Комментарий к приказу Минздравсоцразвития России N 270,
ФСС РФ N 106 от 13 апреля 2007 г. "Об утверждении разъяснения
о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия
по уходу за ребенком"
Введенное Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется с 1 января 2007 года согласно Федеральному закону от 05.12.2006 N 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей" в новом порядке.
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком по месту работы (службы) в настоящее время имеют, в частности:
- матери, либо отцы, либо другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
- матери, проходящие военную службу по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
- матери, либо отцы, либо другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865 (далее - Положение N 865), определило порядок документального оформления пособия и условия его выплаты.
Значимым в части ухода за ребенком является также постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 870, в соответствии с которым исчисление среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
Приказ Минздравсоцразвития России N 270, ФСС РФ N 106 от 13.04.2007 "Об утверждении разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком" (далее - Приказ) дает развернутые разъяснения порядка назначения пособия по уходу за ребенком.
Со ссылкой на ст. 15 Закона N 81-ФЗ и п. 44 Положения N 865 определено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. При этом минимальный размер пособия составляет 1500 руб. в период отпуска по уходу за первым ребенком и 3000 руб. - в период отпуска по уходу за вторым и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6000 руб.
Для установления размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, рассчитываемого в календарных днях, необходимо определить среднемесячный заработок путем умножения среднего дневного заработка на среднемесячное число календарных дней - 30,4 (365 дн. : 12 мес.) (п. 5 Приказа).
Пособие по уходу за ребенком исчисляется в рублях и копейках (постановление ФСС РФ от 22.12.2004 N 111).
Обращаем внимание читателей журнала на то, что Приказ вступил в силу 26 мая 2007 года. Дело в том, что он был официально опубликован в "Российской газете" 15 мая 2007 года, а нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу (п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763).
Если, не имея никаких разъяснений, работодатель исчислял до 26 мая 2007 года пособие по уходу за ребенком иным способом: ежемесячно умножая среднедневной заработок на количество календарных дней в месяце нахождения в отпуске по уходу за ребенком, - у работодателя нет, по нашему мнению, обязанности производить перерасчет начиная с начала года, так как Приказ обратной силы не имеет.
При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком в соответствии с п. 43 Положения N 865 выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.
Пункт 5 Приказа трактует эту норму следующим образом: рассчитанный из среднего заработка за календарный месяц размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком необходимо делить на число календарных дней месяца, в котором исчисляется пособие. Сумма пособия определяется в этом случае путем умножения величины дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период осуществления ухода за ребенком в данном месяце.
Пример.
Женщина после отпуска по уходу за ребенком до полутора лет приступила к работе с 11 июля 2007 года.
40% ее среднедневного заработка, исчисленного в установленном порядке, составляет 150 руб. в день.
Сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет была определена ей в размере 4560 руб. (150 руб. x 30,4 дн.).
За июль ей причитается 1470 руб. 97 коп. (4560 руб. : 31 дн. x 10 дн.).
Приказом также разъяснено, что несовершеннолетний работник, достигший возраста 16 лет, в случае рождения у него ребенка вправе самостоятельно осуществлять родительские права и получать рассматриваемое пособие на ребенка и другие детские пособия (п. 4 Приказа).
Работодателю иностранного работника следует иметь в виду, что в соответствии с абзацем четвертым части первой ст. 1 Закона N 81-ФЗ действие данного Федерального закона распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации и подлежащих обязательному социальному страхованию.
Пункт 7 Приказа уточняет, что с 1 января 2007 года иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории Российской Федерации и не подлежащие обязательному социальному страхованию (например, исполнители, связанные с организацией гражданско-правовыми договорами), не имеют права на получение государственных пособий, связанных с материнством и детством.
В то же время иностранные граждане и лица без гражданства, не подлежащие обязательному социальному страхованию, но проживавшие на территории Российской Федерации на законных основаниях по состоянию на 31 декабря 2006 года, являются в настоящее время субъектами длящихся правоотношений, в рамках которых для данной категории лиц сохраняется право на получение государственных пособий на детей.
В соответствии с п. 50 Положения N 865 иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории Российской Федерации и не подлежащие обязательному социальному страхованию, представляют для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком копию разрешения на временное проживание по состоянию на 31 декабря 2006 года. Данный пункт Положения N 865 применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации, которые имели статус временно проживающих на территории Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2006 года.
Индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, также имеют право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, обеспечение которым осуществляется в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".
Пункт 6 Приказа поясняет, что в случае уплаты данной категорией граждан страховых взносов в ФСС РФ назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком будет осуществляться этим Фондом.
В случае неуплаты страховых взносов в ФСС РФ вышеуказанной категорией граждан независимо от осуществления или прекращения своей деятельности ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства как лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, в размере 1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. - по уходу за вторым и последующими детьми в соответствии с абзацем вторым п. 44 Положения N 865.
М.А. Климова
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 8, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1