город Воронеж |
|
19 января 2012 г. |
Дело N А48-2615/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей: Скрынникова В.А.,
Михайловой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
в отсутствие неявившихся в судебное заседание сторон, извещенных надлежащим образом: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (истец) и ИП Тер-Меликяну М.М. (ответчик),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тер-Меликяна Мелкона Мкртичовича на решение Арбитражного суда Орловской области от 16.08.2011 по делу N А48-2615/2011, по заявлению ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области к индивидуальному предпринимателю Тер-Меликяну Мелкону Мкртичовичу (ОГРН 308574219300014) о взыскании финансовой санкции в сумме 1039,20 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловской районе Орловской области (далее - орган Пенсионного фонда, Управление) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Тер-Меликяну Мелкону Мкртичовичу (далее - Предприниматель) о взыскании 1039,20 руб. финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 16.08.2011 Предпринимателя в пользу Управления взыскан штраф в сумме 1039,20 руб. Также с Предпринимателя в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в сумме 2000 руб.
Предприниматель, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Орловской области от 16.08.2011 года, и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование апелляционной жалобы Предприниматель указывает на то, что вывод суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствует положениям Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Ссылаясь на положения вышеуказанного Федерального закона, а также на Инструкцию по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (утв. Постановлением Правления ПФ РФ от 31.07.2006 N 192п), Предприниматель указывает, что у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы и не являющихся страхователями, отсутствует обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения по форме СЭВ-6-1 и описи по формам АДВ-6-2 и АДВ-6-3. Следовательно, ответственность, установленная ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за нарушение обязанности, предусмотренной п.5 ст. 11, по мнению Предпринимателя, не применима.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились. На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт подлежит частичной отмене.
Как следует из материалов дела, Тер-Меликян Мелкон Мкртичович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и состоит на учете в управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области в качестве страхователя за регистрационным номером 067020100371.
Из представленных по делу доказательств следует, что Управлением в отношении Предпринимателя проведена проверка своевременности представления страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.
Должностным лицом Управления был установлен факт, что Предпринимателем сведения за 2010 год, необходимые для индивидуального персонифицированного учета, представлены 23.03.2011, в то время как установленный срок - до 01.03.2011.
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 672 от 23.03.2011, который, согласно отметке на документе, был вручен лично Предпринимателю 23.03.2011. Одновременно в акте содержалась информация о его рассмотрении с учетом представленных страхователем документов 13.04.2011.
По результатам рассмотрения акта в отсутствие неявившегося Предпринимателя начальником Управления принято решение от 13.04.2011 N 672 о привлечении Предпринимателя к ответственности за нарушение пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания штрафа в сумме 1039,20 руб. Указанное решение было направлено Предпринимателю заказной корреспонденцией 13.04.2011.
Требованием N 672 от 11.05.2011, направленным Предпринимателю заказным письмом в дату вынесения, Управление предложило Предпринимателю в добровольном порядке уплатить сумму финансовых санкций в срок до 28.05.2011.
Неуплата финансовых санкций в добровольном порядке послужила основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании.
Судом первой инстанции заявленные требования были удовлетворены, при этом суд исходил из наличия у Предпринимателя обязанности по представлению вышеуказанных документов в установленный законодательном срок, в связи с чем, привлечение Предпринимателя к ответственности по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ признано судом первой инстанции правомерным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с таким выводом суда первой инстанции, положенным в основу обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в соответствующей редакции) страхователи, под которыми понимаются, в том числе, физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, - застрахованные лица, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), обязаны ежегодно представлять в орган пенсионного фонда по месту своей регистрации в качестве страхователей сведения, необходимые для персонифицированного учета.
Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, в том числе, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу пунктов 5, 6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей с 01.01.2011) физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет органу пенсионного фонда следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа.
Исходя из своей компетенции, закрепленной в Положении о нем, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 N 321, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере социального развития и труда, утвердило Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (применительно к рассматриваемому периоду - Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н (ред. от 27.07.2010), зарегистрирован в Минюсте РФ 16.02.2010 N 16440). Согласно положениям данной Инструкции, в том числе пунктам 38, 39, сведения, представляемые страхователями-физическими лицами, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, заверяются подписью этих лиц; сведения, содержащиеся в представленных страхователем документах, подготовленных с нарушением Инструкции и требований к формам данных документов и правил их заполнения, в лицевые счета не вносятся.
Пункт 42 Инструкции предусматривает, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, до 1 марта, следующего за истекшим календарным годом, представляет в территориальный орган фонда сведения об уплаченных страховых взносах за отчетный период вместе с копией платежного документа и расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 167-ФЗ Предприниматель признается застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.
Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, определена обязанность ежегодно представлять до 1 марта сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
В нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ и статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Предприниматель сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год, представил с нарушением установленного срока.
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, Предприниматель, как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы и признаваемое застрахованным лицом, является субъектом вменяемого правонарушения.
Взыскание исчисленной суммы штрафа производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. На обязательный судебный порядок взыскания санкций, установленных абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", указано также в пункте 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 года N 105.
Проверяя правильность расчета суммы штрафа, суд установил, что Предприниматель уплачивал в 2010 году страховые взносы в виде фиксированного платежа исходя из стоимости страхового года в размере 10 392 руб. (установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2010 N 443 "О стоимости страхового года на 2010 год"). Следовательно, Управлением правомерно исчислена финансовая санкция в сумме 1039 руб. (10 392 руб. х 10%).
Отклоняя довод Предпринимателя в апелляционной жалобе, что им выполнена обязанность по представлению сведений, указанных в подпунктах 1-3 пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, путем представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-2 ПФР, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Обязанность по представлению индивидуальных сведений является самостоятельной по отношению к обязанности по представлению отчетности по начисленным и уплаченным страховым взносам. Так, в статье 14 Федерального закона N 167-ФЗ разделены обязанности страхователя: своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет; а также представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Предоставление индивидуальных сведений о стаже и заработке по форме РСВ-2 законодательством о персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования не предусмотрено, и в силу изложенной позиции о самостоятельном характере обязанности по представлению индивидуальных сведений представление Предпринимателем формы РСВ-2 в порядке отчетности не свидетельствует об исполнении им своей обязанности по предоставлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что Предприниматель самостоятельно представил Управлению индивидуальные сведения по форме СЗВ-6-1, но с нарушением срока (23.03.2011, а не до 01.03.2011), что установлено проверкой Управления. Данное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела протоколом приема отчетности по страховым взносам и сведений индивидуального (персонифицированного) учета N 45/39739 от 23.03.2011.
В этой связи орган Пенсионного фонда сделал обоснованный вывод о совершении Предпринимателем правонарушения в виде нарушения срока представления индивидуальных сведений, ответственность за которое установлена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Указанные выводы Управления правомерно поддержаны судом первой инстанции.
В тоже время суд апелляционной инстанции, рассматривая заявленные требования, считает возможным снизить размер взыскиваемых Управлением с Предпринимателя штрафных санкций, руководствуясь следующим.
В статье 2 Закона N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) определено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Таким образом, применительно к порядку привлечения к ответственности, предусмотренной статьи 17 Федерального закона N 27-Ф, подлежат применению положения, установленные Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Частью 4 пункта 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, предусмотрен пунктом 1 статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ. В частности, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
Частью 4 пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
При этом следует отметить, что, определяя перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, пенсионным законодательством не установлен порядок учета судом или соответствующим органом таких смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств. Однако такой порядок содержится в статье 114 Налогового кодекса Российской Федерации, положения которой могут быть применены к рассматриваемым правоотношениям исходя из аналогии закона. Согласно пункту 3 данной нормы при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса.
Из решения Управления N 672 от 13.04.2011 не усматривается, что при его вынесении должностным лицом выявлялись и не были выявлены обстоятельства, смягчающие ответственность Предпринимателя за совершенное правонарушение, и учтены при определении размера финансовых санкций.
Между тем, суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы конкретного дела, установив обстоятельства совершенного предпринимателем правонарушения и степень вины нарушителя, установив, что правонарушение совершено не умышленно, впервые, вследствие заблуждения Предпринимателя относительно формы предоставления индивидуальных сведений и что в результате совершения правонарушения не причинено ущерба бюджету, руководствуясь принципом соразмерности наказания совершенному деянию и применив положения части 4 статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ, а также статьи 114 Налогового кодекса, считает необходимым снизить размер штрафа в 10 раз до 104 руб.
При таких обстоятельствах, требования органа пенсионного фонда подлежат удовлетворению в части взыскания с Предпринимателя 104 руб. финансовых санкций.
В силу изложенного, решение Арбитражного суда Орловской области от 16.08.2011 по делу N А48-2615/2011 подлежит изменению, с ИП Тер-Меликяна Мелкона Мкртичовича в пользу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области подлежит взысканию штраф в сумме 104 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области следует отказать.
При рассмотрения вопроса о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции учтено следующее.
В силу абз. 1 п.п. 1 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 100 000 рублей государственная пошлина уплачивается в размере 4 процента цены иска, но не менее 2000 рублей.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ - в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Исходя из суммы финансовых санкций, взыскание которых признано судом апелляционной инстанции обоснованным (104 руб.), размер государственной пошлины, подлежащей взысканию в доход федерального бюджета с Предпринимателя, составит 200,15 руб.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Изменить решение Арбитражного суда Орловской области от 16.08.2011 по делу N А48-2615/2011.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Тер-Меликяна Мелкона Мкртичовича (зарегистрированного по адресу: г. Орел, ул. Рощинская, д.29, кв. 2; ОГРН 308574219300014, ИНН 575400718756) в пользу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области штраф в сумме 104 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя в Тер-Меликяна Мелкона Мкртичовича (ОГРН 308574219300014, ИНН 575400718756) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 200,15 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Орловской области.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 4 пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
При этом следует отметить, что, определяя перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, пенсионным законодательством не установлен порядок учета судом или соответствующим органом таких смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств. Однако такой порядок содержится в статье 114 Налогового кодекса Российской Федерации, положения которой могут быть применены к рассматриваемым правоотношениям исходя из аналогии закона. Согласно пункту 3 данной нормы при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса.
Из решения Управления N 672 от 13.04.2011 не усматривается, что при его вынесении должностным лицом выявлялись и не были выявлены обстоятельства, смягчающие ответственность Предпринимателя за совершенное правонарушение, и учтены при определении размера финансовых санкций.
Между тем, суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы конкретного дела, установив обстоятельства совершенного предпринимателем правонарушения и степень вины нарушителя, установив, что правонарушение совершено не умышленно, впервые, вследствие заблуждения Предпринимателя относительно формы предоставления индивидуальных сведений и что в результате совершения правонарушения не причинено ущерба бюджету, руководствуясь принципом соразмерности наказания совершенному деянию и применив положения части 4 статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ, а также статьи 114 Налогового кодекса, считает необходимым снизить размер штрафа в 10 раз до 104 руб."
Номер дела в первой инстанции: А48-2615/2011
Истец: ГУ УПФ РФ в г Орле и Орловском районе Орловской области
Ответчик: Тер-Меликян М. М.