г. Челябинск |
|
12 января 2012 г. |
Дело N А07-12040/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 января 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи М.Н. Хоронеко, судей Забутыриной Л.В., Бабкиной С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Степановой Е.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Полиэдрон" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.10.2011 по делу N А07-12040/2011 (судья Салиева Л.В.).
В судебном заседании принял участие представитель Каримова Руслана Рамилевича и Файзуллина Ильнура Флюровича - Журавлев Р.А. (доверенность от 07.09.2011).
Закрытое акционерное общество "Таурус-Групп" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 39 по Республике Башкортостан (далее - ФНС России, ответчик, регистрирующий орган) по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ, реестр) записи N 2110280195310 о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "ВСК -Девелопмент" (далее ООО "ВСК- Девелопмент"); восстановлении ООО "ВСК-Девелопмент" в ЕГРЮЛ в качестве действующего юридического лица.
Определением суда от 08.09.2011 в связи со сменой наименования закрытого акционерного общества "Таурус-Групп" на "Полиэдрон" (далее - ЗАО "Полиэдрон", заявитель) изменено наименование заявителя по делу без применения статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Каримов Руслан Рамилевич и Файзуллин Ильнур Флюрович.
В судебном заседании 21.10.2011 с учетом положений статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято к рассмотрению требование о признании недействительным решения МРИ ФНС России N 39 по РБ N 11070А от 18.05.2011 о государственной регистрации прекращения деятельности ОООО "ВСК-Девелопмент" в связи с его ликвидацией и обязании инспекции исключить из реестра запись от 19.05.2011 N 2110280195310 о прекращении деятельности ООО "ВСК-Девелопмент" в связи с его ликвидацией.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.10.2011 (резолютивная часть объявлена 24.10.2011) в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 31.10.2011, удовлетворить заявленные требования. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что на государственную регистрацию был представлен ликвидационный баланс, содержавший недостоверные сведения, что не может являться основанием для внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц, в связи с чем, действия налогового органа по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи 2110280195310 о ликвидации ООО "ВСК-Девелопмент" следует признать незаконными.
В отзыве ответчик просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то обстоятельство, что законом на регистрирующий орган не возложена обязанность проверять достоверность сведений, изложенных в решении о ликвидации юридического лица и факт соблюдения закона при принятии обществом решения о его ликвидации.
В судебном заседании представитель третьих лиц поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, по мнению третьих лиц, сам по себе факт нарушение сторонами договора безналичного порядка расчетов не свидетельствует о неисполнении условий договора от 01.09.2009 об оплате, поскольку имеются иные доказательства исполнения обязательств по оплате; сам факт признания договора от 01.09.2009 незаключенным в отношении трех жилых помещений не повлек за собой обязанность возвратить переданные помещения, поскольку такого требования истец не предъявлял к ООО "ВСК-Девелопмент" (стороне по договору); в настоящее время право собственности на три жилых помещения зарегистрировано за третьим лицом и истец не лишен возможности предъявить к указанному лицу соответствующие требования; также учредители ООО "ВСК-Девелопмент" указывают на то обстоятельство, что истец узнал о начале процедуры ликвидации, получив выписку из ЕГРЮЛ, в период с 29.04.2011 по 05.05.2011 в рамках дела N А07-6904/2011, однако не обратился к ликвидатору с заявлением о включении его требований в реестр
Истец и ответчик о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие представителя истца и ответчика.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ВСК-Девелопмент" зарегистрировано в качестве юридического лица 27.10.2008 за основным государственным регистрационным номером 1080274009342.
В Межрайонную ИФНС России N 39 по Республике Башкортостан 21.02.2011 обществом представлено уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица формы N Р15001(т.1 л.д.44), уведомление формы N Р15002 о формировании ликвидационной комиссии юридического лица(т.1 л.д. 40), а также протокол общего собрания участников от 21.02.2011 о принятии решения о ликвидации общества, назначении ликвидатором Каримова Р.Р(т.1 л.д.47).
На основании представленных документов инспекцией 01.03.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о нахождении ООО "ВСК-Девелопмент" в стадии ликвидации (2110280067093) (т.1 л.д.41) и формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (2110280067137)(т.1 л.д.34).
Сообщение о ликвидации общества опубликовано 02.03.2011 в "Вестнике государственной регистрации" N 8 (315). В сообщении указано, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента его опубликования, адрес для обращения: г. Уфа, ул. Менделеева, 21(т.2 л.д.92).
06.05.2011 в регистрирующий орган представлено уведомление формы N Р15003(т.1 л.д.25), промежуточный ликвидационный баланс (т.1 л.д.27-31) и протокол общего собрания участников ООО "ВСК-Девелопмент" от 05.05.2011 о его утверждении (т.1 л.д. 26). На основании этих документов инспекцией 16.05.2011 в реестр внесена запись 2110280190326(т.1 л.д. 22 ).
Протоколом общего собрания участников ООО "ВСК- Девелопмент" от 12.05.2011 утвержден ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс вместе с заявлением формы N Р16001(т.1 л.д.11), квитанцией об уплате госпошлины и справкой территориального отделения Пенсионного фонда об отсутствии задолженности по страховым взносам в ту же дату представлен в инспекцию для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (т.1 л.д. 12-14).
Межрайонной ИФНС России N 39 по Республике Башкортостан 18.05.2011 принято решение N 11070А о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "ВСК - Девелопмент" в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. 19.05.2011 в ЕГРЮЛ внесена запись 211028015310 о ликвидации общества (т.1 л.д. 4-5).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в регистрирующий орган представлены все необходимые документы, оснований для отказа в государственной регистрации не имелось, кроме того, решения и действия регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствии осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из оснований для ликвидации юридического лица является принятие соответствующего решения его учредителями (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами (пункты 1, 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 20 Закона о государственной регистрации юридических лиц учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме (утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439) об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" на основании документов, представленных при государственной регистрации, в государственные реестры вносятся записи. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения, на основе которых впоследствии производятся расчеты с кредиторами и составляется ликвидационный баланс.
Пунктом 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации юридических лиц на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, возложена обязанность уведомления регистрирующего органа о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса. В силу приведенного выше пункта 4 статьи 5 этого Закона соответствующие сведения вносятся регистрирующим органам в сведения Единого государственного реестра юридических лиц путем совершения записи.
Порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица определен частью 4 статьи 63, статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.
Исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, определен в статье 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно которой в регистрирующий орган должны быть представлены:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Указанные документы в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Как следует из материалов дела, при ликвидации ООО "ВСК-Девелопмент" в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы, предусмотренные вышеуказанным законом, таким образом, законных оснований для отказа в регистрации ликвидации учреждения у регистрирующего органа не имелось.
В соответствии с подп. "а" и "б" п.1 ст. 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Вместе с тем, сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в п.1 ст. 21 Закона о государственной регистрации, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредитора.
Между тем, в рассматриваемом случае заявитель не доказал, что на момент проведения процедуры добровольной ликвидации у ООО "ВСК-Девелопмент" имелись неисполненные денежные обязательства перед ЗАО "Таурус-Групп".
Довод заявителя о наличии задолженности у ликвидируемого юридического лица перед ЗАО "Полиэдрон" по договору купли-продажи от 01.09.2009 в размере 37 494 000 руб. правомерно отклонен судом первой инстанции со ссылкой на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов (постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2010 и Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.02.2011 по делу N А07- 6379/2010), в которых уже сделан вывод об исполнении сторонами обязательств по договору купли-продажи от 01.09.2009.
Тот факт, что на момент подписания оспариваемого договора купли-продажи самостоятельными правами на пользование помещениями обладали Латыпова И.М., Мухъярова Г.Р., Рамазанов Р.Р., и данные лица отсутствуют в перечне лиц, имеющих право пользоваться жилыми помещениями, не свидетельствует о незаключенности в целом договора купли-продажи от 01.09.2009 и наличии кредиторской задолженности на сумму 804 582,08 руб., а также задолженности по коммунальным услугам на сумму 199 877,76 руб.
Какого - либо судебного акта, подтверждающего вышеуказанную кредиторскую задолженность, не существовало на момент составления как промежуточного, так и ликвидационного балансов; кредитор ЗАО "Таурус-Групп" (в настоящее время - ЗАО "Полиэдрон") в порядке, установленном ст. 63 Гражданского кодекса РФ, свои требования ликвидационной комиссии не предъявлял; у ликвидационной комиссии также отсутствовали правовые основания для включения данного кредитора в реестр требований кредиторов ликвидируемого должника.
В соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судом первой инстанции дана правильная правовая оценка всем обстоятельствам дела, представленным в материалы дела доказательствам и доводам ответчика.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь ст. 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.10.2011 по делу N А07-12040/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Полиэдрон" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Н. Хоронеко |
Судьи |
С.А. Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, определен в статье 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно которой в регистрирующий орган должны быть представлены:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Указанные документы в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
...
Какого - либо судебного акта, подтверждающего вышеуказанную кредиторскую задолженность, не существовало на момент составления как промежуточного, так и ликвидационного балансов; кредитор ЗАО "Таурус-Групп" (в настоящее время - ЗАО "Полиэдрон") в порядке, установленном ст. 63 Гражданского кодекса РФ, свои требования ликвидационной комиссии не предъявлял; у ликвидационной комиссии также отсутствовали правовые основания для включения данного кредитора в реестр требований кредиторов ликвидируемого должника."
Номер дела в первой инстанции: А07-12040/2011
Истец: ЗАО "Полиэдрон", ЗАО "Таурус групп"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 39 по Республике Башкортостан
Третье лицо: Каримов Руслан Рамилевич, Файзуллин Ильнур Флюрович
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6704/13
19.02.2013 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-12040/11
19.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2785/12
12.01.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12896/11