г. Челябинск |
|
20 января 2012 г. |
Дело N А76-10537/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Ивановой Н.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Серебряковой Н.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска и Федерального государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2011 года по делу N А76-10537/2011 (судья Каюров С.Б.).
В заседании приняли участие представители:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска Самонин М.Г. (доверенность N 05-27\019902 от 18.10.2011)
Федерального государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Челябинской области" Пургин В.Ю. (доверенность от 03.10.2011)
УСТАНОВИЛ:
16.06.2011 Инспекция Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска (далее - заявитель, инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с федерального государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Челябинской области" (далее - ответчик, учреждение, налогоплательщик, ФГУ "Челябмелиоводхоз") недоимки
по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 3, 4 кварталы 2010 года в сумме 530 093,58 руб. и пени по НДС в сумме 37 560,73 руб. (л.д.2-3).
Возражая против заявленных требований в части суммы пени, плательщик ссылался на отсутствие понятного расчета пени и не указания оснований ее для начисления (л.д.69).
Решением суда первой инстанции от 05.10.2011 требования удовлетворены частично, взысканы недоимка по НДС в размере 530 093,58 руб. и пени по НДС - 2 608,58 руб., начисленное на данную сумму недоимки.
В остальной части в удовлетворении требований инспекции отказано, суд указал, что из представленных требований об уплате невозможно установить правомерность и обоснованность начисления пени. Из расчета налогового органа следует, что пени рассчитывалось с иной, чем указано в требовании суммы задолженности, в этой сумме содержатся пени не только за спорный период, но начисленное по другим недоимкам (л.д.102-106).
10.11.2011 плательщик обратился с апелляционной жалобой об изменении судебного решения, ссылается на пропуск сроков для взыскания пени (л.д.121).
В дальнейшем заявлен отказ от жалобы, принятый судом апелляционной инстанции.
08.11.2011 от инспекции также поступила апелляционная жалоба об изменении решения в части отказа во взыскании пени в сумме 34 952,15 руб. Суд не принял во внимание представленные доказательства о наличии недоимки за прошлые налоговые периоды, ранее взысканной судебными решениями, продолжения начисления пени на неуплаченные суммы долга. В подтверждение позиции в суд были представлены копии судебных решений, требования об уплате, расчеты пени.
Представлено уточнение - решение суда следует отменить в части отказа взыскать пени в сумме 31 489,06 руб.
Плательщик возражает против апелляционной жалобы, считает незаконным включение в заявление о взыскании пени, начисленной по иным недоимкам, не связанным с суммой долга.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Челябинской области" зарегистрировано в качестве юридического лица 01.07.2002, состоит на налоговом учете по месту нахождения является плательщиком налогов и сборов (л.д.34-39).
Учреждением представлены налоговые декларации по НДС (том 1 л.д. 40-44):
- за 3 квартал 2010 года, согласно которой сумма налога, исчисленная к уплате, составила 314 524 руб., в том числе по срокам уплаты: 20.10.2010 - в сумме 104 841 руб.; 22.11.2010 - в сумме 104 841 руб.; 20.12.2010 - в сумме 104 842 руб.
- за 4 квартал 2010 года, согласно которой сумма налога, исчисленная к уплате, составила 299 603 руб., в том числе по срокам уплаты: 20.01.2011 - в сумме 99 867 руб.; 21.02.2011 - в сумме 99 867 руб.; 21.03.2011 - в сумме 99 869 руб.
Ответчиком обязанность по уплате налогов своевременно не была исполнена, в связи с чем, инспекцией начислены пени.
Частично сумма налога, исчисленная к уплате, ответчиком перечислена: за 3 квартал 2010 года в сумме 62 006,47 руб. (платежные поручения от 12.10.2010 N 928, от 16.11.2010 N 860, от 29.12.2010 N 904), за 4 квартал 2010 года в сумме 22 026,95 руб. (платежные поручения от 21.01.2011 N 186, от 11.04.2011 N 707).
Неисполнение учреждением обязанности по уплате налога послужило основанием для выставления налоговым органом требований:
- N 46768 по состоянию на 29.11.2010 с предложением в срок до 17.12.2010 добровольно уплатить НДС за 3 квартал 2010 года (по срокам уплаты 20.10.2010, 22.11.2010) в сумме 187 814,32 руб., а также пени в сумме 13 396,85 руб.;
- N 23 по состоянию на 25.01.2011 с предложением в срок до 14.02.2011 добровольно уплатить НДС за 3 квартал 2010 года (по сроку уплаты 20.12.2010) в сумме 104 842 руб., за 4 квартал 2010 года (по сроку уплаты 20.01.2011) в сумме 96 863,53 руб., а также пени в сумме 10 463,13 руб.;
- N 11569 по состоянию на 05.03.2011 с предложением в срок до 28.03.2011 добровольно уплатить НДС за 4 квартал 2010 года (по сроку уплаты 21.02.2011) в сумме 99 867 руб., а также пени в сумме 7 983,10 руб.;
- N 18212 по состоянию на 28.03.2011 с предложением в срок до 15.04.2011 добровольно уплатить НДС за 4 квартал 2010 года (по сроку уплаты 21.03.2011) в сумме 99 869 руб., а также пени в сумме 5 444,22 руб.
Указанные требования направлялись ответчику почтой по юридическому адресу, о чем свидетельствуют списки почтовых отправлений (л.д.5-22), в установленный срок в добровольном порядке в полном объеме не были исполнены, в связи с чем, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности. На дату обращения в суд недоимка по НДС за 3 квартал 2010 года составила 252 517,53 руб., за 4 квартал 2010 года - 277 576,05 руб.
Кроме того, судебными решениями по делу N А76-5887\2010 от 13.09.2010, N А76-9511\2010 от 30.06.2010, N А76-12317\2010 от 31.08.2010, N А76-8228\2010 от 03.11.2010, N А76-21018\2010 от 30.12.2010, N А76-2053\2011 от 26.04.2011 с плательщика взыскан НДС за различные налоговые периоды, но долг не погашен, что приводит к дальнейшему начислению пени.
Для проведения сверки размера пени рассмотрение дела откладывалось, инспекцией представлен расчет, по которому возражения плательщика не представлены. Данный расчет судом апелляционной инстанции принимается.
Исследовав представленные доказательства, выслушав стороны, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
По мнению подателя апелляционной жалобы - инспекции в ходе судебного рассмотрения сумма пени и наличие пенеобразующей недоимки подтверждены расчетами и судебными актами. Предъявление к взысканию в одном заявлении в суд пени, начисленной по различным основаниям, не является нарушением закона.
Суд первой инстанции исключил суммы пени, не относящиеся к данной налоговой задолженности, пришел к выводу о неподтвержденности ее расчета.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости изменения судебного решения.
Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени (ст.72 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора до дня фактической уплаты задолженности.
Как следует из материалов дела налогоплательщик имеет задолженность по НДС за 2 - 4 кварталы 2009 года, 1, 2 кварталы 2010 года, законность взыскания которой установлена вступившими в законную силу судебными актами по делам N А76-8228/2010 (2 квартал 2009 года), N А76-9511/2010 (3 квартал 2009 года), N А76-12317/2010 (4 квартал 2009 года), N А76-21018/2010 (1 квартал 2010 года), N А76-2053/2011 (2 квартал 2010 года) (л.д. 34-47).
Наличие задолженности по НДС за указанные периоды ответчиком не оспорено, он не отрицает законности начисления пени на неуплаченные суммы долга.
На данную задолженность, а также на задолженность за 3, 4 кварталы 2010 года налоговым органом начислены пени в общей сумме 37 560,73 руб. Согласно представленному инспекцией расчету, пени начислены за период с 29.09.2010 по 28.03.2011 (л.д.23).
Начисленные пени обоснованно предъявлены к взысканию плательщику. Следует учесть, что ранее судебными актами по делам N А76-2053\2011 от 30.06.2011, N А76-5887\2010 от 13.09.2010 взыскание пени с плательщика производилось с учетом пени, начисленной в связи с неисполнением судебных решений.
Расчет пени, представленный ответчиком (л.д. 91), суд апелляционной инстанции считает необоснованным, поскольку учреждением не принято во внимание наличие неоплаченной задолженности за предыдущие налоговые периоды, на которую в соответствии с нормами ст. 75 НК РФ также подлежат начислению пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога по день фактической уплаты.
По ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба инспекции подлежит частичному удовлетворению, решение суда первой инстанции изменению. Взысканию подлежит пени в сумме 34 097,64 руб. (2 608,58 руб. + 31 489,06 руб.).
Производство по апелляционной жалобе плательщика подлежит прекращению в связи с отказом от жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
производство по апелляционной жалобе Федерального государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Челябинской области" прекратить в связи с отказом от жалобы.
Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска удовлетворить, решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2011 года по делу N А76-10537/2011 изменить, резолютивную часть изложить в следующей редакции.
"Заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Челябинской области" в доход бюджета недоимку по налогу на добавленную стоимость за 3, 4 кварталы 2010 года в сумме 530 093,58 рублей и пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 34 097 руб. 64 коп., в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 14 283 руб. 84 коп.
В остальной части требований отказать".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени (ст.72 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора до дня фактической уплаты задолженности.
...
Расчет пени, представленный ответчиком (л.д. 91), суд апелляционной инстанции считает необоснованным, поскольку учреждением не принято во внимание наличие неоплаченной задолженности за предыдущие налоговые периоды, на которую в соответствии с нормами ст. 75 НК РФ также подлежат начислению пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога по день фактической уплаты."
Номер дела в первой инстанции: А76-10537/2011
Истец: ИФНС России по Курчатовскому району города Челябинска
Ответчик: ФГУ Управление мелиорации земель и с\х водоснабжения по Челябинской области