г. Пермь |
|
23 декабря 2011 г. |
Дело N А50-12202/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гребенкиной Н.А.,
судей Дюкина В.Ю., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии:
от истца - Открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы": Прохорова Н.В. (паспорт, доверенность от 31.12.2010);
от ответчика - Управления развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края: Гуськова С.В. (паспорт, доверенность от 20.12.2011);
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, Управления развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 20 октября 2011 года
по делу N А50-12202/2011,
принятое судьей Елизаровой И.В.
по иску Открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы" (ОГРН 1021601763820, ИНН 1645000340)
к Управлению развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края
о внесении изменений в договор аренды земельного участка,
установил:
Открытое акционерное общество (ОАО, общество) "Северо-западные магистральные нефтепроводы" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском (принятым с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Управлению развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края (далее - Управление) о внесении изменений в договор аренды N 22/04-04-448 земельного участка несельскохозяйственного назначения от 19.10.2006, изложив пункт 2.1 договора в следующей редакции: "Базовый размер арендной платы за земельный участок, начиная с 22.10.2010, устанавливается в размере 1,5 (Одна целая пять десятых) % кадастровой стоимости. Общая сумма арендной платы за земельный участок на текущий год устанавливается согласно расчету арендной платы (Приложение N 1) к договору"; приложение N 1 к договору аренды N 22/04-04-448 земельного участка несельскохозяйственного назначения от 19.10.2006 изложить в следующей редакции: "Расчет арендной платы ОАО "СЗМН" на 2011 год"
Категория земель |
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения |
Площадь земельного участка, кв.м |
21 161,21 |
Кадастровая стоимость 1 кв.м земельного участка, руб./кв.м |
9,0127 |
Базовый размер арендной платы в расчете на год, % |
1,5 |
Льготы по арендной плате |
Нет |
Сумма арендной платы в год, руб. |
2 860,79 |
Расчет арендной платы произведен на основании |
Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Пермского края от 07.04.2010 г. N 604 -ПК "О порядке определения размера арендной платы, порядке условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края" (в редакции Закона Пермского края N 691-ПК от 04.10.2010 г..) |
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.10.2011 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с принятым решением не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить. Ссылаясь на положения статей 422, 450, 452, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, а также на Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, апеллянт указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Истец направил в суд апелляционной инстанции в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность изложенных в ней доводов.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе; представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.10.2006 Комитет имущественных отношений администрации Оханского муниципального района (арендодатель) и ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N 22/04-04-448, согласно которому арендодатель предоставляет арендатору в аренду земельный участок с кадастровым номером 59:30:0000000:0093, площадью 21 161,21 кв.м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенный по адресу: Пермский край, Оханский район, для обслуживания нефтепровода и сопутствующих сооружений, на срок с 19.10.2006 по 17.10.2055.
Земельный участок с кадастровым номером 59:30:0000000:0093 был поставлен на кадастровый учет 29.06.2006.
По акту приема-передачи указанный земельный участок был передан арендатору 19.10.2006.
В установленном законом порядке договор аренды зарегистрирован 23.06.2008.
Общая сумма арендной платы за земельный участок на текущий год устанавливается согласно расчету арендной платы (приложение N 1 к договору) на основании нормативного акта органа местного самоуправления об установлении ставок арендной платы (пункт 2.1 договора аренды).
В случаях централизованного изменения цен и тарифов, изменения методики расчетов арендных платежей, изменения размера нормативной цены на землю на основе оценочного зонирования территории, базовых ставок арендной платы, а также изменения нормативно-правовых актов Российской Федерации, Пермского края, органов местного самоуправления, регулирующих исчисление размера арендной платы, и вида деятельности арендатора (в целях разрешенного использования объекта в соответствии с пунктом 1.1) арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем порядке (пункт 2.4 договора аренды).
Имеющаяся в материалах дела переписка сторон свидетельствует о наличии между сторонами спора относительно редакции условия договора аренды о размере арендной платы. В частности, то обстоятельство, что на предложение истца об установлении арендной платы в размере 1,5 % кадастровой стоимости (письма от 15.02.2011 N 04-04-8/2269, от 13.07.2010 N 04-04-8/9458, от 18.08.2010 N 04-04-8/11118) ответчик ответил отказом (письма от 23.07.2010 N 281, от 09.03.2011 N 167), явилось основанием для обращения общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что спорный земельный участок в силу пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации относится к земельным участкам, ограниченным в обороте, приняв во внимание правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09 в отношении определения арендной платы за земельные участки, на которых расположены особые объекты независимо от переоформления права использования земельного участка, и, полагая, что соответствующее толкование подлежит применению в отношении земельных участков, ограниченных в обороте, признал подлежащим определению размер арендной платы за земельный участок площадью 21 161, 21 кв.м, с кадастровым номером 59:30:0000000:93, исходя из 1,5 % его кадастровой стоимости, то есть с учетом ограничения размера арендной платы, установленного пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.
Требование об изменении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (пункт 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, все изменения условий договора в части размера арендной платы при разногласиях подлежат рассмотрению в суде.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, ставки арендной платы являются регулируемыми ценами и стороны обязаны руководствоваться предписанным нормативными актами размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не вправе применять другой размер арендной платы.
Высшая судебная инстанции в приведенном постановлении также указала, что установленный пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ предельный размер арендной платы для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет. Как отметил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий, с учетом особого характера этих объектов.
Изложенные разъяснения суд апелляционной инстанции полагает возможным применить и к спорной ситуации.
Наличие правового статуса спорного земельного участка в качестве ограниченного в обороте верно установлено судом первой инстанции с учетом положений статей 27, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, фактических обстоятельств дела. Данное обстоятельство ответчиком не оспорено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах положения пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ относительно предельного размера арендной платы за пользование земельным участком являются обязательными для сторон.
Принимая во внимание установленную кадастровую стоимость спорного земельного участка (190 719,4133 руб.), его площадь (21 161,21 кв.м), учитывая изложенное выше, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предложенная истцом редакция пункта 2.1 договора аренды, приложения N 1 к нему относительно расчета арендной платы действующему законодательству не противоречит.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, оспаривающие приведенные выводы, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
Ссылки ответчика на то, что конкретных предложений о внесении изменений в договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от общества не поступало, не принимаются во внимание, поскольку фактическим обстоятельствам, подтвержденным материалами дела, не соответствуют.
Правовых оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции не имеется.
Суд первой инстанции, исходя из характера требований истца и возражений ответчика против заявленного иска, верно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (часть 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), дал им надлежащую правовую оценку (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 октября 2011 года по делу N А50-12202/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.А. Гребенкина |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-12202/2011
Истец: ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы"
Ответчик: Управление развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края, Управление развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района ПК