г. Самара |
|
28 декабря 2011 г. |
Дело N А72-5321/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алтаевой Я.В.,
с участием:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области - до и после перерыва - представителя Алкаревой К.А. (доверенность от 20 декабря 2011 года N 06-13/5188),
от Управления вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области - до перерыва - представителя Фадиной Н.Ф. (доверенность от 11 августа 2011 года N 23/1654), после перерыва - представитель не явился, извещено,
от ООО "Центр экологических технологий" - до и после перерыва - представитель не явился, извещено,
от ООО "ЭкоЛайф" - до и после перерыва - представитель не явился, извещено,
от Управления Федерального казначейства по Ульяновской области - до и после перерыва - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 октября 2011 года по делу N А72-5321/2011 (судья Ипполитова И.В.), по заявлению Управления вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск,
третьи лица:
общество с ограниченной ответственностью "Центр экологических технологий", Ульяновская область, г. Ульяновск,
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайф", Ульяновская область, г. Ульяновск,
Управление Федерального казначейства по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск,
об обязании возвратить 19 927,30 руб.,
при извещении Прокурора Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, с учетом уточнения (т. 1 л.д. 131), о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области (далее - Управление Росприроднадзора по Ульяновской области, ответчик), выраженного в письме от 02.06.2011 N 01-03/2029, по возврату излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 19 927,30 руб. за период с 3 квартала 2008 года по 1 квартал 2011 года включительно, об обязании ответчика возвратить излишне уплаченную плату за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 19 927,30 руб. за период с 3 квартала 2008 года по 1 квартал 2011 года включительно.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.10.2011 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемый отказ ответчика признан незаконным, на ответчика возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, по принятию решения в пятидневный срок со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу о возврате заявителю излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 19 927,30 руб. за период с 3 квартала 2008 года по 1 квартал 2011 года включительно.
Управление Росприроднадзора по Ульяновской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права при вынесении обжалуемого судебного акта, просит отменить решение суда от 28.10.2011 полностью, прекратить производство по делу.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 28.10.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росприроднадзора по Ульяновской области без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 21.12.2011 до 26.12.2011. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представители лиц, участвующих в деле, присутствующие в судебном заседании, извещены о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись. После перерыва судебное заседание было продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, заявителем в составе платы за негативное воздействие на окружающую среду произведена плата за размещение отходов за 3-й и 4-й кварталы 2008 года, за 2009 год, 2010 год, за 1-й квартал 2011 года.
В доказательство платы за размещение отходов в составе платы за негативное воздействие на окружающую среду в материалы дела представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за вышеназванные периоды, соответствующие платежные поручения.
Заявителем в адрес ответчика 24.04.2011 направлено письмо N 23/835 о возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 21 526,60 руб. за период с 3 квартала 2008 года по 1 квартал 2011 года включительно.
В ответ на указанное письмо ответчиком письмом от 02.06.2011 N 01-03/2029 отказано заявителю в возврате уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 16 Закона N 7-ФЗ определено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок).
В пункте 1 Порядка предусмотрено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия.
Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду - по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на юридических лиц в том случае, если в результате их деятельности происходит воздействие на окружающую среду, подпадающее под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определено, что под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов, их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявитель не занимался размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ.
Основным видом деятельности заявителя является защита собственности, интересов личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. В процессе осуществления деятельности заявителя образуется мусор бытовых помещений несортированный, пищевые отходы, мусор от уборки территорий и другие твердые бытовые отходы 1-5 классов опасности, что подтверждается расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду. Заявитель имеет мусорные контейнеры, в указанные периоды заявителем заключены договоры на оказание услуг по вывозу и приему твердых бытовых отходов с ООО "Центр экологических технологий" и ООО "ЭкоЛайф".
Хранение в мусорных контейнерах бытовых отходов не охватывает понятия размещения отходов, подпадающих под сферу правового регулирования Закона N 89-ФЗ.
Правовая позиция по вопросу о субъектах, которые в силу Закона N 7-ФЗ могут признаваться плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду, определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях: от 17.03.2009 N 14561/08, от 12.07.2011 N 1752/11, от 20.07.2010 N 4433.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии правовых оснований для признания оспариваемого отказа ответчика незаконным, возложения на ответчика обязанности по возврату заявителю излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду, и, соответственно, для удовлетворения заявленных Управлением вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции при рассмотрении спора по существу, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки указанных доводов ответчика, а также выводов суда первой инстанции не имеется. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения суда, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 октября 2011 года по делу N А72-5321/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-5321/2011
Истец: ГУ Управление вневедомственной охраны при управлении внутренних дел по Ульяновской области, Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области
Ответчик: Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области
Третье лицо: ООО "Центр экологических технологий", ООО "ЭкоЛайф", Прокурор Ульяновской области, Управление федерального казначейства по Ульяновской области
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14254/11