г. Пермь |
|
18 января 2012 г. |
Дело N А60-30287/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.
при участии:
от заявителя Прокурора города Верхней Пышмы Свердловской области: не явились;
от заинтересованного лица Государственного унитарного предприятия Свердловской области "Фармация": не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Государственного унитарного предприятия Свердловской области "Фармация"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 октября 2011 года
по делу N А60-30287/2011,
принятое судьей Дегонской Н.Л.
по заявлению Прокурора города Верхней Пышмы Свердловской области
к Государственному унитарному предприятию Свердловской области "Фармация" (ОГРН 1026605387930, ИНН 6662012320)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Прокурор города Верхней Пышмы Свердловской области (далее - прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении Государственного унитарного предприятия Свердловской области "Фармация" (далее - предприятие, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21 октября 2011 года заявленные требования удовлетворены, предприятие привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование жалобы ее заявитель указывает на истечение трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения решения, поскольку правонарушение обнаружено прокурором 14.07.2011, а решение вынесено 19.10.2011, то есть по истечении срока давности.
Прокурор с жалобой не согласен по мотивам, указанным в письменном отзыве, решение суда считает законным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на правомерность привлечения заинтересованного лица к административной ответственности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 210 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266 и 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, прокурором проведена проверка соблюдения предприятием законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности при осуществлении фармацевтической деятельности в аптеке, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Ленина, 60, оформленная актом от 14.07.2011, в ходе которой установлен факт розничной продажи лекарственных средств "Кетанов" без рецепта врача, что является грубым нарушением лицензионных требований.
Вынесенное по результатам проверки постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 01.08.2011 вместе с материалами проверки направлены прокурором в Арбитражный суд Свердловской области для рассмотрения вопроса о привлечении предприятия к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях предприятия состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия оснований для освобождения его от привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием к указанной норме Закона установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подп. "г" п. 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение), лицензиат, осуществляющий розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения (аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), обязан соблюдать, в том числе, правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правила отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества.
В силу пункта 5 Положения осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой административную ответственность. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а"-"и" пункта 4 Положения.
В соответствии с п. 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.09.2005 N 578 утвержден Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, в который лекарственное средство "Кетанов" не включено, следовательно, его реализация допустима только при предъявлении рецепта врача, оформленного в установленном порядке.
Факт продажи в аптеке предприятия лекарственного средства "Кетанов" без рецепта врача установлен судом первой инстанции, доказан материалами дела и предприятием по существу не оспаривается.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в его действиях события вменяемого административного правонарушения.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
Поскольку доказательств принятия юридическим лицом необходимых и достаточных мер для соблюдения указанных лицензионных требований и условий в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии вины предприятия в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, апелляционный суд считает обоснованными доводы жалобы о пропуске срока давности для привлечения к административной ответственности.
Согласно с п.п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. N 2)).
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения.
Поскольку совершенное обществом правонарушение - осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - посягает, в первую очередь, на установленный Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" режим государственного регулирования в области лицензирования, исходя из существа правонарушения и характера применяемого в данном случае законодательства при рассмотрении настоящего дела следует руководствоваться трехмесячным сроком давности привлечения к административной ответственности, установленным частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с абзацем 4 пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. N 2 данные сроки не подлежат восстановлению и суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Согласно п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Из содержания имеющихся в материалах дела документов следует, что вменяемое предприятию административное правонарушение обнаружено 14.07.2011 (акт проверки - л.д. 24), следовательно, последним днем окончания срока давности для привлечения предприятия к административной ответственности является 14.10.2011. При этом решение суда первой инстанции о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности вынесено 19.10.2011. Прокурор города Верхняя Пышма Свердловской области в отзыве на апелляционную жалобу также подтверждает тот факт, что административное правонарушение прокурором обнаружено 14.10.2011 г..
Таким образом, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения спора судом первой инстанции (19.10.2011) истек. Вывод суда первой инстанции о том, что указанный срок не истек, является ошибочным, не соответствует представленным в материалы дела доказательствам.
При указанных обстоятельствах оснований для привлечения предприятия к административной ответственности у суда первой инстанции не имелось.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч. 3 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 октября 2011 года по делу N А60-30287/11 отменить.
В удовлетворении заявленных требований Прокурора города Верхней Пышмы Свердловской области о привлечении Государственного унитарного предприятия Свердловской области "Фармация" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ отказать.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М.Савельева |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацем 4 пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. N 2 данные сроки не подлежат восстановлению и суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Согласно п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Из содержания имеющихся в материалах дела документов следует, что вменяемое предприятию административное правонарушение обнаружено 14.07.2011 (акт проверки - л.д. 24), следовательно, последним днем окончания срока давности для привлечения предприятия к административной ответственности является 14.10.2011. При этом решение суда первой инстанции о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности вынесено 19.10.2011. Прокурор города Верхняя Пышма Свердловской области в отзыве на апелляционную жалобу также подтверждает тот факт, что административное правонарушение прокурором обнаружено 14.10.2011 г..
Таким образом, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения спора судом первой инстанции (19.10.2011) истек. Вывод суда первой инстанции о том, что указанный срок не истек, является ошибочным, не соответствует представленным в материалы дела доказательствам."
Номер дела в первой инстанции: А60-30287/2011
Истец: Прокурор города Верхней Пышмы Свердловской области
Ответчик: ГУП Свердловской области "Фармация"
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13467/11