г. Киров |
|
12 января 2012 г. |
Дело N А82-8484/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Хоровой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Четверговым Д.С.,
в отсутствие представителей сторон и третьих лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области
на определение Арбитражного суда Ярославской области от 24.10.2011 по делу N А82-8484/2011, принятое судом в составе судьи Розовой Н.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Меркурий-Флот" (ОГРН 1037601003681, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 35)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области (ОГРН 1037600412662, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 35),
третье лицо: Хохлова Валентина Анатольевна (г. Ярославль, ул. Трефолева, д. 20 "б", кв. 27), индивидуальный предприниматель Коновалов Андрей Анатольевич (г. Ярославль, ул. Корабельная, д. 24, кв. 16), общество с ограниченной ответственностью "Волжская торговая компания" (г. Ярославль, ул. Свердлова, д. 34),
о признании недействительным расчета арендной платы,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Меркурий-Флот" (далее - заявитель, Общество, ООО "Меркурий-Флот") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области (далее - ответчик, Территориальное управление) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным расчета арендной платы от 01.02.2011 к договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, с множественностью лиц на стороне арендатора N 49-мл, заключенному 15.03.2007 между Российской Федерацией, представленной Территориальным управлением (арендодатель) и ООО "Меркурий - Флот" (арендатор); применении последствия недействительности ничтожной сделки - признании действующим размера арендной платы, применяемого сторонами по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, с множественностью лиц на стороне арендатора N 49-мл, заключенному 15.03.2007 между Российской Федерацией, представленной Территориальным управлением (арендодатель) и ООО "Меркурий Флот" (арендатор) до 01.02.2011 в размере 23 рублей 26 копеек за 1 кв.м в год.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Хохлова Валентина Анатольевна, индивидуальный предприниматель Коновалов Андрей Анатольевич, общество с ограниченной ответственностью "Волжская торговая компания" (том 1 л.д. 1-2).
В ходе судебного разбирательства истцом заявлено ходатайство о проведении экспертизы отчета N 4509/11/10 "Оценка рыночной стоимости годовой арендной платы одного квадратного метра земельного участка, расположенного по адресу: г. Ярославль, Тормозное шоссе, д. 119, кадастровый номер 76:23:060303:0012, по состоянию на 30.09.2010", составленного 01.10.2010 обществом с ограниченной ответственностью "Ярэксперт".
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 24.10.2011 назначена экспертиза отчета N 4509/11/10 об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы одного квадратного метра земельного участка, расположенного по адресу: г. Ярославль, Тормозное шоссе, д. 119, кадастровый номер 76:23:060303:0012, по состоянию на 30.09.2010, производство по делу приостановлено до получения заключения экспертизы.
Из указанного определения следует, что проведение экспертизы поручено обществу с ограниченной ответственностью "Центр менеджмента и консалтинга", эксперту Теркуловой И.Ю.; на разрешение эксперта поставлены следующие вопросы: удовлетворяет ли требованиям достаточности и достоверности информация, используемая при проведении оценки?; корректно ли было при проведении оценки использовать в качестве объектов -аналогов земельные участки, указанные на листе 26 отчета?; должен ли был оценщик скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объектов оценки и объекта-аналога?; все ли единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения были скорректированы оценщиком в соответствии с требованиями Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 (далее - ФСО N 1), Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255 (далее - ФСО N 2), Федерального стандарта оценки N 3 "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3), утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 254 (далее - ФСО N 3)?; правильно ли оценщик скорректировал значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объекта оценки и объектов-аналогов?; если оценщик при проведении оценки допустил ошибки (в том числе методологические), то могли ли допущенные ошибки повлиять на результат расчетов рыночной стоимости оцениваемого земельного участка? Если могли, то в какой степени?; соответствует ли проведенная оценка рыночной стоимости арендной платы одного квадратного метра земельного участка обшей площадью 111693 кв. м., расположенного по адресу: г. Ярославль. Тормозное шоссе д. 119, и отраженная в отчете N 4509/11/10 "Оценка рыночной стоимости годовой арендной платы одного квадратного метра земельного участка" требованиям ФСО N 1, ФСО N 2, ФСО N 3, Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Если не соответствует, то в чем выражены нарушения указанных нормативных актов?
Территориальное управление с принятым определением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что при принятии решения о назначении проведения экспертизы суд должен руководствоваться положениями приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 04.07.2011 N 328 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)"; эксперта для проведения отчета об оценке назначает саморегулируемая организация оценщиков из числа сформированного при этой организации экспертного совета; Теркулова И.Ю. не является членом экспертного совета; проведение экспертизы отчета N 4509/11/10 не обязывает арендатора изменить размер арендной платы. Ответчик ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
ООО "Меркурий-Флот" в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с приведенными в ней доводами.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Истец и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Законность определения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе приостановить производство по делу в случае назначения арбитражным судом экспертизы.
Согласно части 2 статьей 147 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение суда о приостановлении производства по делу может быть обжаловано.
Согласно пункту 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 66 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" в случае приостановления производства по делу в связи с назначением экспертизы, назначение экспертизы, как основание приостановления, подлежит оценке судом при проверке законности определения о приостановлении производства по делу (часть 2 статьи 147 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Поскольку для выяснения вопросов, перечисленных в определении о назначении экспертизы, необходимы специальные познания, судом первой инстанции обоснованно на основании статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначена судебная экспертиза.
Назначенная экспертиза в силу части 1 статьи 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации явилась основанием для приостановления производства по настоящему делу.
В абзаце первом пункта 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 66 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" разъяснено, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не относит определение о назначении экспертизы к судебным актам, которые могут быть обжалованы в соответствии с частью 1 статьи 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому возражения по поводу назначения экспертизы могут быть заявлены при обжаловании судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (часть 2 статьи 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с этим доводы апелляционной жалобы, содержащие возражения по поводу назначения экспертизы, отклоняются судом апелляционной инстанции, но могут быть заявлены при обжаловании судебного акта, которым закончится рассмотрение дела по существу в силу части 2 статьи 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Вопрос по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции в силу положений подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, статьей 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
определение Арбитражного суда Ярославской области от 24.10.2011 по делу N А82-8484/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 66 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" в случае приостановления производства по делу в связи с назначением экспертизы, назначение экспертизы, как основание приостановления, подлежит оценке судом при проверке законности определения о приостановлении производства по делу (часть 2 статьи 147 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
...
Назначенная экспертиза в силу части 1 статьи 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации явилась основанием для приостановления производства по настоящему делу.
В абзаце первом пункта 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 66 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" разъяснено, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не относит определение о назначении экспертизы к судебным актам, которые могут быть обжалованы в соответствии с частью 1 статьи 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому возражения по поводу назначения экспертизы могут быть заявлены при обжаловании судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (часть 2 статьи 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с этим доводы апелляционной жалобы, содержащие возражения по поводу назначения экспертизы, отклоняются судом апелляционной инстанции, но могут быть заявлены при обжаловании судебного акта, которым закончится рассмотрение дела по существу в силу части 2 статьи 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А82-8484/2011
Истец: ООО "Меркурий-Флот"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области
Третье лицо: ИП Коновалов Андрей Анатольевич, ООО "Волжская торговая компания", Хохлова Валентина Анатольевна, ООО "Центр менеджмента оценки и консалтинга"