном материальном резерве" государственный резерв, в который включаются и запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд (мобилизационный резерв), является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст.2 указанного закона ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва - хранение заложенных в государственный резерв материальных ценностей у поставщика (производителя) или получателя (потребителя) без предоставления ему права пользования этими материальными ценностями до принятия в установленном порядке решения о выпуске их из государственного резерва.
Освежение запасов государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва в связи с истечением установленного срока хранения материальных ценностей, тары, упаковки, а также вследствие возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимых материальных ценностей до истечения установленного срока их хранения, при одновременной поставке и закладке в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей.
Закладка материальных ценностей в государственный резерв - принятие материальных ценностей для хранения в государственном резерве.
Выпуск материальных ценностей из государственного резерва - реализация (продажа) или передача (в том числе на безвозмездной основе) материальных ценностей государственного резерва на определенных условиях.
В соответствии с п.4 ст.11 Федерального закона N 79-ФЗ ответственные хранители обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва своими силами и средствами.
Пунктом 2 ст.13 вышеназванного закона установлено, что освежение материальных ценностей государственного материального резерва, находящихся у ответственных хранителей, осуществляется ответственными хранителями самостоятельно, без привлечения дополнительных бюджетных средств.
Аналогичные условия предусмотрены государственным контрактом N МР/81 от 01.01.2011. Так, в соответствии с п.4.3.5 контракта исполнитель обязуется производить своими силами и средствами размещение, выпуск, замену и освежение материальных ценностей мобилизационного резерва в соответствии с установленными сроками хранения без разрыва во времени между выпуском и закладкой.
В соответствии со ст.4 Федерального закона N 79-ФЗ формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными органами и подведомственными организациями, которые образуют единую федеральную систему государственного резерва Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом, является Федеральное агентство по государственным резервам (Постановление Правительства Российской Федерации N 373 от 23.07.2004 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по государственным резервам").
В соответствии с п.1 Положения "Об Управлении Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ N 339 от 17.12.2004, ответчик является территориальным органом Федерального агентства по государственным резервам, действует по его поручению, исполняя функции Росрезерва по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом в Уральском федеральном округе.
Согласно подп.9 п. 3.1 вышеназванного Положения ответчик по поручению Росрезерва осуществляет реализацию материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва, и заключение контрактов (договоров) на выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва.
Следовательно, ответчик как территориальный орган системы Росрезерва создан для выполнения работ в рамках возложенных на него исключительных полномочий по формированию и обслуживанию материальных ценностей государственного материального резерва.
В соответствии со ст.143 НК РФ плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, которыми в силу ст.11 НК РФ признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ответчик, как территориальный орган Федерального агентства по государственным резервам, имеющий статус юридического лица, является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Согласно п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг).
Операции, признаваемые и не признаваемые объектом налогообложения, поименованы в пунктах 1 и 2 ст.146 НК РФ.
Подп.4 п.2 ст.146 НК РФ определено, что не является объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Осуществленные ответчиком операции непосредственно связаны с имуществом государственного материального резерва, следовательно, расцениваются судом как операции, осуществленные в рамках выполнения им исключительных полномочий, установленных законодательством РФ.
Изложенное обоснованно свидетельствует о том, что деятельность ответчика по обеспечению приемки, хранения, замены, выпуска и освежения материальных ценностей государственного материального резерва не признается в силу подп.4 п.2 ст.146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Доводы заявителя апелляционной жалобы приводились им в суде первой инстанции, были исследованы судом и обоснованно отклонены.
Из условия контракта следует, что ответчик принимает на себя обязательства по возмещению затрат исполнителя на выполнение работ по содержанию и хранению материальных ценностей мобилизационного резерва, то есть ответчик приобретает услуги и оплачивает их. Поскольку на истца в силу закона и условий контракта возложена обязанность за свой счет заменить материальные ценности государственного резерва, то ответчик оплачивает только выполненные работы по содержанию и хранению материальных ценностей, а не операции по закладке и выпуску материальных ценностей.
Решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству и оснований для его отмены не усматривается.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расхода возлагаются на истца.
Руководствуясь статьями 176, 258, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 октября 2011 года по делу N А60-26615/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Р.А. Богданова |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-26615/2011
Истец: ОАО "СУРГУТНЕФТЕГАЗ"
Ответчик: Управление Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу
Третье лицо: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, Федеральное агентство по государственным резервам
Хронология рассмотрения дела:
06.11.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 7141/12
03.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7141/12
09.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7141/12
22.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7141/12
13.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1010/12
11.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N А60-26615/2011
23.12.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12745/11
14.10.2011 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-26615/11