г. Хабаровск |
|
19 января 2012 г. |
А04-3985/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от Негосударственного учреждения здравоохранения "Отделенческая больница на ст.Тында открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Левченко С.Ю., представителя по доверенности от 22.01.2010
от Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Амурской области: Рябко О.Ф., представителя по доверенности от 11.01.2012 N 01-06-02
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Негосударственного учреждения здравоохранения "Отделенческая больница на ст. Тында открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Амурской области от 01.11.2011
по делу N А04-3985/2011, принятое судьей Курмачевым Д.В.
по заявлению Негосударственного учреждения здравоохранения "Отделенческая больница на ст. Тында открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Амурской области
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Негосударственное учреждение здравоохранения "Отделенческая больница на ст.Тында" открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1042800171061; далее - НУЗ "Отделенческая больница на ст.Тында", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным предписания Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Амурской области (далее - ФОМС, фонд) от 17.05.2011 N 01-07-1538 в части расходования денежных средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению в сумме 14 586 307, 60 руб.
Решением суда от 01.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву того, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов учреждения.
Не согласившись с данным судебным актом, НУЗ "Отделенческая больница на ст.Тында" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить ввиду неполного выяснения всех обстоятельств спора.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представители фонда выразили согласие с обжалуемым судебным актом, в удовлетворении жалобы просили отказать, указав доводы отзыва на нее.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Амурской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 31.12.2008 N 338, НУЗ "Отделенческая больница на ст.Тында" включено в систему обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в части оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических условиях, включая предоставление медицинской помощи в дневных стационарах всех типов.
В период с 21.02.2011 по 18.03.2011 проведена проверка использования учреждением средств ОМС, в ходе которой выявлены факты нецелевого использования в сумме 17 280 259,13 рублей, о чем составлен акт от 18.03.2011.
По результатам проверки учреждению выдано предписание от 17.05.2011 N 01-07-1538, в соответствии с которым предписывалось в месячный срок восстановить на специальном счете ОМС НУЗ "Отделенческая больница на ст.Тында" средства, использованные не по целевому назначению в сумме 16 689 709,86 рублей (с учетом недостачи медикаментов - 9 450,73 руб. и добровольного восстановления средств в сумме 600 000 руб.).
Не согласившись с данным предписанием фонда в сумме 14 586 307, 60 руб., НУЗ "Отделенческая больница на ст.Тында" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу, что спорное предписание соответствует действующему законодательству, и заявителем не доказан факт нарушения его прав и законных интересов принятием данного решения. При этом суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857, на территории Амурской области контроль за целевым и рациональным использованием средств ОМС медицинскими учреждениями осуществляет Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Амурской области.
Следовательно, проверка, по результатам которой вынесено спорное предписание, проведена уполномоченным органом.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1) предусмотрено, что отношения субъектов медицинского страхования, к которым относятся гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, регулируются договорами.
Статьями 20, 23 данного Закона установлено, что медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть предусмотрен, в том числе, порядок контроля за использованием страховых средств.
Судом установлено, что между Амурским областным Фондом ОМС и НУЗ "Отделенческая больница на ст.Тында" были заключены договоры от 29.12.2008 и от 14.01.2010 на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) гражданам, застрахованным по ОМС за пределами Амурской области в течение 2009 и 2010 годов.
Согласно условиям договора учреждение берет на себя обязательство оказывать лечебно-профилактическую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, являющейся неотъемлемой частью Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. При этом учреждение обязано осуществлять учет поступления и использования средств ОМС и обеспечивать целевое и рациональное их использование.
Пунктом 3.4 договора предписано, что в случае нарушения порядка использования средств ОМС учреждение обязано в течение одного месяца со дня направления предписания восстановить сумму нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования.
Следовательно, требование фонда, изложенное в спорном предписании, соответствует условиям договора.
Пунктом 10 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 05.04.2001 N 1518/21-1, действовавшего в период спорных отношений, по согласованию с Минздравом РФ от 06.04.2001 N 2510/3586-01-34 и Минфином РФ от 27.04.2001 N 12-03-14, предусмотрено, что оплата медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС осуществляется по тарифам, принятым в рамках Тарифного соглашения по ОМС на территории субъекта Российской Федерации.
На территории Амурской области в проверяемый период действовали Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Амурской области бесплатной медицинской помощи на 2009 и 2010 годы, утвержденные соответственно постановлениями Правительства Амурской области от 31.12.2008 N 338, от 30.12.2009 N 637, Тарифными соглашениями на 2009, 2010, принятыми Согласительной комиссией по тарифам, действовавшей на основании постановления Главы администрации Амурской области от 24.11.1998 N 556.
В соответствии названными Тарифными соглашениями тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС, включают расходы по следующим статьям расходов в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ: подстатья 211 "Заработная плата"; подстатья 213 "начисления на оплату труда"; статья 310 "Увеличение стоимости основных средств" (в части расходов на приобретение медицинского инструментария); статья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (в части расходов на приобретение медикаментов, перевязочных средств, мягкого инвентаря, реактивов и химикатов, стекла и химпосуды, продуктов питания и прочих материальных запасов); подстатья 226 "Прочие услуги" статьи 220 (в части расходов по оплате анализов и инструментальных исследований, проводимых в других медицинских учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), на организацию питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока)).
Использование средств ОМС по иным статьям бюджетной классификации расходов не допускается.
В соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Каждая из статей расходов имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки установлено нецелевое использование средств ОМС, выразившееся в использовании средств на оплату труда и начисления на оплату труда сотрудников структурных подразделений, не входящих в систему ОМС в сумме 4 992 751,49 руб.; на статьи расходов, не предусмотренные тарифным соглашением в сумме 1 295 713,00 руб.; на приобретение медикаментов структурным подразделениям, не работающим в системе ОМС - 7 927 570,00 руб.; на приобретение продуктов питания больных в стационарных отделениях, не работающих в системе ОМС - 3 064 224, 64 руб.
С учетом вышеизложенного, суд второй инстанции признает обоснованным вывод первой инстанции о том, что учреждение не вправе было самостоятельно изменять направления и размер расходования средств ОМС.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в спорный период объем выделенных средств был недостаточным, что и привело к нарушениям, отклоняется судебной коллегией, поскольку это обстоятельство не является основанием для нецелевого использования выделенных денежных средств и перераспределению их на иные цели.
Ссылка учреждения на то, что в приложении N 6 к акту проверки, неверно указано фактическое количество койко-дней, не принимается во внимание.
По мнению заявителя, в 2010 году в рамках ОМС в стационарном подразделении проведено всего 41 422 койко-дней; при этом оплаченных за счет средств ОМС только 25 627, а остальные - без оплаты.
Вместе с тем, на основании представленных в дело доказательств судебной коллегией установлено, что именно 25 627 койко-дней проведено стационарными больными в рамках Территориальной программы ОМС, а в общее количество вошли, в том числе койко-дни по договорам об оказании платных медицинских услуг, по договорам добровольного медицинского страхования (л.д.37. 20-33 т.3). Обратного учреждением в порядке статьи 65 АПК РФ не доказано.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.11.2011 по делу N А04-3985/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Негосударственному учреждению здравоохранения "Отделенческая больница на ст. Тында открытого акционерного общества "Российские железные дороги" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 000 рублей по платежному поручению от 23.11.2011 N 570.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857, на территории Амурской области контроль за целевым и рациональным использованием средств ОМС медицинскими учреждениями осуществляет Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Амурской области.
...
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1) предусмотрено, что отношения субъектов медицинского страхования, к которым относятся гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, регулируются договорами.
...
В соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения."
Номер дела в первой инстанции: А04-3985/2011
Истец: Негосударственное учреждение здравоохранения "Отделенческая больница на ст. Тында открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
Ответчик: Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Амурской области
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5834/11