г. Санкт-Петербург |
|
20 января 2012 г. |
Дело N А56-30378/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Г.Савицкой, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А. Алыбиной
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): предст. Агеева Е.А. - доверенность N 01-20/12873 от 07.12.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21343/2011) ООО "Гомеопатическая фармация" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.10.2011 по делу N А56-30378/2011 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Гомеопатическая фармация"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
о признании незаконным и отмене решения N 26-9053-6111-0 от 18.05.2011
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гомеопатическая фармация" (ОГРН 1037828017590, место нахождения: 197198, Санкт-Петербург, Большой пр., д. 2) (далее - общество, заявитель, ООО "Гомеопатическая фармация") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН 1099847008546, место нахождения: 191104, Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 39) (далее - Департамент) от 18.05.2011 N 26-9053-6111-0 об отказе в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Решением суда от 06.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Гомеопатическая фармация", ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, просит решение суда от 06.10.2011 отменить и удовлетворить требования заявителя. Податель жалобы ссылается на то, что Методические рекомендации по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение носят только рекомендательный характер и не могут служить причиной отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Кроме того, податель жалобы указывает на то, что в обжалуемом решении суда отсутствуют доказательства, подтверждающие вывод Департамента о наличии у общества отходов от фармацевтической деятельности, а также не отражен вопрос о возможности устранения опечаток в проекте.
В судебном заседании представитель Департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда от 06.10.2011 без изменения.
ООО "Гомеопатическая фармация", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Гомеопатическая фармация" обратилось в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному округу с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (вх. N 26/6111 от 24.03.2011).
По результатам рассмотрения представленного обществом проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) Департаментом принято решение N 26-9053-6111-О от 18.05.2011 об отказе в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на основании пункта 10 Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 "О порядке разработки и утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" по причине наличия в составе материалов заявителя недостоверной информации, а именно:
1) в ПНООЛР не учтены отходы от фармацевтической деятельности;
2) в разделе "Сведения об отходах" приведенные в составе представленного заявителем ПНООЛР сведения о составе отхода "твердые коммунальные отходы (смет с территории)" не подтверждены документально, либо результатами аналитических исследований, проведенных в установленном порядке лабораториями, техническая компетенция которых подтверждена;
3) указанные в представленном заявителем ПНООЛР нормативы образования отходов определены с нарушением требований:
- в расчете годового норматива образования отхода "ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки и отработанные и брак" исходные сведения "марка лампы", "количество часов работы одной лампы" не соответствуют сведениям, представленным в приложении 3;
- в расчете годового норматива образования отхода "отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами" исходные сведения "размеры убираемой торговой площади" не соответствуют сведениям, представленным в приложении 3;
- в расчете годового норматива образования отхода "твердые коммунальные отходы (смет с территории)" исходные сведения "площадь убираемой, территории с твердым покрытием" не подтверждены;
4) в разделе ПНООЛР "Предложения по лимитам на размещение отходов", в таблице 12.1 графы 6 и 7 заполнены неверно (в данных графах указывают следующие сведения: наименование объекта размещения отходов, собственник объекта/эксплуатирующая организация).
Полагая незаконным отказ Департамента в согласовании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, общество оспорило его законность в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленный обществом ПНООЛР (вх.N 26/6111 от 24.03.2011) не соответствовал Методическим указаниям по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 N 703, что исключало возможность принятия Департаментом правильного решения об установлении нормативов.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества в связи со следующим.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", Приказом Росприроднадзора от 29.09.2010 N 283 Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу с 01.10.2010 осуществляются функции, в том числе, по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы; проведение работы по паспортизации отходов, в том числе выдача свидетельств о классе опасности отходов для окружающей среды и согласование паспортов отходов I-IV классов опасности.
Исполнение переданных полномочий Департамент обеспечивает в установленном законодательством порядке, в том числе руководствуясь нормативными документами, утвержденными Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Правил нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Для утверждения ПНООЛР индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы с заявлением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещением с приложением документов, указанных в пункте 7 Правил.
Согласно пункту 10 Правил основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является наличие недостоверной информации в составе указанных заявления и документов.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 N 703 (зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 17.01.2008 N 10891) утверждены Методические указания по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Методические указания).
Согласно пунктам 1, 2 Методических указаний они предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, а также территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, принимающих решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Методические указания определяют единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и устанавливают требования к форме и содержанию (приложение N 1, 2, 3 - образцы оформления проектов, включая требования к форме и содержанию всех таблиц, указания по их заполнению и образцы заполнения иных разделов проектов).
Как следует из материалов дела, согласно представленному заявителем в Департамент ПНООЛР основным видом деятельности общества является изготовление гомеопатических форм и торговля лекарственными препаратами.
В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск и хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Пунктом 15 статьи 4 указанного закона предусмотрено, что гомеопатическое лекарственное средство - лекарственное средство, произведенное или изготовленное по специальной технологии, что позволило Департаменту сделать обоснованный вывод о наличии у общества отходов от фармацевтической деятельности.
Согласно пункту 20 Методических указаний, в разделе проекта "Сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы", представляются сведения о хозяйственной деятельности или иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы, а также приводится характеристика производственных процессов, как источников образования отходов.
Сведения о производственных процессах как источниках образования отходов представляются в текстовой форме или в виде блок-схем по каждому производственному участку.
По каждому структурному подразделению (цеху, участку и т.д.), информация по которым включена в проект, представляются блок-схемы технологических процессов, включающие в виде отдельных блоков: используемые сырье, материалы, полуфабрикаты, иное; производственные операции; производимую продукцию (оказываемые услуги, выполняемые работы); образующиеся отходы (по происхождению или условиям образования); операции по дальнейшему обращению с отходами, включающие использование, обезвреживание, размещение отходов, передачу отходов другим структурным подразделениям или другим хозяйствующим субъектам.
Информация об образовании отходов при производстве продукции, осуществлении работ и услуг представляется в проект согласно образцам 2.2 - 2.4 Приложения 2 к Методическим указаниям. Источником информации для подготовки данного раздела проекта служат результаты инвентаризации отходов.
Между тем, в представленном обществом ППООЛР указаны сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, в том числе, деятельность рецептурного отдела по изготовлению гомеопатических лекарственных средств, однако образованные в результате этой деятельности отходы указаны как отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (том 1 л.д.80-81).
Таким образом, как правомерно установлено Департаментом и судом первой инстанции, в представленном обществом ППООЛР не учтены отходы, образующиеся от фармацевтической деятельности. Факт отсутствия таких отходов обществом документально не доказан.
Также судом установлено, что указанные в представленном ППООЛР нормативы образования отходов определены с нарушением требований.
В соответствии с пунктом 22 Методических рекомендаций в разделе проекта "Расчет и обоснование годовых нормативов образования отходов" представляются расчеты нормативов образования отходов, рассчитанные (определенные) для каждого вида отхода с использованием методов определения (расчета) нормативов образования отходов, приведенных в разделе II Методических указаний.
Расчеты нормативов для каждого вида отхода оформляют в отдельном подразделе.
Рекомендуется использовать исходные данные для расчетов, производимых методами материально-сырьевого баланса, расчетно-аналитическим и статистическим, представлять в табличном виде согласно Приложению 1 к Методическим указаниям.
При использовании метода расчета по удельным показателям допускается представлять расчеты и обоснования в текстовой форме.
В текстовой форме приводятся по каждому виду отхода ссылки на соответствующие источники сведений, а также на приложения, удостоверяющие те или иные количественные показатели.
Как следует из материалов дела, в приложении N 3 "Исходные данные для разработки проекта" количество установленных в аптеке ламп составляет 42 штуки, марка лампы ЛБ-40 (том 1 л.д.108). Представленный расчет и обоснование годовых нормативов образования отходов был рассчитан исходя из количества 214 штук ламп марки ЛБ-20 (том 1 л.д.88-89).
В приложении N 3 "Исходные данные для разработки ПНООЛР" размер убираемой торговой площади составляет 17 кв.м. (том 1 л.д.108). Между тем, согласно расчету и обоснованию годовых нормативов образования отходов норматив образования отходов от уборки торговых площадей был рассчитан исходя из 18 кв. м. (том 1 л.д.88-89).
Кроме того, в разделе проекта "Предложения по лимитам на размещение отходов" в таблице 12.1 графы 6 и 7 заполнены обществом неправильно, поскольку в данных графах указывают наименование объекта размещения отходов, собственник объекта/эксплуатирующая организация.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами заявителя о том, что в оспариваемом решении от 18.05.2011 N 26-9053-6111-0 об отказе в установлении нормативов образования и лимитов на их размещение Департамент необоснованно указал на то, что в разделе "Сведения об отходах" приведенные в составе представленного заявителем ПНООЛР сведения о составе отхода "твердые коммунальные отходы (смет с территории)" не подтверждены документально, либо результатами аналитических исследований. Как следует из материалов дела и подтвердил представитель Департамента в судебном заседании, обществом были представлены документы, подтверждающие указанные в ПНООЛР сведения о составе отхода "твердые коммунальные отходы (смет с территории)" (письмо Северо-Западного управления Ростехнадзора N 17-1/15969 от 15.10.2010, письмо ФГУ "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" от 02.07.2010 N 51847, паспорт опасного отхода, свидетельство о классе опасности отхода, том 1 л.д.131-135).
Вместе с тем ошибочное указание в пункте 2 решения Департамента от 18.05.2011 N 26-9053-6111-О на то, что обществом документально не подтверждены сведения о составе отходов "твердые коммунальные отходы (смет с территории)", не повлияло в целом на правомерность вынесенного Департаментом решения об отказе в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что представленный обществом проект не соответствовал требованиям, установленным в Методических указаниях, и содержал недостоверную информацию (пункты 1, 3 и 4 решения от 18.05.2011 N 26-9053-6111-0), что исключало возможность принятия Департаментом правильного решения по установлению лимитов на размещение отходов.
В соответствии с пунктом 10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50, наличие в составе заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и прилагаемых к нему документах недостоверной информации является основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
При таких обстоятельствах, Департамент правомерно вынес решение от 18.05.2011 N 26-9053-6111-0 об отказе в установлении обществу нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Ссылки общества на то, что в допущенные в представленном ППООЛР опечатки в приложении 3, графах 6 и 7 таблицы 12 являются устранимыми в ходе доработки проекта и не могут являться основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Методические указания по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не предусматривают обязанность органа обеспечить заинтересованному лицу при наличии в проекте нормативов опечаток и ошибок возможность их исправления. В силу вышеприведенных правил, при наличии в проекте недостоверной информации Департамент принимает решение об отказе в установлении нормативов. Кроме того, как правомерно указал суд первой инстанции, общество не лишено возможности повторно обратиться в Департамент с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представить новый ППООЛР с учетом исправления ранее обнаруженных недостатков в его содержании.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда от 06.10.2011.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу статьи 110 АПК РФ подлежат оставлению на подателе жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 октября 2011 года по делу N А56-30378/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гомеопатическая фармация" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", Приказом Росприроднадзора от 29.09.2010 N 283 Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу с 01.10.2010 осуществляются функции, в том числе, по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы; проведение работы по паспортизации отходов, в том числе выдача свидетельств о классе опасности отходов для окружающей среды и согласование паспортов отходов I-IV классов опасности.
...
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок).
...
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 N 703 (зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 17.01.2008 N 10891) утверждены Методические указания по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Методические указания).
...
В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск и хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
...
В соответствии с пунктом 10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50, наличие в составе заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и прилагаемых к нему документах недостоверной информации является основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение."
Номер дела в первой инстанции: А56-30378/2011
Истец: ООО "Гомеопатическая фармация"
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21343/11