г. Самара |
|
18 января 2012 г. |
Дело N А65-12710/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Кабинета Министров Республики Татарстан - Авдеев Д.А., доверенность от 27.01.2011 года N 21-18/516,
от общества с ограниченной ответственностью "Тонус Строй" - Заганшин И.А., доверенность от 22.12.2011 года, Романов А.А., доверенность от 22.08.2011 года,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - Беспалова Е.В., доверенность от 10.01.2012 года N 8Д,
от Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Республике Татарстан - Хусаинова Д.Р., доверенность от 22.12.2011 года N 354,
от открытого акционерного общества "Республиканский кадастровый центр "Земля" - не явился, извещен,
от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г.Москва - не явился, извещен,
от Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани - не явился, извещен,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 октября 2011 года по делу N А65-12710/2011 (судья Мотрохин Е.Ю.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тонус Строй" (ОГРН 1061684098112, ИНН 1659066284), г. Казань,
к ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Татарстан, г. Казань,
открытому акционерному обществу "Республиканский кадастровый центр "Земля", г. Казань,
с участием в деле в качестве заинтересованных лиц:
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г.Москва, Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, г. Казань, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным и недостоверным результата государственной кадастровой оценки на 01.01.2011 года земельных участков 16:50:310201:31, 16:50:310201:32 общей площадью 20 219 кв.м и 2 640 кв.м, Казань, Автосервисная, 33, удельного показателя земельного участка соответственно в размере 9 056,91 рублей за 1 кв. метр, кадастровая стоимость 183 121 663 рублей 29 копеек, и удельного показателя 9 061,06 рублей за 1 кв. метр, кадастровая стоимость 23 921 198 рублей 40 копеек; определении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости на 01.01.2011 г.. по земельному участку к/н 16:50:310201:31 в размере 29 566 830 рублей, по к/н 16:50:310201:32 в размере 4 651 970 рублей; о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, оформленных актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 г.. N 39, по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков, и внесению на 01.01.2011 г.. в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков 16:50:310201:31, 16:50:310201:32 в размере 183 121 663 рублей и 23 921 198 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тонус Строй", г.Казань, (далее по тексту - "заявитель"; "Общество") обратилось в Арбитражный суд РТ с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г.Казань (далее по тексту - "Управление Росреестра"; "первый ответчик"), о признании недействительным и недостоверным результата государственной кадастровой оценки на 01.01.2011 года земельных участков 16:50:310201:31, 16:50:310201:32 общей площадью 20 219 кв.м и 2 640 кв.м, Казань, Автосервисная, 33, удельного показателя земельного участка соответственно в размере 9 056,91 рублей за 1 кв. метр, кадастровая стоимость 183 121 663 рублей 29 копеек, и удельного показателя 9 061,06 рублей за 1 кв. метр, кадастровая стоимость 23 921 198 рублей 40 копеек; определении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости на 01.01.2011 г.. по земельному участку к/н 16:50:310201:31 в размере 29 566 830 рублей, по к/н 16:50:310201:32 в размере 4 651 970 рублей; о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, оформленных актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 г.. N 39, по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков и внесению на 01.01.2011 г.. в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков 16:50:310201:31, 16:50:310201:32 в размере 183 121 663 рублей и 23 921 198 рублей.
В судебном заседании 21.09.2011 г.. в соответствии со ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 10 ч. 20 мин. 28.09.2011 г.. Лица, участвующие в деле, об объявлении перерыва, времени и месте продолжения судебного разбирательства после перерыва, извещены путем размещения судом информации на сайте Арбитражного суда Республики Татарстан (web-адрес: http://www.tatarstan.arbitr.ru). Судебное заседание продолжено 28.09.2011 г.. в 10 ч. 28 мин., с участием тех же лиц, участвующих в деле.
Представитель заявителя представил письменное заявление об отказе от требований к Открытому акционерному обществу "РКЦ "Земля", г. Казань и к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г.Казань. Также указал, что надлежащим ответчиком по делу является Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Татарстан, г.Казань. Возражений нет.
По результатам рассмотрения судом принят в порядке ст. 49 АПК РФ отказ от иска в части требований к Открытому акционерному обществу "РКЦ "Земля", г.Казань и к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г.Казань.
Представитель заявителя представил ходатайство об уточнении заявленных требований от 28.09.2011 г.., в котором заявитель исключил требование об установлении действительной рыночной стоимости спорных участков. Просит обязать ФБУ "Кадастровая палата" по РТ внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка номер 16:50:310201:31, общей площадью 20 219 кв.м., расположенного по адресу: РТ, Казань, Автосервисная, участок 33, установив её равной рыночной стоимости в размере 29 566 830 руб., и о кадастровой стоимости земельного участка номер 16:50:310201:32 общей площадью 2640 кв.м., расположенного по адресу: РТ, Казань, Автосервисная, участок 33, установив её равной рыночной стоимости в размере 4 651 970 руб.
Уточнение заявленных требований принято судом в порядке ст. 49 АПК РФ, в связи с чем, дело рассматривается в порядке общеискового производства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.10.2011 года в части требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г.Казань, и к Открытому акционерному обществу "РКЦ "Земля", г.Казань, производство по делу прекращено, в остальной части исковые требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что на основании исследования и оценки отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:310201:31 и 16:50:310201:32, выполненных ООО "Ди энд Эл оценка", рыночная стоимость принадлежащих заявителю земельных участков по состоянию на 24.12.2010 г.., составила, соответственно, 29 566 830 руб. и 4 651 970 руб.
Оценивая данные отчеты на предмет их соответствия нормам ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям обязательных стандартов и правил оценки, с учетом заслушанных в судебном заседании свидетельских показаний Л.Ю. Нечаевой, принимавшей участие в составлении отчетов об оценке, суд посчитал, что они отвечают всем требованиям статьи 11 данного Закона, а также требованиям Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Минэкономразвития РФ N N 254, 255, 256 от 20.07.2007 г..
При таких обстоятельствах, требование обязать второго ответчика внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 16:50:310201:31, общей площадью 20 219 кв.м., расположенного по адресу ориентира: РТ, Казань, ул.Автосервисная, участок 33, определив её равной рыночной стоимости в размере 29 566 830 руб., и о кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 16:50:310201:32 общей площадью 2640 кв.м., расположенного по адресу ориентира: РТ, Казань, ул.Автосервисная, участок 33, определив её равной рыночной стоимости в размере 4 651 970 руб., является правомерным.
Суд пришел к выводу об удовлетворении заявленного требования, в силу соответствия доводов заявителя нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Не согласившись с выводами суда, Кабинет Министров Республики Татарстан подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что результаты рыночной оценки с результатами кадастровой оценки (кадастровой стоимостью земельных участков), совпадать не могут, поскольку в основе лежат принципиально разные методы проведения оценки.
Определение кадастровой стоимости земель не производится преимущественно на основе только рыночных цен земель, вышеуказанные факторы учитываются при проведении государственной кадастровой оценки в равной степени и в равном объеме, при определении кадастровой стоимости земель учитывались в совокупности различные факторы стоимости земельных участков для каждого вида разрешенного использования в составе земель населенных пунктов, в том числе и рыночная информация о земельных участках, но из анализа всех факторов не следует, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть равной рыночной.
Кроме того, методические указания, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, по которым производилась государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов в Республике Татарстан, до настоящего времени не обжаловались, не изменены и являются действующими.
Государственный контракт N ЗК/2010 от 26.07.2010 заключен до истечения 60 дней (до 26.09.2010) после дня официального опубликования Федерального Закона от 22.07.2010 г.. N 167-ФЗ, следовательно, в момент его заключения и проведения работ по оценке Федеральный закон от 29.07.1998 N135-Фз "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" на который ссылается заявитель, не применялся, и действовала ст.66 Земельного кодекса РФ в старой редакции. Согласно последней порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ (пункт 2) и в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (пункт 3). Наряду с этим в пункте 3 ст.66 Земельного кодекса РФ (в старой редакции) не указано, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать рыночную стоимость земельного участка или быть равной рыночной, в данном пункте указано только на процентное соотношение кадастровой и рыночной стоимости.
Кроме того, внесение в государственный кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости земельного участка с названными выше кадастровыми номерами повлечет за собой существенное снижение налогооблагаемой базы, что, несомненно, вызовет значительное уменьшение суммы земельного налога; при этом в свою очередь возникнет дефицит местного бюджета в Республике Татарстан.
По мнению подателя жалобы, в соответствии со ст. 170 АПК РФ в мотивировочной части решения суда могут содержатся ссылки только на постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ по вопросам судебной практики. В своем решении суд первой инстанции сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11, что не предусмотрено нормами АПК РФ.
В судебном заседании представитель Кабинета Министров Республики Татарстан доводы апелляционной жалобы поддержал
Представители Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Республике Татарстан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан доводы апелляционной жалобы Кабинета Министров Республики Татарстан поддержали.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Тонус Строй" считают решение суда законным и обоснованным по основаниям, указанным в возражениях и дополнениях к ним
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Заявителю на основании свидетельств о государственной регистрации права 16-АЕ N 851813 от 24.12.2010 г.. и 16-АЕ N 851809 от 24.12.2010 г.. (л.д.21, 22) принадлежат на праве собственности земельные участки: с кадастровым номером 16:50:310201:31, общей площадью 20 219 кв.м., и с кадастровым номером 16:50:310201:32, общей площадью 2640 кв.м., находящиеся по адресу: РТ, г.Казань, ул. Автосервисная, участок 33.
Согласно кадастровых паспортов на земельные участки от 18.04.2011 г.. и от 28.04.2011 г.., участки относятся к землям населенных пунктов, разрешенное использование: для расширения территории с целью строительства автосервисного комплекса. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:310201:31 определена в размере 183121663,29 руб. (л.д.26), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:310201:32 определена в размере 23 921 198,4 руб. (л.д.29).
Как указывает заявитель, кадастровая стоимость данных земельных участков, в связи с утверждением результатов государственной кадастровой оценки земельных участков Постановлением Кабинета Министров РТ N 1102 от 24.12.2010 г.., по сравнению с 2010 г.. выросла в 7,6 раз, значительно превысив их рыночную стоимость, что повлекло соответствующее необоснованное увеличение подлежащих уплате Обществом сумм земельного налога.
Заявителем по своей инициативе проведена оценка рыночная стоимости принадлежащих ему земельных участков, в результате чего были получены сведения о рыночной стоимости участков, составившей, согласно отчета независимого оценщика - ООО "Ди энд Эл оценка", по состоянию на 24.12.2010 г..: 29 566 830 руб. по земельному участку с кадастровым номером 16:50:310201:31 и 4 651 970 руб. по земельному участку с кадастровым номером 16:50:310201:32.
Указанное обстоятельство, со ссылками на статью 3 Налогового кодекса РФ, статью 66 Земельного кодекса РФ, Федеральный закон от 22.07.2010 г.. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ" и отдельные законодательные акты РФ", послужило основанием для предъявления заявителем требования о внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований и обязании Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Республике Татарстан, г.Казань внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 16:50:310201:31, общей площадью 20 219 кв.м., расположенного по адресу ориентира: РТ, г.Казань, ул. Автосервисная, участок 33, определив её равной рыночной стоимости в размере 29 566 830 руб., и о кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 16:50:310201:32, общей площадью 2640 кв.м., расположенного по адресу ориентира: РТ, г.Казань, ул.Автосервисная, участок 33, определив её равной рыночной стоимости в размере 4 651 970 руб., суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с п.1 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Заявитель, будучи собственником вышеуказанных земельных участков, является, по смыслу п.1 статьи 388 Налогового кодекса РФ (НК РФ), налогоплательщиком земельного налога в отношении данных участков. При этом, в силу статьи 390 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ.
Как предусмотрено п.2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Пунктом 3 названной статьи в редакции, действующей на момент утверждения Постановлением Кабинета Министров РТ N 1102 от 24.12.2010 г.. результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по РТ, в т.ч. и земельных участков заявителя, установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135 - ФЗ, которая была введена Федеральным законом от 22.07.2010 г.. N 167 -ФЗ, также предусматривает, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч.2 статьи 7 ФЗ от 24.07.2007 г.. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее -Закон N 221-ФЗ), в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из ч.3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в ч.4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 г.., установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащих заявителю земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:310201:31 и 16:50:310201:32, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
На основании исследования и оценки отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:310201:31 и 16:50:310201:32 выполненных ООО "Ди энд Эл оценка", рыночная стоимость принадлежащих заявителю земельных участков по состоянию на 24.12.2010 г.., составила, соответственно, 29 566 830 руб. и 4 651 970 руб.
Оценивая данные отчеты на предмет их соответствия нормам ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям обязательных стандартов и правил оценки, с учетом заслушанных в судебном заседании свидетельских показаний Л.Ю. Нечаевой, принимавшей участие в составлении отчетов об оценке, суд посчитал, что они отвечают всем требованиям статьи 11 данного Закона, а также требованиям Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Минэкономразвития РФ N N 254, 255, 256 от 20.07.2007 г..
Представитель ответчика в судебном заседании согласился с данными о рыночной стоимости земельных участков заявителя, содержащимися в отчетах ООО "Ди энд Эл оценка", о чем представил письменное заявление.
Судом правильно учтено, что в силу ч.3.1 ст.70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований и сделан правильный вывод о том, что при таких обстоятельствах, требование обязать второго ответчика внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 16:50:310201:31, общей площадью 20 219 кв.м., расположенного по адресу ориентира: РТ, Казань, ул. Автосервисная, участок 33, определив её равной рыночной стоимости в размере 29 566 830 руб., и о кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 16:50:310201:32 общей площадью 2640 кв.м., расположенного по адресу ориентира: РТ, Казань, ул. Автосервисная, участок 33, определив её равной рыночной стоимости в размере 4 651 970 руб., является правомерным.
Доводы подателя жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом в связи со следующим.
Постановлением Президиума ВАС РФ 28.06.201 1 г. N 913/11 определена правовая позиция, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной стоимости, подлежат защите путем изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Истцом с учетом уточнения заявлен иск в исковом порядке к органу кадастрового учета. Такое требование не связанно с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Истец воспользоваться главой III. 1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающей специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, по закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" по Закону N 167-ФЗ.
Истцом представлен надлежащий отчет независимого оценщика по кадастровой стоимости, определяющий рыночную стоимость земельных участков по состоянию на 26.12.2010 года, то есть на дату определения их кадастровой стоимости для целей 2011 года., который свидетельствует о том, что кадастровая стоимость существенно, в 7 раз, превышает рыночную стоимость участков.
Ответчик не оспорил представленный истцом отчет о рыночной стоимости земельных участков, не представил доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости земельного участка.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Кадастровый учет осуществляется федеральным органом исполнительной власти (ст. 3 Закона), а именно Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) (Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 456 "О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости"). Полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные Росреестру государственные бюджетные учреждения. Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).Согласно Приказу Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам РФ, подведомственные Росреестру, поэтапно наделяются полномочиями органа кадастрового учета и по РТ переданы ФГУ "Кадастровая палата по РТ.
Поэтому довод о неоспоренности Постановления КМ РТ N 1102 не имеет правового значения. ФАС Поволжского округа указано, что, "поскольку в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, подлежащее применению к спорным правоотношениям законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, поэтому сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа 23.12.201 1 года дело N А55-6629/2011).
Доводы о проведении кадастровой оценки (заключении оценочного договора) до 26.09.2010 года ограничены возможностью их учета только для целей ст. 5 вводного закона N 167-ФЗ и влекут только невозможность применения к такой кадастровой стоимости особых процессуальных процедур закона N 167-ФЗ по новой главе закона "Об оценочной деятельности" N 135-ФЗ глава 111.1. "Государственная кадастровая оценка" по порядку рассмотрения споров о результатах ее определения, но никак не влияют и не исключают действие иных норм закона N 167-ФЗ, включая действие изменения в ст. 66 Земельного Кодекса РФ.
Постановлением Президиума ВАС РФ 28.06.2011 г. N 913/11 определена правовая позиция по вопросу о порядке оспаривания кадастровой стоимости, на которую не распространяются механизмы закона N 167-ФЗ.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" данный судебный акт подлежит применению с даты его опубликования и с этого момента считается определенной практика применения законодательства, на положениях которого основано это постановление. Наоборот, расхождение с толкованием, данным в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/1 1, является основанием для отмены таких судебных актов.
В настоящем случае, судебный акт первой инстанции полностью согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 г, что свидетельствует о законности, обоснованности и единообразии правоприменения.
Государственный контракт N ЗК/2010 от 26 июля 2010 на проведение кадастровой оценки земель был заключен до истечения 60 дней с момента официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ (до 26.09.2010 года). Работы по проведению государственной кадастровой оценки до истечения 60 дней после дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ не завершились.
Нормы, введенные Федеральным законом N 167-ФЗ, согласно правовой позиции отраженной в Письме Минэкономразвития РФ от 31.08.2011 N Д06-4296, не применяются вне зависимости от даты утверждения результатов государственной кадастровой оценки.
Таким образом, в отношении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, полученных до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ, а также результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, полученных по договорам на проведение государственной кадастровой оценки, заключенным до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ, но определенных после истечения указанного срока, порядка оспаривания, отличного от судебного, соответствующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено. (Письмо Минэкономразвития РФ от 19.05.2011 N Д06-2570, Разъяснение Минэкономразвития РФ от 27.05.2011).
На основании изложенного на текущий момент результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, на которые не распространяет действие Федеральный закон N 167-ФЗ, по мнению Минэкономразвития РФ (Разъяснение Минэкономразвития РФ от 27.05.2011) и правовой позиции отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А27-4849/2010 от 28 июня 2011 г. (надзорное производство N ВАС-913/11) (по тексту - Постановление ВАС), могут быть оспорены в суде на основании отчетов об определении их рыночной стоимости, в том числе по состоянию на дату, на которую определена кадастровая стоимость земельных участков.
Орган управомоченный вносить изменения в сведения о кадастровой стоимости земельных участков - ФБУ "Кадастровая палата" по РТ.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (то есть -Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - по тексту - Росреестр).
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Учитывая передачу полномочий органа кадастрового учета ФБУ "Кадастровая палата" по РТ, ФБУ "Кадастровая палата" по РТ является органом кадастрового учета и имеет право вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 октября 2011 года по делу N А65-12710/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Государственный контракт N ЗК/2010 от 26 июля 2010 на проведение кадастровой оценки земель был заключен до истечения 60 дней с момента официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ (до 26.09.2010 года). Работы по проведению государственной кадастровой оценки до истечения 60 дней после дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ не завершились.
Нормы, введенные Федеральным законом N 167-ФЗ, согласно правовой позиции отраженной в Письме Минэкономразвития РФ от 31.08.2011 N Д06-4296, не применяются вне зависимости от даты утверждения результатов государственной кадастровой оценки.
Таким образом, в отношении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, полученных до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ, а также результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, полученных по договорам на проведение государственной кадастровой оценки, заключенным до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ, но определенных после истечения указанного срока, порядка оспаривания, отличного от судебного, соответствующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено. (Письмо Минэкономразвития РФ от 19.05.2011 N Д06-2570, Разъяснение Минэкономразвития РФ от 27.05.2011).
На основании изложенного на текущий момент результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, на которые не распространяет действие Федеральный закон N 167-ФЗ, по мнению Минэкономразвития РФ (Разъяснение Минэкономразвития РФ от 27.05.2011) и правовой позиции отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А27-4849/2010 от 28 июня 2011 г. (надзорное производство N ВАС-913/11) (по тексту - Постановление ВАС), могут быть оспорены в суде на основании отчетов об определении их рыночной стоимости, в том числе по состоянию на дату, на которую определена кадастровая стоимость земельных участков.
...
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (то есть -Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - по тексту - Росреестр)."
Номер дела в первой инстанции: А65-12710/2011
Истец: ООО "Тонус Строй", г. Казань
Ответчик: Кабинет Министров Республики Татарстан, г. Казань, ОАО "РКЦ "Земля", г. Казань, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата", г. Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N4 по Республике Татарстан,г.Казань, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва