г. Москва |
|
20 января 2012 г. |
Дело N А41-24312/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Баранова Е.А., по доверенности N 52 от 28.12.2011,
от заинтересованного лица: Назарова Е.А., по доверенности N 604-Д от 29.12.2011,
от третьих лиц:
от Администрации Можайского муниципального района Московской области - не явились, извещены надлежащим образом,
от КУИ Администрации Можайского муниципального района Московской области - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения Можайск,
на решение Арбитражного суда Московской области
от 17.10.2011 по делу N А41-24312/11, принятое судьей Веденеевой С.С.,
по заявлению Администрации городского поселения Можайск к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН: 7727270299, ОГРН: 1047727043561), при участии в деле в качестве третьих лиц: Администрации Можайского муниципального района Московской области и КУИ Администрации Можайского муниципального района Московской области, об обжаловании отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним,
УСТАНОВИЛ:
Администрации городского поселения Можайск (далее - заявитель, администрация) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по МО, управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ от 20.04.2011 г.. N 18/05/1010-414 Можайского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области в государственной регистрации "Принятие на уч?т бесхозного имущества" объект Площадь "Губернаторская", площадь покрытия 21 507 кв. м., инв. N 128: 040- 3590, лит 1 Б, расположенная по адресу: Московская область, г. Можайск, площадь ограничена улицами; Мира, 20 Января, Воинов - Интернационалистов, зданием СК "Багратион";
- обязать Можайский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области совершить государственную регистрацию "Принятие на уч?т бесхозного имущества" объект Площадь "Губернаторская", площадь покрытия 21 507 кв. м., инв. N 128: 040- 3590, лит 1 Б, расположенная по адресу: Московская область, г. Можайск, площадь ограничена улицами; Мира, 20 Января, Воинов - Интернационалистов, зданием СК "Багратион".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Администрация Можайского муниципального района Московской области и КУИ Администрации Можайского муниципального района Московской области (далее - третьи лица).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 17.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое при неправильном применении норм права, а также в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела.
В судебное заседание третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие третьих лиц, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель управления против доводов апелляционной жалобы возражал, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, считает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами:
Администрация городского поселения Можайск обратилась в Можайский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области с заявлением от 13.11.2010 г.. N 18/051/2010- 414 о государственной регистрации "Принятие на уч?т бесхозяйного имущества" на объект:
- площадь "Губернаторская", площадь покрытия 21507 кв. м., инв. N 128: 040-3590, лит. 1 Б, расположенная по адресу: Московская область, г. Можайск, площадь ограничена улицами- Мира, 20 Января Воинов - Интернационалистов, зданием СК "Багратион".
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области на основании абзаца 10 пункта 1 ст. 20 Федерального закона от 21. 07. 1997 г.. N 122 - ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказало заявителю в государственной регистрации "Принятие на учет бесхозяйственного имущества" на объект: Площадь "Губернаторская", площадь покрытия 21507 кв.м., инв. N 128:040-3590, лит. 1Б, расположенная по адресу: Московская область, г. Можайск, площадь ограничена улицами: Мира, 20 Января, Воинов-Интернационалистов, зданием СК "Багратион", документы на которую были представлены 13 ноября 2010 г.. N 18/051/2010-414, в связи с тем, что в соответствии с п. 5 раздела II Положения "О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N580 к заявлению о постановке на учет объекта недвижимого имущества должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.
К таким документа согласно п. 7 и п.8 раздела указанного Положения относятся, в том числе, выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества.
При проведении правовой экспертизы управлением было установлено, что на государственную регистрацию не представлены документы, свидетельствующие о том, что объект - Площадь "Губернаторская" не внесен в реестр муниципальной собственности Можайского муниципального района, в реестр государственного имущества субъекта Российской Федерации и реестр федерального имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о регистрации государственная регистрация была приостановлена, о чем заявитель был уведомлен письмом от 02.12.2010 г.. N 18/05/2010-414.
В период приостановления государственной регистрации в соответствии с п.1 ст. 19 Закона о регистрации регистратором были направлены запросы в ТУ Росимущества в Московской области от 02.12.2010 г.. за N 18/051/2010-414, Администрацию Можайского муниципального района Московской области от 02.12.2010 г.. за N 18/051/2010-414, Министерство имущественных отношений Московской области от 29.12.2010 г.. N 1356.
В ответе Администрации Можайского муниципального района Московской области от 27.12.2010 г.. N 2266 поступивший в регистрирующий орган содержалась информация о том, что спорный объект недвижимости входит в реестр объектов муниципальной собственности Можайского муниципального района Московской области.
Таким образом, заявителем не были представлены документы, необходимые в соответствии с требованиями Закона о регистрации.
Поскольку заявителем в установленный срок причины, препятствующие государственной регистрации, не были устранены, регистрирующим органом было принято решение об отказе в государственной регистрации.
Не согласившись с отказом управления, администрация обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании отказа в государственной регистрации незаконным и обязании осуществить государственную регистрацию объекта -Площадь "Губернаторская", площадь покрытия 21 507 кв. м., инв. N 128: 040- 3590, лит 1 Б, расположенная по адресу: Московская область, г. Можайск, площадь ограничена улицами; Мира, 20 Января, Воинов - Интернационалистов, зданием СК "Багратион".
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что объект недвижимого имущества не является бесхозяйной недвижимой вещью, и не может быть поставлен на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, на момент подачи документов в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области администрация располагала информацией о том, что данный объект находится в реестре объектов муниципальной собственности Можайского муниципального района, в связи с чем, отказ управления в государственной регистрации права собственности является правомерным.
Данный вывод арбитражного суда первой инстанции является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие).
При рассмотрении дела в арбитражном суде регистрирующий орган обязан доказать наличие оснований, исключающих возможность государственной регистрации перехода права собственности на рассматриваемый объект недвижимости.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1999 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон N 122-ФЗ) к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, а именно, документы, которые подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход и ограничение прав.
В силу п.1 ст. 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно абз.2 п.1 ст. 17 Закон о государственной регистрации обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план данного объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок - кадастровый паспорт или кадастровый план такого земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Таким образом, при осуществлении государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования необходимо представить как сам акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, так и кадастровый паспорт объекта недвижимости, право на которое подлежит регистрации.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались - бесхозяйные объекты недвижимости или бесхозяйные недвижимые вещи.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
Порядок принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей установлен Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580.
Согласно Положению N 580 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а та кже документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе, план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе, являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
Как следует из материалов дела, в отказе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области указано следующее, согласно сведениям, представленным администрацией Можайского муниципального района Московской области сооружение Площадь "Губернаторская" включено в реестр объектов имущества Можайского муниципального района Московской области.
Администрации городского поселения Можайск было направлено письмо от администрации Можайского муниципального района от 11.01.2011 г.. N 5439/01-27, в котором содержалась информация о том, что данный объект включен в реестр объектов муниципальной собственности Можайского муниципального района.
В выписке из реестра объектов муниципальной собственности Можайского муниципального района указано, что данному объекту присвоен 4897 порядковый номер в данном реестре.
Указанный объект был создан за счет средств бюджета- Можайского муниципального района Московской области, согласно Договору подряда от 24 от 24.03.2004 года, как объект благоустройства, прилегаемый к плавательному бассейн у (копия прилагается).
Постановлением Главы Можайского муниципального района Московской области от 10.04.2006 ШШ-П объекту было присвоено наименование "Губернаторская".
Позднее объект был представлен в безвозмездное пользование Администрации Можайского муниципального района Московской области.
Из этого следует, что данный объект недвижимого имущества не является бесхозяйной недвижимой вещью, и не может быть поставлен на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
Кроме того, следует отметить, что на момент подачи документов в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области администрация городского поселения располагала информацией о том, что данный объект находится в реестре объектов муниципальной собственности Можайского муниципального района.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на отсутствие оснований для включения спорного объекта в реестр муниципальной собственности муниципального района. Указанный довод апелляционным судом отклоняется, поскольку в рамках настоящего дела рассматривается законность действий регистрирующего органа в порядке главы 24 АПК РФ, а не спор муниципальных образований о правах на объект недвижимого имущества.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции исследованы и оценены в полном объеме, отклоняются как несостоятельные ввиду неправильного толкования норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-24312/11 от 17.10.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались - бесхозяйные объекты недвижимости или бесхозяйные недвижимые вещи.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
Порядок принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей установлен Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580.
...
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе, являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы."
Номер дела в первой инстанции: А41-24312/2011
Истец: Администрация городского поселения Можайск
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Администрация Можайского района, Комитет по управлению имуществом Можайского района Московской области, УФС по гос. регистрации, кадастра и картографии по Моск. области