г. Санкт-Петербург |
|
17 января 2012 г. |
Дело N А56-33658/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.,
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Крыловой А.С.
при участии:
от заявителя: Блинов И.Ф. по доверенности от 30.09.2010 N 1;
от заинтересованных лиц: Сидоров П.С. по доверенности от 30.12.2011 N 04-19/44590; Солоха Н.Ю. по доверенности от 28.12.2011 N 78 АА 1482981;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21431/2011) общества с ограниченной ответственностью "Маке" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2011 по делу N А56-33658/2011 (судья Исаева И.А.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Маке"
к Балтийской таможне, Федеральной таможенной службе
о взыскании процентов
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Маке" (ОГРН 1037789019377, адрес: 109004, Москва, ул. Станиславского, дом 21, строение 3; далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Балтийской таможни (ОГРН 1037811015879, адрес: 198184, город Санкт-Петербург, Канонерский остров, дом 32-а; далее - таможня, таможенный орган) 1 008 271 руб. 27 коп. процентов за период удержания с 31.12.2008 по 07.01.2010 излишне взысканных по требованию таможенного органа суммы денежных средств, внесенных организацией на счет таможни по таможенным распискам ТР-3258640 от 30.12.2008, ТР-3258641 от 30.12.2008, ТР-3258639 от 30.12.2008.
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица суд первой инстанции привлек Федеральную таможенную службу (место нахождения: 121087, Москва, ул. Новозаводская, дом 11/5; далее - ФТС).
Решением от 21.10.2011 суд в удовлетворении заявленного требования отказал.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение суда от 21.10.2011 по настоящему делу отменить и принять новый судебный акт. Как указывает податель жалобы, уплаченный им по перечисленным выше таможенным распискам налог на добавленную стоимость (далее - НДС) является излишне взысканным, что подтверждено также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 04.06.2010 по делу N А56-7779/2010. Следовательно, по мнению заявителя, с учетом положений статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае несвоевременного возврата таможней этого налога проценты подлежали начислению со дня, следующего за днем взыскания - 31.12.2009, по день фактического его возврата - 15.11.2010. Поскольку по решению Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2011 по делу N А56-880/2011, вступившего в законную силу, с таможенного органа в пользу общества взысканы проценты за период с 08.01.2010 по 15.11.2010, то, как полагает податель жалобы, у таможни сохранилась обязанность по уплате ему процентов, начиная с 31.12.2009 по 07.01.2010.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители таможни и ФТС возражали против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, общество подало в таможенный орган грузовые таможенные декларации N 10216110/191208/0068446, 10216110/191208/0069428, 10216110/191208/0069430 для таможенного оформления товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации - сборная металлическая конструкция для медицинских целей: модуль операционный климатический "VARIOP" (чистая комната) в разобранном виде для удобства транспортировки в составе, кол-во - 1 шт., изготовитель - MAQUET GMBH&CO KG, получатель - ООО "МАКЕ", условия поставки - EXW, Раштатт, код согласно Товарной номенклатуре Внешнеэкономической деятельности 9406 00 380 1, в отношении которого действует освобождение от уплаты НДС. Одновременно заявитель представил регистрационное удостоверение Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 14.07.2004 N 2004/772 и сертификат соответствия от 27.03.2008 N РОСС DE.HM02.B15478.
По результатам осуществления таможенного контроля таможенный орган принял решение о классификации ввозимого организацией товара по коду 9406 00 380 9 TH ВЭД России, что повлекло возникновение у декларанта обязанности по уплате дополнительных таможенных платежей, включая НДС по ставке 18 процентов.
Общество перечислило по ГТД N 10216110/191208/0069428 (таможенная расписка ТР-3258640 от 30.12.2008 на сумму 4 982 341 руб. 66 коп.), по ГТД N 10216110/191208/0069430 (таможенная расписка ТР-3258641 от 30.12.2008 на сумму 2 188 227 руб. 29 коп.), ГТД N 10216110/131208/0068446 (таможенная расписка ТР-3258639 от 30.12.2008 на сумму 1 501 185 руб. 65 коп.) 8 671 754 руб. 60 коп. в качестве обеспечения уплаты НДС по ставке 18 процентов на основании выставленного требования таможни.
Товар выпущен в свободное обращение в соответствии с выбранным таможенным режимом под обеспечение уплаты таможенных платежей.
07.12.2009 общество направило в таможенный орган заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, сборов.
По результатам проведенной проверки документов и сведений в отношении названного товара таможня составила акт от 10.12.2009 N 1197, в котором сослалась на отсутствие оснований для применения заявителем льгот по уплате таможенных платежей в отношении этого товара.
11.12.2009 на основании указанного акта проверки и в соответствии с пунктом 3 статьи 345 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - ТК РФ) таможенный орган принял решение N 245 о зачете имеющегося у нее в распоряжении денежного залога организации в счет погашения задолженности по уплате 8 671 754 руб. 60 коп. НДС ввиду неисполнения лицом обязательства, обеспеченного денежным залогом.
Письмом от 30.12.2009 N 15-05/43576ф таможня отказала декларанту в возврате испрашиваемой им суммы.
Общество оспорило в судебном порядке законность решения таможенного органа, оформленного письмом от 30.12.2009 N 15-05/43576ф, об отказе в возврате излишне уплаченной таможенной пошлины и излишне взысканного НДС по вышеперечисленным ГТД, требования о предоставлении денежного залога для выпуска товара по этим ГТД; действий таможни по не выпуску спорного товара в установленный 3-дневный срок; акта проверки документов и сведений таможенного органа от 10.12.2009 N 1197; решения таможни о зачете денежного залога, внесенного по таможенным распискам N ТР-3258639, ТР-3258640, ТР-3258641. Одновременно организация просила обязать таможенный орган возвратить 14 693 806 руб. 41 коп. излишне уплаченных таможенных платежей и налогов.
Вступившим в законную силу решением от 04.06.2010 по делу N А56-7779/2010 (том дела 1, листы 18-25) Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал:
- недействительным решение таможни об отказе в возврате излишне уплаченной таможенной пошлины и излишне взысканного НДС по ГТД N 10216110/191208/0068446, 10216110/191208/0069428, 10216110/191208/0069430, оформленное письмом от 30.12.2009 N 15-05/43576ф;
- незаконным требование таможенного органа о предоставлении денежного залога для выпуска товара по перечисленным ГТД;
- незаконными действия таможни по не выпуску товара по этим ГТД в установленный 3-дневный срок;
- незаконным решение таможенного органа о зачете денежного залога, внесенного по таможенным распискам N ТР-3258639, ТР-3258640, ТР-325864.
Этим же судебным актом арбитражный суд первой инстанции обязал таможню возвратить обществу 14 693 806 руб. 41 коп. излишне уплаченных таможенных платежей, включая 8 671 754 руб. 60 коп. НДС.
Во исполнение решения суда таможенный орган возвратил заявителю на его расчетный счет названную сумму денежных средств 15.11.2010.
Поскольку таможенные платежи возвращены таможней без начисления процентов в порядке, установленном пунктом 4 статьи 355 ТК РФ, общество обратилось в арбитражный суд в рамках дела N А56-880/2011 о взыскании с таможенного органа 1 016 525 руб. 69 коп. процентов за период с 08.01.2010 по 15.11.2010.
Вступившим с законную силу решением от 16.02.2011 по названному делу Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, руководствуясь положениями статьи 355 ТК РФ, взыскал с таможни в пользу заявителя проценты за нарушение срока возврата излишне взысканных и излишне уплаченных пошлин за приведенный период по заявлению организации от 07.12.2009 (том дела 1, листы 26-29).
Полагая, что на основании статьи 79 НК РФ проценты за незаконно взысканный таможенным органом НДС подлежат начислению со дня, следующего за днем фактической уплаты НДС, то есть с 31.12.2008, общество обратилось с соответствующим заявлением уже в рамках настоящего спора.
Отказывая в удовлетворении предъявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявление в соответствии с пунктом 4 статьи 355 ТК РФ о возврате 8 671 754 руб. НДС организация ранее 07.12.2009 в таможенный орган не подавала. Следовательно, по мнению суда, при действии в указанный период времени таможенного законодательства, регулирующего порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин и налогов, у заявителя не имелось оснований для применения налогового законодательства к спорным правоотношениям.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает судебный акт подлежащим отмене в силу следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 355 ТК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно пункту 4 статьи 355 ТК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, действующее в спорный период таможенное законодательство предусматривало лишь одно основание для начисления процентов на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов - нарушение таможенным органом срока рассмотрения заявления об их возврате.
Вместе с тем, в настоящем споре общество со ссылкой на статью 79 НК РФ просит взыскать с таможни 1 008 271 руб. 27 коп. процентов за период удержания с 31.12.2008 (даты фактического списания) по 07.01.2010 (истечения срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 355 ТК РФ) излишне взысканного НДС.
Суд первой инстанции отклонил требования заявителя, посчитав, что требования Налогового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям не применимы.
Однако судом необоснованно не учтено, что отнесение в силу статьи 318 ТК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), НДС, взимаемого при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации, к таможенным платежам, не изменяет его содержания, прежде всего, как налога, то есть обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (пункт 1 статьи 8 НК РФ).
Порядок возврата излишне взысканного НДС закреплен в статье 79 НК РФ.
Согласно пункту пятому приведенной нормы сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Исходя из вышеприведенного, проценты, начисляемые в пользу налогоплательщика за незаконно взысканный налог, являются способом защиты его имущественных прав, нарушенных противоправным изъятием у него сумм налога, а также представляют собой компенсацию, выплачиваемую лицу в случае подтверждения неправомерности такого изъятия.
В силу пункта 1 статьи 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
Пунктом 4 статьи 11 НК РФ определено, что в отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, используются понятия, определенные Таможенным кодексом Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, - Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 3 ТК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, ввиду того, что настоящий спор касается права заявителя на начисление процентов на незаконно взысканный с него таможенным органом НДС с даты его фактической уплаты, при этом таможенное законодательство не регламентирует порядок такого исчисления, то в этом случае в силу статьи 3, пункта 2 статьи 11 ТК (в редакции, действовавшей в спорный период), пункта 4 статьи 11 НК РФ надлежит руководствоваться положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, отказ обществу в удовлетворении его заявления ставит его в неравное положение по сравнению с хозяйствующими субъектами, которые вправе требовать начисления процентов в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 79 НК РФ, за незаконное взыскание с них НДС налоговыми органами, поскольку, как уже указывалось выше, правовая природа НДС, уплаченного при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации таможенному органу, аналогична содержанию такого налога, уплачиваемого в рамках исполнения налоговых обязательств.
В то же время, правовые последствия, связанные с незаконным действиями государственного органа по взысканию НДС, в виде восстановления нарушенных прав и законных интересов субъекта не могут быть различными как обусловленные тем, что такие действия совершены разного вида государственными учреждениями (налоговый или таможенный орган). Применение такого дифференцированного подхода противоречит общеконституционным принципам, что недопустимо.
Более того, в настоящее время в части шестой статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (действующего с 29.12.2010) прямо указано на то, что при возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 этого Закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Тем самым законодатель устранил ранее имеющийся в таможенном регулировании пробел в названной части.
В настоящем споре факт незаконного взыскания таможней с общества 8 671 754 руб. НДС при ввозе товара по ГТД N N 10216110/191208/0068446, 10216110/191208/0069428, 10216110/191208/0069430 подтвержден вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2010 по делу N А56-7779/2010, от 16.02.2011 по делу N А56-880/2011.
Одновременно по делу N А56-880/2011 установлено, что таможенный орган осуществил возврат заявителю спорной суммы налога лишь 15.11.2010.
Следовательно, с учетом положений пункта пятого статьи 79 НК РФ проценты на незаконно взысканный НДС подлежали начислению за период с 31.12.2008 (дата фактического списания) по 15.11.2010.
Поскольку в рамках дела N А56-880/2011 арбитражный суд первой инстанции взыскал с таможенного органа в пользу общества 1 016 525 руб. 69 коп. процентов за период с 08.01.2010 по 15.11.2010, в том числе и в отношении 8 671 754 руб. НДС, то организация вправе была предъявить требование о взыскании с таможни процентов за несвоевременный возврат НДС за период с 31.12.2008 (момента списания) по 07.01.2010.
Заявленная обществом ко взысканию сумма процентов как обоснованная по праву проверена апелляционным судом по размеру и признана правильной.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявления общества.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе взыскиваются с таможни в пользу организации.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьями 110 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской областигорода Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2011 по делу N А56-33658/2011 А56-33658/2011 отменить.
Взыскать с Балтийской таможни (ОГРН 1037811015879, адрес: 198184, город Санкт-Петербург, Канонерский остров, дом 32-а) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Маке" (ОГРН 1037789019377, адрес: 109004, Москва, ул. Станиславского, дом 21, строение 3) 1 008 271 руб. 27 коп. процентов, 23 082 руб. 70 коп. расходов по оплате государственной пошлины за подачу иска, а также 2000 руб. расходов по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 3 ТК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, ввиду того, что настоящий спор касается права заявителя на начисление процентов на незаконно взысканный с него таможенным органом НДС с даты его фактической уплаты, при этом таможенное законодательство не регламентирует порядок такого исчисления, то в этом случае в силу статьи 3, пункта 2 статьи 11 ТК (в редакции, действовавшей в спорный период), пункта 4 статьи 11 НК РФ надлежит руководствоваться положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, отказ обществу в удовлетворении его заявления ставит его в неравное положение по сравнению с хозяйствующими субъектами, которые вправе требовать начисления процентов в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 79 НК РФ, за незаконное взыскание с них НДС налоговыми органами, поскольку, как уже указывалось выше, правовая природа НДС, уплаченного при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации таможенному органу, аналогична содержанию такого налога, уплачиваемого в рамках исполнения налоговых обязательств.
В то же время, правовые последствия, связанные с незаконным действиями государственного органа по взысканию НДС, в виде восстановления нарушенных прав и законных интересов субъекта не могут быть различными как обусловленные тем, что такие действия совершены разного вида государственными учреждениями (налоговый или таможенный орган). Применение такого дифференцированного подхода противоречит общеконституционным принципам, что недопустимо.
Более того, в настоящее время в части шестой статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (действующего с 29.12.2010) прямо указано на то, что при возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 этого Закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
...
В настоящем споре факт незаконного взыскания таможней с общества 8 671 754 руб. НДС при ввозе товара по ГТД N N 10216110/191208/0068446, 10216110/191208/0069428, 10216110/191208/0069430 подтвержден вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2010 по делу N А56-7779/2010, от 16.02.2011 по делу N А56-880/2011.
Одновременно по делу N А56-880/2011 установлено, что таможенный орган осуществил возврат заявителю спорной суммы налога лишь 15.11.2010.
Следовательно, с учетом положений пункта пятого статьи 79 НК РФ проценты на незаконно взысканный НДС подлежали начислению за период с 31.12.2008 (дата фактического списания) по 15.11.2010."
Номер дела в первой инстанции: А56-33658/2011
Истец: ООО "Маке"
Ответчик: Балтийская таможня, Федеральная таможенная служба
Третье лицо: Кировский отдел Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9957/12
24.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9957/12
29.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3429/12
17.01.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21431/11
08.12.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19333/11