г. Томск |
|
16 января 2012 г. |
Дело N А67-4452/2011 |
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2012 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего Н. В. Марченко,
судей М. Ю. Кайгородовой, Е. Г. Шатохиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю. В. Губиной,
при участии:
от истца: Осипова А.О., доверенность N 458 от 01.02.2011 года,
от ответчика: Бородина О.К., протокол N 6 от 20.04.2010 года, Шейфер Л.С., доверенность от 14.09.2011 года,
от третьего лица: Авдеевой Е.С., доверенность N 7 от 01.12.2010 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Томска на решение Арбитражного суда Томской области от 31 октября 2011 года по делу N А67-4452/2011 (судья Т. И. Макеева)
по иску муниципального образования "Город Томск" в лице администрации города Томска (ОГРН 1037000087706, ИНН 7017004461)
к закрытому акционерному обществу "Томскмосстрой" (ОГРН 1047000169248, ИНН 7017099449),
третье лицо: открытое акционерное общество "Томскпромстройбанк" (ОГРН 1027000002446),
о применении последствий недействительности ничтожной сделки,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование "Город Томск" в лице Администрации города Томска (далее - Администрация г.Томска) обратилось в арбитражный суд с иском к закрытому акционерному обществу "Томскмосстрой" (далее - ЗАО "Томскмосстрой") о применении последствий недействительности ничтожной сделки - договора купли-продажи земельного участка от 23.07.2010 года N 9606/2010, а именно: о возврате сторон в первоначальное положение с указанием на то, что решение суда является основанием для внесения записи в ЕГРП.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Томскпромстройбанк" (далее - ОАО "Томскпромстройбанк").
Решением Арбитражного суда Томской области от 31 октября 2011 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением, Администрация г.Томска в апелляционной жалобе просит его отменить как вынесенное при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, недоказанности обстоятельств, которые суд посчитал установленными, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указано, что суд необоснованно отказал в назначении землеустроительной экспертизы, результаты которой подтвердили бы (опровергли) достоверность представленных сторонами доказательств: заключения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска от 28.07.2011 г., расчета ООО "Геоком". Судом не учтено, по мнению апеллянта, что при расчете нормативной площади земельного участка специалистами ООО "Геоком" приняты во внимание объекты, не находящиеся на праве собственности у ответчика (открытые склады гравия, песка); расчет истца учитывает характер деятельности ответчика.
ЗАО "Томскмосстрой", ОАО "Томскпромстройбанк" в отзывах доводы апелляционной жалобы отклонили, решение суда просили оставить без изменения как законное и обоснованное.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представители ответчика, третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, указанным в отзывах.
На основании пункта 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционным судом отказано в удовлетворении ходатайства представителя истца о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства - экспертного заключения ФГУП "Ростехинвентаризация".
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Томскмосстрой" является собственником нежилого здания общей площадью 986,1 кв. м по адресу: г. Томск, Московский тракт, 1096 стр. 4. Право собственности ответчика на указанное здание зарегистрировано в ЕГРП (запись о регистрации N 70-70-01/230/2007-037), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 70 АБ N189375 от 07.03.2008 г. (л.д. 77 т. 1).
Постановлением Администрации г.Томска от 18.09.2009 г. N 2166з из земель населенного пункта г. Томска образован земельный участок по адресу: г. Томск, Московский тракт, 1096 стр. 4 площадью 17665 кв.м (учетный номер 70:21:040221:16), утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 10, 11, т. 1). Указанный земельный участок образован для эксплуатации вышеуказанного здания ЗАО "Томскмосстрой". Постановление принято на основании ходатайства ЗАО "Томскмосстрой" об образовании земельного участка от 26.05.2009 г. вх. N 292/15.
Постановлением Администрации г.Томска от 29.12.2009 г. N 3335-з образованный земельный участок по адресу: г. Томск, Московский тракт, 1096 стр. 4 площадью 17665 кв. м (кадастровый номер 70:21 :0200014:0428) предоставлен ЗАО "Томскмосстрой" в собственность за плату для эксплуатации нежилого здания (склад, офисы) (л.д. 12 т. 1).
На основании указанного постановления между муниципальным образованием "Город Томск" (продавец) и ЗАО "Томскмосстрой" (покупатель) заключен договор от 23.07.2010 года N 9606/2010 купли-продажи земельного участка (л.д. 15 - 16 т. 1; далее - договор).
Согласно условиям договора продавец обязался передать в собственность покупателя, а покупатель принять и оплатить в соответствии с условиями договора земельный участок (далее - участок) из земель населенных пунктов по адресу: г. Томск, Московский тракт, 1096 стр. 4 в границах, установленных в кадастровом паспорте участка (пункт 1.1 договора); кадастровый номер участка 70:21:0200014:0428 (пункт 1.2 договора). Земельный участок предоставляется для эксплуатации и обслуживания нежилого здания (склад, офисы) (пункт 1.3 договора). Общая площадь участка - 17 665 кв. м (пункт 1.5 договора).
Стоимость (выкупная цена) земельного участка составляет 7 035 133 руб. 95 коп. (пункт 3.1 договора). Расчет стоимости земельного участка оформлен сторонами в соответствии с пунктом 3.2 договора актом установления выкупной цены (л.д. 17 т. 1). Согласно акту установления выкупной цены кадастровая стоимость земельного участка составила 156 336 309 руб. 90 коп. (пункт 6 акта), выкупная цена - 7 035 133 руб. 95 коп. Оплата производится в течении десяти дней с момента подписания договора в безналичном порядке путем перечисления денежных средств покупателем по реквизитам продавца (пункты 3.3, 3.4 договора).
Платежным поручением от 02.08.2010 года N 79 ответчик (покупатель) оплатил стоимость (выкупную цену) земельного участка по договору в сумме 7 035 133 руб. 95 коп. (л.д. 78 т. 1).
Участок был передан истцом (продавец) ответчику (покупатель) по акту приема-передачи от 05.08.2010 года, которым каждая из сторон подтвердила, что обязательства сторон выполнены, расчет произведен полностью, переданный земельный участок пригоден к использованию по целевому назначению, у сторон отсутствуют друг к другу претензии по существу спора (л.д. 18 т. 1).
Право собственности ответчика - ЗАО "Томскмосстрой" на земельный участок зарегистрировано в ЕГРП, регистрационная запись 70-70-01/179/2010-369, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 70АВ N 033445 от 27.08.2010 года.
Администрация г. Томска, ссылаясь на допущенные нарушения при формировании земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Московский тракт, 109б, стр. 4, на основании заключения Департамента архитектуры и градостроительства от 28.07.2011 г. (исх. N 01-01-19/7534), постановлением от 29.07.2011 года N 1258-з отменила постановление Администрации г. Томска от 18.09.2009 года N 2166з "Об образовании земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Московский тракт, 109б стр. 4 для эксплуатации нежилого здания (склад, офисы), а также постановление Администрации г. Томска от 29.12.2009 года N 3335-з "О предоставлении ЗАО "Томскмосстрой" в собственность земельного участка по адресу: г. Томск, Московский тракт, 109б стр. 4 для эксплуатации и обслуживания нежилого здания (склад, офисы)".
Указывая, что договор купли-продажи земельного участка от 23.07.2010 года N 9606 является ничтожной сделкой на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации как противоречащий положениям пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, часть земельного участка предоставлена ответчику по более низкой цене, Администрация г. Томска обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что предоставление спорного земельного участка соответствует положениям пункта 3 статьи 33, пункта 2 статьи 35, пунктов 1, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"; при заключении договора купли-продажи земельного участка от 23.07.2010 года N 9606/2010 не допущено нарушений закона. При наличии зарегистрированного права общества на земельный участок публично-правовые отношения прекратились (административный акт исполнен). Следовательно, постановление от 29.07.2011 N 1258-з об отмене постановления Администрации г. Томска от 18.09.2009 года N 2166з "Об образовании земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Московский тракт, 109б стр. 4 для эксплуатации нежилого здания (склад, офисы) и постановления Администрации г. Томска от 29.12.2009 года N 3335-з "О предоставлении ЗАО "Томскмосстрой" в собственность земельного участка по адресу: г. Томск, Московский тракт, 109б стр. 4 для эксплуатации и обслуживания нежилого здания (склад, офисы)" принято Администрацией г. Томска за пределами полномочий, предусмотренных статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции соответствующими закону и обстоятельствам дела, при этом исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления (пункт 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 5 - 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 - 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом.
Анализ изложенных норм позволяет сделать вывод, что основанием для заключения договора купли-продажи находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, на котором расположены находящиеся в собственности граждан и юридических лиц здания, строения, сооружения, является индивидуальный правовой акт. Требования пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации о границах земельного участка касаются действия самих органов местного самоуправления на стадии постановки земельного участка на кадастровый учет, предшествующей вынесению решения о предоставлении земельного участка в собственность.
Таким образом, оценив с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы и доказательства сторон, установив, что договор купли-продажи земельного участка от 23.07.2010 года N 9606 заключен во исполнение постановления Администрации города Томска от 29.12.2009 г. N3335-з, которое в установленном законом порядке не было признано недействительным, правомерно пришел к выводу о соответствии договора нормам действующего законодательства и правомерно отказал в удовлетворении иска.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что не имеет правового значения дальнейшая отмена постановления Администрации г.Томска от 29.12.2009 года N 3335-з, так как отменяющее его постановление от 29.07.2011 г. N 1258-з принято уже после исполнения постановления N3335-з (заключения договора купли-продажи).
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Согласно пункту 2 этой статьи Кодекса в случае установления того, что лицо злоупотребило своим правом, суд может отказать в защите принадлежащего ему права.
Отмена Администрацией г.Томска правового акта с целью изъятия у ответчика переданного ему земельного участка, апелляционным судом рассматривается как злоупотребление правом.
Доводы апелляционной жалобы об отказе в назначении землеустроительной экспертизы, не принятии во внимание при расчете нормативной площади земельного участка специалистами ООО "Геоком" объектов, не находящихся на праве собственности у ответчика (открытые склады гравия, песка), не опровергают выводы суда первой инстанции по существу спора и апелляционным судом отклоняются.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда не имеется.
Основания для отмены судебного акта, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 31 октября 2011 года по делу N А67-4452/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
М. Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 3, 5 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 - 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом.
Анализ изложенных норм позволяет сделать вывод, что основанием для заключения договора купли-продажи находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, на котором расположены находящиеся в собственности граждан и юридических лиц здания, строения, сооружения, является индивидуальный правовой акт. Требования пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации о границах земельного участка касаются действия самих органов местного самоуправления на стадии постановки земельного участка на кадастровый учет, предшествующей вынесению решения о предоставлении земельного участка в собственность.
...
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Согласно пункту 2 этой статьи Кодекса в случае установления того, что лицо злоупотребило своим правом, суд может отказать в защите принадлежащего ему права."
Номер дела в первой инстанции: А67-4452/2011
Истец: Администрация г. Томска
Ответчик: ЗАО "Томскмосстрой"
Третье лицо: ОАО "Томский акционерный инвестиционно-коммерческий промышленно-строительный банк", ОАО "Томскпромстройбанк"