Какой порядок реализации движимого и недвижимого имущества установлен для открытых акционерных обществ, 100% акций которых находятся в собственности государства?
При решении данного вопроса следует руководствоваться положениями Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО), касающимися крупных сделок (статьи 78-79) и сделок с заинтересованностью (статьи 81-84).
Так, крупная сделка (связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества стоимостью 25% и более балансовой стоимости активов общества) и сделка с заинтересованностью должны быть одобрены советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров.
По общему правилу решение об одобрении крупной сделки стоимостью от 25% до 50% балансовой стоимости активов общества принимается всеми членами совета директоров общества единогласно, а стоимостью более 50% - общим собранием акционеров большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании.
Порядок одобрения сделок с заинтересованностью предусмотрен в статьях 81-84 Закона об АО.
Крупная сделка или сделка с заинтересованностью, совершенная с нарушением установленных требований, может быть признана недействительной по иску общества или акционера.
Но есть и другая точка зрения. Она заключается в том, что здесь следует применять нормы Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации). И вот почему.
1. Согласно ст. 1 Закона о приватизации любое возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, ее субъектов или муниципальных образований имущества, должно осуществляться исключительно в порядке приватизации. И лишь к отношениям, не урегулированным Законом о приватизации, применяются нормы гражданского законодательства (п. 4 ст. 3 Закона о приватизации). Полагаем, что данная норма касается и субсидиарного порядка применения Закона об АО.
2. Данный вывод косвенно подтверждается следующими рассуждениями.
Правовое положение открытых акционерных обществ (ОАО), акции которых находятся в государственной (муниципальной) собственности, закреплено в ст. 39 Закона о приватизации. Согласно п. 2 этой статьи полномочия общего собрания акционеров ОАО, 100% акций которого находится в государственной (муниципальной) собственности, осуществляются от имени соответствующего собственника акций в порядке, определенном соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. При этом предусмотренные Законом об АО процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров не применяются.
Иначе говоря, в "государственных" ОАО управление по сути сведено к двум составляющим: "собственник - единоличный исполнительный орган".
Согласно Закону об АО имущественные полномочия общего собрания (в нашей ситуации - собственника государственного или муниципального имущества) фактически сводятся к двум случаям:
- одобрение сделок с заинтересованностью (подп. 15 п. 1 ст. 48 Закона об АО);
- одобрение крупных сделок (подп. 16 п. 1 ст. 48 Закона об АО).
Такие действия, как принятие решения об участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях и т.п. (подп. 18 п. 1 ст. 48 Закона об АО) или приобретение обществом размещенных акций (подп. 17 п. 1 ст. 48 Закона об АО), должны осуществляться в рамках процедуры приватизации.
К сожалению, Закон о приватизации четкого ответа на вопрос, как должна происходить реализация имущества, принадлежащего такому обществу, не дает.
Правительство РФ, уполномоченный государственный орган РФ, соответствующий орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления своими нормативными актами должны определить порядок управления имуществом такого "государственного" ОАО.
В том числе, по нашему мнению, необходимо утвердить следующие перечни объектов имущества:
- имущества, изъятого или ограниченного в обороте;
- имущества, которым ОАО как хозяйствующий субъект вправе распоряжаться самостоятельно (см., например, ст. 8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ).
Думается, что при отсутствии в нормативных актах соответствующего органа власти указанных положений, любая сделка по отчуждению имущества "государственного" ОАО может быть оспорена в судебном порядке как совершенная с нарушением закона. Кроме того, в уставе общества должны быть закреплены права органа, осуществляющего полномочия общего собрания акционеров ОАО, а также право единоличного исполнительного органа распоряжаться имуществом общества для обеспечения его текущей деятельности в установленных пределах.
Таким образом, документами, устанавливающими порядок реализации движимого и недвижимого имущества открытых акционерных обществ, 100% акций которых находятся в собственности государства, являются:
- нормативные акты собственника ОАО (Правительство РФ или соответствующий орган власти РФ (субъекта РФ)), 100% акций которого находятся в собственности государства;
- устав ОАО;
- акты органа, осуществляющего полномочия общего собрания акционеров ОАО, принятые в пределах его компетенции.
Л. Зуйкова,
эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"
1 сентября 2007 г.
"Новая бухгалтерия", выпуск 9, сентябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16